Что смотреть на фестивале «Послание к человеку» Блеск и нищета русского IT, Соррентино о Берлускони, Лозница о Дне победы, «Сопротивление 1968–2018», Джем Коэн и другие показы

В субботу, 15 сентября, главный петербургский кинофестиваль «Послание к человеку» откроется в двадцать восьмой раз. Программа масштабная: разобраться в двухстах фильмах кажется не очень простой задачей. Но на самом деле фестивальные события можно разложить на несколько разных категорий по довольно простой логике.

Несколько лет назад «Послание» сменило стратегию и из сугубо интеллигентного мероприятия превратилось в большое городское событие. Речь не только о церемонии открытия, которую три года назад начали проводить на Дворцовой площади с концертами и приглашенными звездами, но и о смысловой части. В конкурсе по-прежнему все, кроме игрового полнометражного кино: документальное, экспериментальное и несколько игровых короткометражек. Его собирает команда во главе с Алексеем Медведевым, одним из лучших российских кураторов. В параллельных программах можно найти большие хиты арт-мейнстрима — каннские и берлинские премьеры, а также популярный док. И есть события в стороне от красных дорожек — концептуальные программы, лекции и одна конференция. Мы выбрали самое интересное в каждой из этих условных трех категорий.

Конкурс


«Бесконечный футбол»

реж. Корнелиу Порумбою

Корнелиу Порумбою уже снял о футболе «Вторую игру», и новое погружение в волшебный мир румынского спорта доставляет не меньшую радость. Лаурентиу, неприметный мужичок средних лет, когда-то сломал ногу в футбольном матче и всю последующую жизнь посвятил реформе игры. В кадре он с жаром излагает новые, усложненные и досконально разработанные, правила футбола. Успехов Лаурентиу пока не достиг, но его это не останавливает. Величие румынского кино в том, что правду там не отличить от вымысла — дебют Порумбою «12:08 к востоку от Бухареста» этой проблеме, собственно, и посвящен. Вероятно, это общая особенность этой части суши, где абсурд гармонично встроен в действительность. Лаурентиу — персонаж совершенно комический, маленький человек с идеей фикс, и некоторые подробности как будто придуманы специально (он, например, работает мелким чиновником, а это типичный герой восточноевропейской литературы).

Расписание

«День прогульщика»

реж. Ивет Лукас, Патрик Бреснан

Несколько мечтательное кино о компании подростков, которые в понедельник после выпускного отправляются плескаться на пляж. В 17-минутном фильме, строго говоря, ничего не происходит, но он и не о событии, а о состоянии неопределенности между детством и взрослой жизнью. Можно назвать «День прогульщика» документальной вариацией жанра взросления, в американском кино известного нам по «Американским граффити» и «Под кайфом и в смятении». Это одна из 32 короткометражных работ в международном конкурсе.

Расписание

«День Победы»

реж. Сергей Лозница

Еще кое-что о постсоветской действительности рассказывает в своем фильме Сергей Лозница. Здесь заострен известный парадокс современной русской жизни, в которой стикер «На Берлин» может быть наклеен на машину немецкого производства. Дело происходит 9 мая в берлинском Трептов-парке у памятника советскому солдату, и многие из российских эмигрантов, которые приходят сюда праздновать годовщину Победы, не видят противоречия между своим немецким ПМЖ и русским патриотическим угаром. Как и в «Аустерлице», камера беспристрастно наблюдает за тем, что творится перед ее объективом, а режиссерское присутствие обнаруживается только в выборе объекта и монтаже.

Расписание

«Признаки жизни»

реж. Наталья Касьянова

Блеск и нищета русского IT: за многозначительным названием (такое было у Херцога и Оксимирона) скрывается документальная комедия об Иннополисе, татарском Сколкове, где все жители и администрация состоят в чате в вотсапе и имеется идиотский робот Гагарин, который не умеет делать ничего полезного. Фильм о российском прожектерстве сняла Наталья Касьянова, выпускница школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Вообще, как это обычно и бывает, в национальном конкурсе «Послания» сразу несколько разбежкинских учеников, а «Белую маму» Зоси Родкевич и Евгении Останиной — фильм-наблюдение о приемном мальчике в многодетной семье — включили даже в международную программу.

Расписание

Экспериментальный конкурс In Silico

Конкурс экспериментального кино все по привычке считали каким-то нишевым развлечением, а потом вдруг оказалось, что половине желающих на него не хватает билетов. Так что в этом году In Silico будут показывать в большом зале главного фестивального кинотеатра «Великан-Парк». Представлен широкий спектр, как говорится, творческих подходов: фильм-шутка «Эпизод», где показывают шумовое озвучивание сцены, а сцену не показывают, found footage «Царапины и пятна», жутковатая компьютерная анимация «Улисс». Режиссеры производят сюжеты из сора («Лестничный танец пластиковой бутылки» Михаила Басова), изучают внутренности ручья («Поток VIII» Хирои Сакурая) и в целом не стесняются ничего.

Расписание

Хиты


«Магазинные воришки»

реж. Хирокадзу Корээда

Члены семейства Сибата не связаны между собой кровными узами — это своего рода коммуна людей, оказавшихся на обочине общества и прибившихся друг к другу ради выживания: трое детей, «родители» и «бабушка». Режиссер Корээда за ясность изложения и человеколюбие получил в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, чем наконец-то заработал звание современного классика. Это гуманное кино о Японии во времена рецессии полезно хотя бы тем, что полемизирует со стереотипом об этой стране как населенной исключительно белыми воротничками и наряженными во все цвета подростками. А для Корээды это еще одно исследование динамики (квази)семейных отношений — японское кино известно этим со времен Ясудзиро Одзу.

Расписание

«Лоро»

реж. Паоло Соррентино

Заглавие фильма Паоло Соррентино о бывшем итальянском премьере Берлускони по неясным причинам оставлено без перевода, а на самом деле это значит «они». Подразумевается попытка отделить итальянский правящий класс от его электората; наверное, точнее было бы даже перевести название как «Эти». В обычном своем стиле (см. сериал «Молодой Папа») Соррентино трактует новейшую политическую историю страны как ярмарку тщеславия без чувства вкуса и меры, хотя трудно избавиться от ощущения того, что сам режиссер находит в этой вульгарности некое удовольствие. Жизнелюбивого олигарха, превратившегося в политика, изображает Тони Сервилло, игравший у Соррентино в «Великолепном» и «Великой красоте». Сам постановщик — одна из главных звезд фестиваля, он лично представит «Лоро», а также «Молодость», которую покажут на открытии на Дворцовой.

Расписание

«Счастливый Лазарь»

реж. Аличе Рорвахер

Тоже большой итальянский фильм (лучший сценарий Канн-2018), но иного рода: молодая постановщица Рорвахер принадлежит к важной для нынешней Италии почвеннической линии. Зрители «Послания» имели возможность это наблюдать пару лет назад, когда она привозила в Петербург «Чудеса». В новой картине к реализму Рорвахер добавляется эпитет «магический»: главный герой, своего рода современный святой, посередине сюжета умирает и снова возвращается к жизни пару десятилетий спустя, причем не постарев. В тот же момент душистая пастораль первой части фильма превращается в социальную критику, хотя и не теряет своей фольклорной подложки. Вместе с «Лоро» и «Воришками» картина Рорвахер включена в программу «Кино сверхреальности» — сборник фестивальных хитов этого года. Там же — еще несколько важных премьер, в том числе новые фильмы Джафара Панахи и Маттео Гарроне.

Расписание

«Хрусталь»

реж. Дарья Жук

Девяностые окончательно оформились в легендарную эпоху героев, богов и драконов — об этом может рассказать что Владимир Путин, что Монеточка. Белорусский «Хрусталь» следует за российскими «Теснотой» и кинолентой «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в Дом инвалидов» (фильм формально не о девяностых, но вдохновлен ими): стилизация под VHS, кассетные плееры, хаус, «внатуре». Минская тусовщица хочет поехать в Чикаго, а попадает в поселок Хрустальный, где зарплату выдают графинами и декоративными лебедями. Начинается все мило, но провинциальный макабр возьмет свое. Яркий во всех смыслах дебют Дарьи Жук — интересное сочетание ретрокитча и редкой для постсоветского кино достоверности.

Расписание

«Глаза Орсона Уэллса»

реж. Марк Казинс

Элегантный документальный фильм об одном из главных режиссеров в истории приурочен к выходу его последней картины «Другая сторона ветра» (он был завершен тридцать лет спустя после смерти Уэллса и недавно показан в Венеции, дата российской премьеры пока не известна). Марк Казинс — критик и режиссер, автор 15-часовой «Истории кино», вдохновлялся рисунками и живописью Уэллса, и вокруг этой малоизвестной стороны классика выстроена структура его фильма. Закадровый текст устроен как письмо Уэллсу, и благодаря этому Казинс походя затрагивает и другие волнующие темы. Например: «Нынешний президент считает себя гражданином Кейном» — действительно, интересно, что сказал бы о Трампе Уэллс, описавший в «Кейне» и «Ф значит фальшивка» феномен fake news. «Глаза Орсона Уэллса» показывают в программе Panorama.doc, где собраны эффектные новинки неигрового кино — примерно как «Кино сверхреальности», но для документалистики.

Расписание

Концепт


«Отчеты о событиях»

реж. Майк Хулбум

В прошлом году «Послание» показывало ретроспективу великого канадского авангардиста Гая Мэддина, а теперь Петербург почтит своим присутствием его коллега и соотечественник Майк Хулбум. Где у Мэддина Виннипег, у Хулбума — Торонто: в «Отчетах о событиях» он предпринимает попытку посмотреть на знакомый ему город отстраненным взглядом человека, потерявшего память. Часовой фильм составлен из статичных городских планов с закадровым текстом — взгляд не туриста, но того, кто пытается припомнить хорошо знакомое, поймать отголосок прошлого и узнать его заново. «Отчеты» — единственный полнометражный фильм в программе «Наблюдая за наблюдателем»: в ней собраны работы, исследующие сам процесс исследования, наблюдения и зрения.

Расписание

Программа «Сопротивление 1968–2018»

Сложно выделить один фильм из программы к 50-летию протестного года: она составлена как цельное кураторское высказывание, где работы разных авторов, стран и времен вступают между собой в диалог. Даже очевидный хит «Все в порядке» Годара встроен в общую картину, а не отобран сам по себе. Программу пронизывает сборник короткометражной хроники парижского «Красного мая» Cinétracts (кусочки будут показывать перед каждым сеансом), есть и другие свидетельства непосредственных участников событий, включая классиков вроде Харуна Фароки и Желимира Жилника. Бунты полувековой давности отзываются современным эхом в фильмах вроде «Когда наступает „сейчас“», автор которого смотрит на те бурные годы из XXI века. О том, чем опыт 1968-го важен для нас сегодняшних, будут говорить на конференции, которая пройдет в последний день фестиваля и подытожит показы.

Расписание

Дилогия «Перкеле. Картинки из Финляндии»

реж. Йорн Доннер

К программе о 1968-м примыкает «Перкеле» — ернический документ финской жизни в начале 1970-х, социология пополам с гонзо-журналистикой. Хельсинкский интеллектуал Йорн Доннер ездит с камерой по городам Финляндии и расспрашивает пролетариев и не только, как им живется; за кадром при этом играют поп-песни с сусальными аранжировками и левацкими лозунгами в качестве текста (чем не годаровский прием?). За сорок лет «Перкеле» превратился в памятник своей эпохе — и Доннер, уже восьмидесятилетний, недавно доснял продолжение к столетию независимости страны. На «Послании к человеку» покажут обе картины в рамках спецпрограммы с фильмами из Скандинавии и окрестностей.

Расписание: фильм 1, фильм 2

Ретроспектива Джема Коэна

Джем Коэн — продолжатель нью-йоркского андеграунда, странствующий режиссер с даром удивительной внимательности к окружающему миру. Его занимает поэзия обыденного, восхищает история искусства и удручают проявления глобального капитализма. «Послание» показывает пусть не полную, но обширную ретроспективу его работ, числом 13, из которых больше половины — короткометражные. Главные пункты программы: игровая картина «Музейные часы», снятый в Национальной картинной галерее в Вене, скромный фильм-дневник «Счет» о путешествиях по миру и «Кинохроники с магнитного холма», документирующие протесты Occupy Wall Street.

Расписание

Лекции в Санкт-Петербургской школе нового кино

Фестиваль старается дружить с киновузами: в ГИКиТ пройдет пара мастер-классов, а Школа нового кино, которая скоро начнет в Петербурге третий год работы, приурочила к «Посланию» цикл открытых лекций о российской действительности и русском мифе в кино. Как научиться видеть реальность — собственно, основной вопрос, которым задается школа. Своими мыслями на волнующую тему поделятся преподаватели ШНК во главе с ее лидером Дмитрием Мамулия.

Расписание


Текст: Петр Шварц

Фотографии: обложка — imdb, 1 — imdb, 2, 3, 4 — «Послание к человеку», 5 — imdb

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

За что мы будем помнить режиссера Александра Расторгуева
За что мы будем помнить режиссера Александра Расторгуева И какие фильмы документалиста надо посмотреть прямо сейчас
За что мы будем помнить режиссера Александра Расторгуева

За что мы будем помнить режиссера Александра Расторгуева
И какие фильмы документалиста надо посмотреть прямо сейчас

После прочтения сжечь: 10 главных шпионских комедий
После прочтения сжечь: 10 главных шпионских комедий Остин Пауэрс, неофициальный Джеймс Бонд, сбрендивший Том Круз и другие
После прочтения сжечь: 10 главных шпионских комедий

После прочтения сжечь: 10 главных шпионских комедий
Остин Пауэрс, неофициальный Джеймс Бонд, сбрендивший Том Круз и другие

Загубленная юность: 20 лучших триллеров про молодых
Загубленная юность: 20 лучших триллеров про молодых От «Трех женщин» до «Хижины в лесу»
Загубленная юность: 20 лучших триллеров про молодых

Загубленная юность: 20 лучших триллеров про молодых
От «Трех женщин» до «Хижины в лесу»

24 сериала осени
24 сериала осени Продолжение «Коня БоДжека», сериал «Романовы» от создателя «Безумцев», а также воссоединение Мишеля Гондри и Джима Керри
24 сериала осени

24 сериала осени
Продолжение «Коня БоДжека», сериал «Романовы» от создателя «Безумцев», а также воссоединение Мишеля Гондри и Джима Керри

Тэги

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Работа в госучреждениях — это активизм»

20 фильмов зимы

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге

Первая полоса

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

Подпишитесь на рассылку