30 июня, четверг
Москва
Войти

Сложилась связь времен: Как устроена выставка «Перекличка эпох» в МИСП Работы четырех поколений династии Савиновых

Сложилась связь времен: Как устроена выставка «Перекличка эпох» в МИСП

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП) возобновил работу после карантина 9 июля, а в начале августа там открыли две новые выставки: экспозицию работ живописца и эмальера Лоры Малышевой и проект, посвященный творчеству нонконформиста Александра Лоцмана. Ну а главной выставкой месяца стала «Перекличка эпох», открытая в прошлую пятницу.

Экспозиция продолжает цикл «Художественные династии», в рамках которого петербуржцам показывают работы художников разных поколений: в 2017 году, например, в МИСП прошла выставка, посвященная ленинградскому «Дому художников» на Песочной набережной. На этот раз в фокусе внимания — известная петербургская семья Савиновых, вот уже сто лет неразрывно связанная с городским искусством.

Основателем династии стал «умиротворенный Врубель» Александр Савинов — художник, переехавший из Саратова в Петербург в 1901 году. Свою карьеру Савинов построил в столице Российской империи: именно здесь он окончил Высшее художественное училище, получив большую золотую медаль за работу «Купание лошадей на Волге» (находится в коллекции Русского музея). Тем не менее о своих корнях художник не забывал, и сегодня Савинова все чаще причисляют к представителям «саратовской школы», наряду, например, с Виктором Борисовым-Мусатовым (оба автора входили в «Союз русских художников» и были близки «Миру искусства»). Савинов продолжил работать и после Революции: в конце 1920-х он руководил монументальной мастерской вместе с Петровым-Водкиным, а в 1932 году он стал членом только что основанного Ленинградского союза художников. В блокадном Ленинграде Александр Савинов принял деятельное участие в эвакуации Эрмитажа, а вскоре после этого — в феврале 1942 года — скончался.

Продолжили художественную династию сын Александра Савинова Глеб и его жена, Ольга Богаевская. Их творческий путь начался в 1940-е годы, а пик художественных карьер пришелся на 60–70-е. Богаевская предпочитала работать с натюрмортами и семейными портретами, Глеб Савинов попробовал себя в большем количестве жанров: от бытовых сцен до городских пейзажей. К 2020 году работы художников разошлись по разным собраниям и странам: картины Глеба Савинова и Ольги Богаевской хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и частных собраниях по всему миру.

Их дочь Наталья Савинова также выбрала художественную карьеру, но предпочла работать не с живописью, а с керамикой. Ее путь продолжила и внучка Савинова и Богаевской, Екатерина Сухарева — известная петербургская керамистка, единственная из семьи, живущая в наше время.

В залах МИСП выставили работы всех этих художников. Рассказываем, как устроена семейная выставка.

Перекличка эпох


Когда

14 августа — 25 октября

Где

МИСП

Сколько

150 рублей

Савинов Александр, В парке культуры 

Александр Савинов


Экспозицию разделили на два этажа, первый из которых заняла живопись: создатели «Переклички эпох» выставили в трех залах картины Александра Савинова, Глеба Савинова и Ольги Богаевской. Как это ни странно, самый маленький зал отвели основателю династии: организаторы сосредоточились на творчестве художника 1930-х годов, а центральным экспонатом стала этапное для Савинова полотно «Парк культуры».

Это многофигурное произведение художник писал на протяжении десяти лет: за это время он создал более 50 этюдов к «Парку», около 20 из которых сохранились до наших дней (некоторые этюды представлены на выставке). Работа задумывалась как антитеза другой поздней картине Савинова — «Быт саратовских оврагов в канун Октябрьской революции». «Быт» художник посвятил тяжелой жизни саратовских крестьян, а «Парк» повествовал о счастливой жизни советских людей.

К несчастью, оба произведения остались незаконченными — Савинов умер, не успев завершить работу над ними. Несмотря на это, «Парк культуры» все же показали посетителям: в этой своей работе художник попытался совместить большой сталинский стиль и декоративность, унаследованную от «саратовской школы». Получилось любопытно: свою многофигурную советскую утопию Савинов выполнил, не отходя от заветов модерна с его декоративизмом и натурностью. Руководство страны порыв не оценило — в 1937 году художника обвинили в «политически вредном формализме» и отстранили от преподавания.

Глеб Савинов, Крыши на Выборгской стороне 

Глеб Савинов и Ольга Богаевская


Продолжает экспозицию зал с работами Глеба Савинова, а связующим звеном между двумя залами стал портрет Александра Савинова, написанный его сыном. Не шутите над своеобразным сеттингом: Александр Савинов очень сильно повлиял на Глеба, который видел в нем идеал художника и пример беззаветного служения искусства.

Дальнейшие работы наглядно показывают эволюцию Глеба Савинова как художника: от классических и умеренных бытовых сцен к более раскованному живописному языку поздних работ (именно их мы рекомендуем изучить наиболее тщательно). Например, в картине «Рыжий мальчик. На Волге» художник обратился к детским воспоминаниям и изобразил дореволюционный колорит набережной Волги с деревянными лодочками и баржами. Упоминания заслуживает и промышленный пейзаж «Крыши на Выборгской стороне», который Глеб Савинов создал под влиянием «сурового стиля». В этой работе автор показывает вид из окна своей мастерской на Выборгской стороне с необычного ракурса — панораму города художник разворачивает сверху.

Продолжает прогулку по залам секция с картинами Ольги Богаевской — в отличие от своего супруга, она не стремилась к жанровым экспериментам и сразу нашла свое направление. Практически все ее работы выстроены вокруг темы семьи: даже натюрморты художницы вертятся вокруг домашнего быта, представляя зрителю не изображение абстрактных предметов, а теплую и яркую картину с конкретной кухни конкретной семьи. Еще одной отличительной особенностью творчества Богаевской стала цветовая экспрессия: особенно четко это проявляется в картине «Танец» (1978 год). На этом полотне художница изобразила свою дочь Наталью во время семейного карнавала — яркая цветовая гамма соседствует здесь с продуманной композицией на основе круговой геометрии.

Наталья Савинова, Гадание

Наталья Савинова и Екатерина Сухарева


Второй этаж выставки заняли произведения Натальи Савиновой и Екатерины Сухаревой (а в центральном зале выставили живописные работы других членов семьи). Во второй половине XX века в Ленинграде возникло довольно заметное движение керамистов — некоторые эксперты связывают это с желанием художников освободиться от государственных ограничений (керамика всегда рассматривалась в качестве прикладного искусства, надзор за ней никогда не был слишком тщательным).

Наталья Савинова стала активной участницей этого направления: художница создавала декоративно-бытовые предметы (вазы, часы и так далее), наделяя их множеством мелких деталей. Такова, например, работа «Гадание» — каминные часы, выполненные в виде театральной сцены. Персонажи повернуты к зрителю спиной, за ними находится овальное зеркало, а при внимательном рассмотрении вы увидите и другие важные мелочи: от красивых полосатых обоев до шута с занавесом. Все это придает объекту нарративную составляющую — кажется, что вам рассказывают какую-то историю (какую именно, решает каждый зритель самостоятельно).

Художественные традиции семьи и ленинградской керамической школы продолжила Екатерина Сухарева: в ее работах можно увидеть и колористику, и многофигурность, и все те же детали. Совсем недавняя работа «Китайщина», например, опирается на традицию шинуазри. Ориентализм нужен Сухаревой не для слепого копирования искусства восточных мастеров: она наряжает персонажей в разные платья и причудливые головные уборы. Так она придает индивидуальность каждой фигуре и превращает подражание в независимый художественный акт.

Вот какие правила действуют в музее сейчас:

  • Вход осуществляется только по электронным билетам. Покупать их нужно заранее — по ссылке.
  • МИСП открыт ежедневно (кроме понедельника) с 12:00 до 20:00. По средам музей работает с 14:00 до 21:00.
  • Гостей просят использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать социальную дистанцию в полтора метра.
  • По выставочному пространству можно передвигаться свободно, фиксированного маршрута нет.
  • Ценовая политика музея не изменилась — входной билет стоит 150 рублей. Для льготников цена ниже, а врачи и еще некоторые категории посетителей (например, жители блокадного Ленинграда) могут попасть внутрь бесплатно.


Фотографии: МИСП

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин?
Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин? Первые итоги, онлайн-деятельность, ближайшие планы и музейное будущее
Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин?

Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин?
Первые итоги, онлайн-деятельность, ближайшие планы и музейное будущее

Как устроена первая масштабная посткарантинная выставка Петербурга
Как устроена первая масштабная посткарантинная выставка Петербурга «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» в ЦВЗ «Манеж»
Как устроена первая масштабная посткарантинная выставка Петербурга

Как устроена первая масштабная посткарантинная выставка Петербурга
«Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum» в ЦВЗ «Манеж»

В KGallery открывается выставка «Цой. Не кончится лето»
В KGallery открывается выставка «Цой. Не кончится лето» В галерее выставили картины музыканта и его фотографии
В KGallery открывается выставка «Цой. Не кончится лето»

В KGallery открывается выставка «Цой. Не кончится лето»
В галерее выставили картины музыканта и его фотографии

Что смотреть на Фестивале дебютного кино от Новой Голландии
Что смотреть на Фестивале дебютного кино от Новой Голландии Большую часть смотра проведут в онлайн-формате, но и живые показы будут
Что смотреть на Фестивале дебютного кино от Новой Голландии

Что смотреть на Фестивале дебютного кино от Новой Голландии
Большую часть смотра проведут в онлайн-формате, но и живые показы будут

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Первая полоса

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

Подпишитесь на рассылку