25 мая, среда
Москва
Войти

Ку-клукс-клан, вечные младенцы и «пляжные крысы»: 10 фильмов с фестиваля американского артхауса Алиса Таёжная исследует программу American Arthouse Film Festival

13 декабря в Москве стартует фестиваль новых независимых американских фильмов American Arthouse Film Festival, на котором покажут десять важных инди-премьер прошедшего года — от канонической документалистики до комедий про неизбежность смерти. Большинство фильмов может похвастаться достойной фестивальной историей: их показывали на «Сандэнсе», в Венеции, Торонто и на других топовых международных фестивалях. Разбираемся, что и зачем смотреть в программе AAFF.

«Думал ли ты, кто стрелял из ружья?»

Режиссер: Трэвис Уилкерсон

Леденящий документальный детектив о расизме 40-х, который существует до сих пор

Автор фильма рассказывает личную историю: в 40-е годы в Алабаме его прадед убил чернокожего из огнестрельного оружия и остался совершенно безнаказанным. Правнук идет по следам давнего преступления, находя свидетельство смерти жертвы, анализируя семейную хронику и списываясь с ближайшими родственниками, чтобы восстановить последовательность событий. Он путешествует в Алабаму, рассказывает о южной лиге неонацистов, приезжает в город, где до сих пор заправляет ку-клукс-клан, берет интервью у борцов за гражданские права, вспоминает героев Харпер Ли и народных песен. Параллельно выясняется, что его прадед — не просто убийца, оставшийся без наказания, но еще и насильник, коррупционер и один из самых неприятных и при этом, что страшно, типичных людей своего времени.

«Думал ли ты, кто стрелял из ружья?» — неторопливый рассказ от первого лица, снятый в черно-белом варианте и захватывающий безо всякой зрелищности. Саспенс здесь появляется из реальности — за скупыми свидетельствами вырастают страшные детали прошлого, где жизнь ничего не стоила, а раса определяла судьбу. Наверное, самый сильный и неожиданный фильм фестиваля, не поверхностно охватывающий сразу несколько очень важных тем: преемственность привилегий, неизживаемый расизм и лицемерие официальной власти.

«Вечные дети»

Режиссер: Боб Байинтон

Черная антиутопия о мире будущего, где изобрели нестареющих младенцев

«В чем смысл вечного младенца, если он никогда не вырастет?» — спрашивает коммивояжеров потенциальная покупательница. Двое взрослых инфантилов парируют: «Ну вы же завели эти растения в вашем доме». В ближайшем будущем в результате генных экспериментов появился новый вид — вечные младенцы, которых можно прокормить всего лишь двумя таблетками в неделю и менять им памперсы с такой же периодичностью. Никакого другого участия такие дети не требуют — при этом, они никогда не вырастут. Так как аборты запрещены, вечный младенец становится удобным решением для людей, которые не в состоянии позволить себе что-то серьезнее цветка в горшке. В фирме, распространяющей вечных младенцев, работают такие же инфантильные взрослые: нацеленный на прибыль альфа-начальник (Ник Офферман из «Парков и зон отдыха») и абсурдная команда продажников. Один из них (Киран Калкин), например, платит посторонней женщине, чтобы она изображала его стервозную мать и отпугивала надоевших ему девушек.

«Вечные дети», снятый в стилистике мамблкор-кино, критикует консервативное общество, где многие трубят о семейных ценностях, но никто не готов вкладываться в реальную семью и брать на себя обязательства.

«Золотые выходы»

Режиссер: Алекс Росс Перри

Бруклинский любовный многоугольник в восхитительном драмеди об отношениях

Четверо американцев и одна девушка из Австралии — участники запутанной сети отношений, где существуют явные и потенциальные измены, вялый флирт и неуверенность в себе. Жена с металлическим голосом устала подозревать мужа, который нанимает на работу слишком хорошенькую ассистентку. Другой счастливо женатый бруклинец переживает новое увлечение — независимо от того, как нежно партнерша заглядывает ему в глаза.

«Золотые выходы» — кино об отсутствии секса в большом городе при его желании — снято одним из самых внимательных современных американцев Алексом Россом Перри. Все фирменные темы Перри как всегда в его распоряжении: нерешительность, нарциссизм, побег от ответственности, антигероичность и бесстрастные будни, в которых так легко захлебнуться. Безусловно, один из лучших фильмов года — невесомый, неописуемый и очень смешной в мелочах, с потрясающе сыгранным ансамблем любимых актеров (Хоровиц, Севиньи, Браунинг, Щварцман).

«Счастливчик»

Режиссер: Джон Кэрролл Линч

Последняя роль Гарри Дина Стэнтона — комедия о старике на пороге смерти

Каждое утро счастливчика, живущего в провинциальной американской дыре, начинается с зарядки, а продолжается регулярными ритуалами: осмотреть пустыню вокруг дома, спуститься в бар поболтать с другими более молодыми стариками, посмотреть на безумие современного мира через экран телевизора. Кажется, он совершенно самодостаточен, ничего не боится и может прожить вечность в мире, где время окончательно остановилось. Но у местного доктора для счастливчика не очень хорошие новости: болезнь так или иначе наступает ему на пятки.

Последняя роль любимого многими Гарри Дина Стэнтона, известного ролями у Вима Вендерса и Дэвида Линча, сыграна в фильме другого Линча, к «Твин Пиксу» и «Синему бархату» никакого отношения не имеющего. Фильм о тщете всего сущего, нашей конечности и черном юморе, вооружившись которым относиться к собственной недолговечности становится значительно проще, — одно из безусловных сокровищ ушедшего киногода.

«Любовники»

Режиссер: Азазель Джейкобс

Измены и уставший брак — в меланхоличной драме о расставании

Майкл и Мэри, живущие в браке большую половину жизни, давно превратились из трепетной пары в безучастных соседей. У нее есть темпераментный любовник, у него — преподавательница балета, слегка на взводе. Каждый шепчет новой второй половинке, что вот-вот все закончится и новая счастливая жизнь уже не за горами. Единственная причина для супружеской пары сохранить отношения — в полном составе встретить возвращающегося из колледжа сына и его подружку. Общие заботы и беспокойства на короткое время делают их ближе и внезапно дают надежду на возрождение усталых длительных отношений.

«Любовники» — «Мужья и жены» нового поколения — касаются важнейшего явления в современной семье: распада браков после того, как общие дети покидают родительское гнездо. Драма о новых связях и выветрившейся любви пережита четырьмя актерами так, что язык не повернется назвать это игрой, а не реальными переживаниями.

«Колумбус»

Режиссер: Когонада

Диалоговая драма о конфликте отцов и детей на фоне модернистской архитектуры

Молодой кореец Джин приезжает в захолустный городок Индианы, чтобы встретиться со своим отцом — он лежит в больнице и вот-вот должен выйти из комы. С сыном он, известнейший архитектор, почти никогда не общался, жил для себя и работы, много путешествовал. В момент растерянности Джин заводит случайную беседу с местной библиотекаршей Кейси — умной молодой девушкой, которая после школы решила не ехать в колледж, а устроиться работать в Колумбусе, чтобы быть рядом с больной матерью. В их диалогах об архитектуре и жизненном выборе считывается их общее одиночество и полная растерянность во всех вопросах, касающихся близости.

«Колумбус» — неторопливый разговорный фильм об ощущении чужестранца в собственной жизни, нарушенной привязанности и привычке детей определять себя через оценки и взгляды родителей или вопреки им.

«Экслибрис»

Режиссер: Фредерик Вайсман

Нью-Йоркская публичная библиотека в объективе классика мировой документалистики

Имя Фредерика Вайсмана в титрах — всегда хороший знак. С первого своего фильма, снятого 50 лет назад, он путешествует в полузакрытые американские среды, чтобы рассказать, как изнутри устроена школа, спортивная команда, психиатрическая лечебница, Беркли или самый многонациональный район Нью-Йорка. В этот раз повезло Нью-Йоркской публичной библиотеке — месту, где сосуществуют встречи со знаменитыми писателями, могущественный архив, читательские клубы и детские кружки.

Пугающий хронометраж фильма — 3 часа 15 минут (типичный для позднего Вайсмана) — необходим, чтобы зритель избавился от самоуверенности первого впечатления и окунулся в недоступную ему ежедневность мира, устроенного по собственному разумению. Библиотека в фильме Вайсмана предстает как отдельная экосистема, где соседствуют разные поколения и системы знаний, а мудрость столетий живет рядом с незаметными решениями сегодняшнего дня.

«Гук»

Режиссер: Джастин Чон

Драма о расовой нетерпимости в современном Лос-Анджелесе

Gook — обращение-аналог расистского n-word в отношении корейцев, а иногда и всех американцев азиатского происхождения. Двое корейских братьев держат небольшой и еле выживающий магазинчик обуви на окраине Лос-Анджелеса начала 90-х: они держатся особняком, активно общаются только со своим сообществом и афроамериканской девочкой Камиллой. Ребенок из семьи, где всё диктуют жестокость и нищета, она часто приходит в корейский магазин — ей не очень хочется в школу, еще меньше хочется домой, а по сути, ей просто некуда деваться. На улицах Лос-Анджелеса тем временем начинаются беспорядки, вызванные полицейским произволом: только гнев афроамериканского сообщества губит не виновников происходящего, а таких же бесправных людей, как и они. Именно в этот момент на капоте машины главного героя появляется надпись Gook.

«Гук» — это черно-белая драма о ненависти, сжигающей все на своем пути, и клановости, которая мешает видеть друг в друге живых людей, а не расовые стереотипы.

«Пляжные крысы»

Режиссер: Элайза Хиттман

Бруклинская драма о гомофобии и маскулинной агрессии

Фрэнки — симпатичный и бестолковый бруклинский подросток на пороге совершеннолетия. Он живет на окраине в бедной семье с больным отцом, понимающей матерью и младшей сестрой, но обычно проводит время на улице — с такими же полунищими и неопределившимися дружками, наркотиками и гулянками под открытым небом. Во время пятничного салюта с ним знакомится Симона — милая брюнетка из этого же мира. И пока друзья шутят, что Фрэнки теперь стал подкаблучником, он со страхом ждет разоблачения: все вечера последнего времени он проводил в гей-видеочате Brooklyn Boys, общаясь на камеру с незнакомцами часто старше себя.

Типичный фильм о взрослении, уходящий корнями в Ларри Кларка, — о внутренней гомофобии, расслоении и агрессии, которые никуда не исчезли и не исчезнут даже после легализации однополых браков.

«Непокой»

Режиссер: Дженнифер Бреа

Документальное исследование синдрома хронической усталости

Выпускница Гарварда, фанатка активных видов спорта и счастливо вышедшая замуж Дженнифер в какой-то момент жизни просто падает без сил и не может встать. После долгих месяцев обследований, неправильного лечения и неквалифицированных врачей она получает странный и противоречивый диагноз «синдром хронической усталости»: по поводу него нет консенсуса даже в медицинских кругах. Используя свою историю болезни как основу для расследования, Дженнифер начинает снимать себя в те дни, когда ее никто не видит, а также искать людей с похожими симптомами в Сети, формулировать главные вопросы к врачам и искать причины своего состояния.

История одной больной девушки перерастает в расследование медицинской безответственности, нарушения гражданских прав и замалчивания сложных и неоднозначных диагнозов, о которых нам так мало известно. «Непокой» — фильм о преодолении стигмы больного и загадочном недуге, который переживают куда чаще, чем рассеянный склероз. Такое кино делает невидимое видимым, а якобы несущественное — предметом разговора.


Обложка: Cinereach / Animal Kingdom / Secret Engine

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

25 триллеров XXI века, которые нужно видеть
25 триллеров XXI века, которые нужно видеть От «Ведьмы» до «Убийства священного оленя»
25 триллеров XXI века, которые нужно видеть

25 триллеров XXI века, которые нужно видеть
От «Ведьмы» до «Убийства священного оленя»

30 фильмов этой зимы
30 фильмов этой зимы Новые «Звездные войны», «Смерть Сталина» и та самая лента, из которой вырезали Кевина Спейси
30 фильмов этой зимы

30 фильмов этой зимы
Новые «Звездные войны», «Смерть Сталина» и та самая лента, из которой вырезали Кевина Спейси

 Донбасс, Звягинцев и бытовой расизм: 10 главных фильмов «Артдокфеста»
Донбасс, Звягинцев и бытовой расизм: 10 главных фильмов «Артдокфеста» Мария Кувшинова — о лучших работах про постсоветскую реальность
 Донбасс, Звягинцев и бытовой расизм: 10 главных фильмов «Артдокфеста»

Донбасс, Звягинцев и бытовой расизм: 10 главных фильмов «Артдокфеста»
Мария Кувшинова — о лучших работах про постсоветскую реальность

«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года
«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года 20 самых прилипчивых песен уходящего года — и где мы их могли услышать
«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года

«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года
20 самых прилипчивых песен уходящего года — и где мы их могли услышать

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Первая полоса

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Подпишитесь на рассылку