16 сентября, четверг
Санкт-Петербург
Войти

От авангарда до стрит-арта: Как устроена выставка «Формы движения» в «Севкабель Порту» Рассказываем о концепции экспозиции и объектах, которые там можно увидеть

От авангарда до стрит-арта: Как устроена выставка «Формы движения» в «Севкабель Порту»

В конце февраля в Петербурге открыли несколько важных и интересных выставок: от «Кустодиева» в KGallery до ретроспективной экспозиции Евгения Юфита в Marina Gisich Gallery. Примерно в то же время работу начала еще одна любопытная экспозиция — «Формы движения» в пространстве «Севкабель Порт». Выставку организовали Институт исследования стрит-арта и фонд Inloco, куратором стала Полина Борисова, а продюсером — Альбина Мотор.

«Формы движения»


Когда

21 февраля — 5 апреля

Где

«Севкабель Порт»

Стоимость

300 рублей

Все выставленные в «Севкабеле» работы обращаются не только к форме и цвету, но и к третьему компоненту изобразительного искусства — движению. При этом создатели не пытались показать широкую ретроспективу советского кинетизма, их проект носит скорее исследовательские и образовательные функции. Основная цель выставки — проследить развитие отечественного искусства от русского авангарда до современных художников (через кинетизм и эксперименты советских художников). Эту концепцию лучше всего передает работа Тевеля Шапиро «Фантазия на тему памятника III Интернационалу». Выдающийся советский архитектор Владимир Татлин создал проект монументального памятника (также известного как «башня Татлина») после революции: объект должны были построить в Ленинграде, но идею так и не реализовали. Соратник и ученик Татлина — Тевель Шапиро — принимал участие в разработке проекта, а в 1976 году вручил свою фантазию на тему башни группе «Движение». Предмет с дарственной надписью «Группе „Движение“ вручаю с пожелание ускорить движение» символизирует связь поколений и иллюстрирует главную мысль «Формы движения»: художники разных эпох влияют друг на друга, а их творчестве можно найти множество пересечений.

Авангардисты 1920-х и кинеты 1960-х стремились к выходу искусства из музейных залов на улицы, а в жизнь их мечты воплотили уличные художники — тот же Паша 183, выставка которого недавно прошла в Музее стрит-арта. Представлены на экспозиции и другие наших современники — например, скульптор Роман Сакин. Работы выставили в Кабельном цеху, диапазон широкий: от инсталляций и объектов до видео-арта. Мы поговорили с организаторами выставки и рассказываем вам о шести экспонатах, которые можно увидеть в «Севкабеле».


Полина Борисова

куратор

В начале прошлого века Василий Кандинский и Казимир Малевич пытались избавить живопись от литературной составляющей. Каждый вид искусства должен оперировать теми средствами, которые свойственны только ему. Я сознательно не стала снабжать все экспонаты подробными экспликациями. Тексты, которые присутствуют в экспозиции, являются либо неотъемлемой частою произведения, либо исторической справкой. Когда мы слушаем Моцарта, Рахманинова или Губайдулину, у нас же не возникает вопроса: что хотел этим сказать композитор? Так почему же мы постоянно спрашиваем: что хотел сказать этим художник? Художник как раз пытается передать при помощи доступных ему выразительных средств то, что невозможно описать словами. Мне хочется, чтобы зритель воспринимал выставку «с чистого листа», без направляющих подсказок, чтобы он дал волю своей фантазии, выстроил цепочку глубоко личных ассоциаций, пустился в увлекательное путешествие по волнам своего воображения. Пусть у каждого будет своя интерпретация.


«Летатлин»

Махолет «Летатлин» (реконструкция объекта Владимира Татлина)

Владимир Татлин создал безмоторный индивидуальный летательный аппарат в 1929-1932 годы. Орнитоптер изготовили в трех экземплярах, из которых сохранился лишь один: аппарат отреставрировали, сейчас он хранится в Третьяковской галерее. Объект неоднократно воссоздавали — одну из реконструкций можно увидеть, например, в стокгольмском Музее современного искусства. Реконструкцию «Летатлина» для выставки в «Севкабеле» сделали в мастерской Ивана Щетинина, аппарат вывесили под потолком. Сам Татлин верил, что однажды его орнитоптеры взлетят: «Когда у нас будут делать столько же „Летатлинов“, сколько сейчас делают венских стульев, тогда ребятам придется учиться летать лет с восьми». Эти мечты не осуществились, но изобретение стало важным символом надежд на гуманизацию техники. Тему «Летатлина» продолжают и объекты Василия Щетинина, который создал целую серию махалетов: от «Икарушки» до ироничных «Бутылок дзен».

Кинетическая конструкция «Стоящая волна»

Наум Габо и Антон Певзнер, «Стоящая волна»

Еще одна реконструкция воссоздает «Кинетическую конструкцию», построенную в 1920 году в мастерских московского Политехнического музея по проекту Наума Габо и Антона Певзнера. Художники выставили этот объект на открытой эстраде Тверского бульвара и расклеили рядом «Реалистический манифест», написанный Габо. «Пространство и время — единственные формы, в которых строится жизнь и, стало быть, должно строиться искусство», — говорилось в этом документе. Именно в манифесте Габо был впервые упомянут термин «кинетический» применительно к искусству.

«Галатея»

Борис Стучебрюков, «Галатея»

В «Севкабеле» выставили несколько работ Бориса Стучебрюкова — архитектора из мастерской ABD Architects, который постоянно экспериментировал с кинетическими объектами и структурами. Одно из самых известных произведений Стучебрюкова — конструкция «Галатея», созданная из тысяч бритвенных лезвий. Больше всего эта интерактивная скульптура похожа на медузу: под воздействием прикосновений она меняет свою форму. Сами посетители потрогать «Галатею» не смогут (это довольно опасно — объект, напомним, сделан из лезвий), но это не беда: можно посмотреть видео, на которых автор совершает со скульптурой различные манипуляции.

Space invaders, Паша 183

Инсталляции Паши 183

Павел Пухов скончался в 2013 году в возрасте 29 лет, но столь ранняя смерть не помешала ему стать легендой российского стрит-арта. Художник работал в разных техниках: от мурала до световых граффити, во многих его инсталляциях используется идея движения. Так, в работе «День Победы» проекция на здание сочетается с реальным салютом, а в инсталляции «Взаперти» зрители становятся участниками видео на экране. Еще более показательна интервенция Space invaders: объект в виде восьмибитного космического захватчика из старой игры движется по железнодорожному мосту и «стреляет» в проезжающие под ним автомобили.

«Точка вращения — Я»

Роман Сакин, «Точка вращения — Я»

Инсталляция Романа Сакина представляет собой круг, внутрь которого выставлены различные предметы: от кресла до лейки. Линии-штрихи на плоскости расходятся от центра круга и символизируют движение. Работа вовлекает посетителей в собственное пространство и начинает двигаться благодаря зрительскому воздействию.

Зал «Кинетическая среда»

Зал «Кинетическая среда» на основе эскизов и выставок коллектива «Движение»

Группу «Движение» создал в 1962 году Лев Нусберг, в ней состояли, например, Франциско Инфанте-Арана и Вячеслав Колейчук. Членами коллектива были художники, актеры, музыканты, инженеры, физики и даже психологи. На первых порах члены «Движения» осваивали геометрические и структурные формы, а затем начали разрабатывать собственный пластический язык (с новыми формами, образами и пространственными композициями). Художники использовали сложные техники: прозрачные и зеркальные материалы, киноэкраны, голографию, электронную музыку, световые и звуковые эффекты, а также фрагменты «Кибертеатра». На выставке «Формы движения» группе посвятили целый зал (там выставили как подлинные, так и реконструированные объекты).


Фотографии: «Формы движения»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Краткая история креативных пространств Петербурга
Краткая история креативных пространств Петербурга Которые стали одним из главных городских феноменов 2010-х
Краткая история креативных пространств Петербурга

Краткая история креативных пространств Петербурга
Которые стали одним из главных городских феноменов 2010-х

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»
«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж» Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством
«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»

«Синтез и преемственность»: Как устроена выставка «Лаборатория будущего» в ЦВЗ «Манеж»
Российский кинетизм в четырех ипостасях и его связь с современным искусством

40 концертов весны в Петербурге
40 концертов весны в Петербурге От Пита Доэрти до Тимы Белорусских, от саундтрека к «Чернобылю» до Шарлота
40 концертов весны в Петербурге

40 концертов весны в Петербурге
От Пита Доэрти до Тимы Белорусских, от саундтрека к «Чернобылю» до Шарлота

Лауреаты премии The Art Newspaper Russia за выдающиеся достижения в искусстве

Уральская индустриальная биеннале и Владимир Потанин

Лауреаты премии The Art Newspaper Russia за выдающиеся достижения в искусстве
Уральская индустриальная биеннале и Владимир Потанин

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Первая полоса

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов
Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем
Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов

Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов
Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем

Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад
Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад
Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад

Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад

Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века
Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века «Наука приготовления и искусство поглощения пищи»
Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века

Попробуйте повторить рецепты из книги XIX века
«Наука приготовления и искусство поглощения пищи»

«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно
«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно Главный призер Берлинале-2021
«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно

«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно
Главный призер Берлинале-2021

20+ главных событий недели
20+ главных событий недели «Египет в Эрмитаже», «Я/Мы Антигона» Владимира Бортко и ретроспектива Юрия Норштейна
20+ главных событий недели

20+ главных событий недели
«Египет в Эрмитаже», «Я/Мы Антигона» Владимира Бортко и ретроспектива Юрия Норштейна

Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?
Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии? Саша Виноградова и Алина Ануфриенко — о лечении музыкой и новом альбоме «Око»
Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?

Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?
Саша Виноградова и Алина Ануфриенко — о лечении музыкой и новом альбоме «Око»

Большой куш: Ante Seafood & Bar в «Невской ратуше»
Большой куш: Ante Seafood & Bar в «Невской ратуше»
Большой куш: Ante Seafood & Bar в «Невской ратуше»

Большой куш: Ante Seafood & Bar в «Невской ратуше»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Сотрудники Домодедова потеряли собаку пассажирки
Сотрудники Домодедова потеряли собаку пассажирки Что им грозит и куда обращаться, если вашему питомцу причинили вред
Сотрудники Домодедова потеряли собаку пассажирки

Сотрудники Домодедова потеряли собаку пассажирки
Что им грозит и куда обращаться, если вашему питомцу причинили вред

«Приходя сюда на работу, нужно забыть про семью и личную жизнь»: Cотрудники Wildberries — об условиях труда в компании
«Приходя сюда на работу, нужно забыть про семью и личную жизнь»: Cотрудники Wildberries — об условиях труда в компании
«Приходя сюда на работу, нужно забыть про семью и личную жизнь»: Cотрудники Wildberries — об условиях труда в компании

«Приходя сюда на работу, нужно забыть про семью и личную жизнь»: Cотрудники Wildberries — об условиях труда в компании

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Как часто нужно делать маску для волос?
Как часто нужно делать маску для волос? Можно ли переборщить и испортить волосы?
Как часто нужно делать маску для волос?

Как часто нужно делать маску для волос?
Можно ли переборщить и испортить волосы?

Подпишитесь на рассылку