«Сверхлюди»: Как Marvel собирается брать телевидение штурмом Почему издательство массово конвертирует комиксы в сериалы

Текст: Григорий Пророков

31 августа в прокат выходит сериал «Сверхлюди» о королевской семье одноименной расы, живущей внутри мультивселенной Marvel. Первые две серии покажут в кинотеатрах IMAX, а затем сериал переведут в более привычный, телевизионный формат. Так Marvel начинает новый этап масштабной экспансии на телевидение: до конца 2017 года на экраны выйдут четыре сериала, созданных по культовым комиксам: «Сверхлюди», «Одаренные», «Каратель» и «Беглецы». По просьбе The Village журналист Григорий Пророков рассказывает, как комикс-издательство пытается занять нишу популярных сериалов.

Банкротство и спецэффекты

В конце 90-х дела у компании Marvel шли неважно. Издательство объявило о банкротстве — комиксы продавались хуже, чем когда-либо. Чтобы выйти из долгов, компания решила продать права на экранизации своих супергеройских комиксов нескольким киностудиям. На тот момент супергеройские фильмы казались скорее дешевым развлечением с плохим CGI, на котором даже нельзя было особенно заработать — единственной успешной экранизацией Marvel на тот момент был «Блейд». Поэтому права на «Людей Икс» и «Фантастическую четверку» достались 20th Century Fox, а на «Человека-паука» — Sony. После этих сделок и еще нескольких операций (в том числе после объединения двух компаний, которые работали с правами Marvel, в одну — Marvel Entertainment) компании удалось выбраться из финансовой ямы.

Но затем наступили 2000-е, качество компьютерной графики и спецэффектов в кино сильно улучшилось — появились возможности снимать популярные и качественные супергеройские фильмы. «Люди Икс», «Человек-паук», даже не слишком удачные «Сорвиголова» и «Фантастическая четверка» стали приносить своим студиям деньги. Представители Marvel поняли, что им самим пора браться за дело: они активизировали Marvel Studios, доверили дела продюсеру Кевину Файги и начали делать собственные фильмы (в процессе всю компанию еще купил Disney, но это только помогло положению): «Железного человека», «Тора», «Капитана Америку» и так далее. Один из главных секретов успеха популярного издательства комиксов — то, что оно объединило все свои фильмы в единую вселенную, внутри которой действуют все герои; зрители как будто смотрят один длинный сериал. Почти 10 лет спустя нет никаких сомнений, что Marvel победила: фильмы приносят огромные деньги компании и каждый год оказываются на верхних строчках бокс-офиса, конкуренты пытаются копировать ее модели (например, идею объединенной киновселенной), а фанаты ждут каждого нового фильма с нетерпением.

В то время как господство Marvel в кино неоспоримо, есть еще один рынок, который компания мечтает захватить, но пока не может: телевидение.

Marvel Television и «Агенты „Щ.И.Т.“»

В 2010 году было основано подразделение Marvel Television, главой которого назначили Джефа Лоэба — сценариста и ветерана комиксов, который работал с издательством еще с 90-х. С самого начала телевизионная экспансия Marvel пошла не слишком гладко: сначала компания анонсировала сериал про Халка под руководством Гильермо Дель Торо — но тот так никогда и не вышел; потом сериал про Джессику Джонс для ABC — он вышел сильно позже и на Netflix; потом «Плащ и Кинжал» и «Пересмешницу» — первый начали снимать шесть лет спустя, а второй отменили. Первые три года своего существования Marvel Television только объявляла новые проекты и ничего не выпускала, пока в 2013-м на канале ABC не вышел сериал «Агенты „Щ.И.Т.“».

«Агенты „Щ.И.Т.“» — сериал про правительственную организацию, которая в киновселенной Marvel занимается делами, связанными со всем, что выходит за рамки компетенции обычных органов правопорядка: супергероями, инопланетянами и так далее. Сериал доверили Джоссу Уидону, автору «Баффи» и «Светлячка», который тогда успел сделать для Marvel «Мстителей». Он согласился делать «Агентов» при условии, что ради сериала ему позволят воскресить героя, убитого в «Мстителях» — агента Фила Колсона. Сам Уидон, правда, занимался «Агентами „Щ.И.Т.“» недолго: с самого начала шоураннером был не он, а его брат Джед и Морисса Танчароэн. Дела у «Агентов» никогда не шли особенно хорошо: рейтинги сериала падают с каждым сезоном (к четвертому они опустились почти в два раза, с 8 до 4 миллионов зрителей), но тем не менее сериал продолжают продлевать — пятый сезон выйдет в конце этого года.

«Агентам „Щ.И.Т.“» всегда было трудно соревноваться с фильмами Marvel: номинально сериал — часть большой киновселенной, здесь упоминают Тора, Капитана Америку и Железного человека, а сюжет сезонов пересекается с содержанием фильмов. Но телесериалы не подразумевают голливудские бюджеты, поэтому создатели «Агентов» не могут создавать впечатляющие спецэффекты или изображать супергероев так же правдоподобно, как это делают на большом экране. Приходится изворачиваться: выбирать персонажей с простыми для изображения силами (например, телепортацией) или обосновывать, почему герои большую часть времени пользуются оружием и рукопашным боем, а не своими способностями. Впрочем, «Агенты „Щ.И.Т.“» выглядят невыгодно не только на фоне фильмов Marvel, но и других современных сериалов: в эпоху крупнобюджетных фантастических сериалов вроде «Мира Дикого Запада» сериал про спецагентов в мире супергероев смотрится как «Зена — королева воинов» — милое, но скорее нелепое зрелище. Тем не менее «Агенты» пользуются определенной популярностью: у шоу даже есть спин-офф «Агент Картер», рассказывающий про организацию-прототип «Щ.И.Т.» в 40-е годы и агента Пегги Картер, которая появлялась в фильмах про Капитана Америку.

Netflix и супергерои с улиц

Большего успеха компания Marvel добилась, объединившись с Netflix. По рассказу Джефа Лоэба, Marvel буквально пришла к Netflix со словами: «У нас есть проект — четыре отдельных сериала про разных героев, каждый из которых будет идти по 13 серий, а потом мы объединим их в команду „Защитники“ и сделаем еще один сериал. Только никаких пилотов, давайте начинать делать» — и поставщик сериалов согласился. Для Netflix компания придумала масштабный проект, что-то вроде сериальной альтернативы киновселенной. Первым вышел «Сорвиголова», шоу про слепого адвоката Мэтта Мердока, который владеет единоборствами и в свободное от работы время сражается с преступностью. Затем — «Джессика Джонс», сериал про девушку с суперспособностями и темным прошлым, которая работает частным детективом. Потом — «Люк Кейдж» про чернокожего героя в Гарлеме и «Железный Кулак» про наследника бизнес-империи, который пропадает в Гималаях, учится боевым искусствам, а потом возвращается в Нью-Йорк, чтобы вернуть себе наследие своего отца, — и, разумеется, сталкивается с преступниками и даже ниндзя.

Сериалы Netflix получились чуть сложнее и глубже первых телевизионных опытов Marvel: «Джессика Джонс» — это, например, история не столько про супергероев и борьбу с преступностью, а про насилие, абьюз и посттравматический синдром, а «Люк Кейдж» — про расизм и принятие себя. Для Netflix комикс-издательство выбрало очень правильную политику: оно решило сделать сериалы про уличных героев, то есть таких, которые работают на улицах города и сражаются с более приземленными врагами, криминальными авторитетами и наркобаронами, а не с инопланетянами или чародеями. Таких героев проще изображать на телевидении, а в истории проще уделять внимание в первую очередь самим персонажам, а не более абстрактным мировым угрозам и масштабным баталиям. Кроме того, в компании Marvel придумали интересное стилистическое решение: каждому герою и сериалу они присвоили свой цвет (красный, фиолетовый, желтый и синий) — и эти цвета не только используются в промоматериалах, но и часто встречаются в кадре.

Одно из номинальных выигрышных достоинств телевидения Marvel — это то, что его сериалы существуют в той же киновселенной, что и его фильмы. Формально Сорвиголова, Джессика Джонс, Люк Кейдж и Железный Кулак действуют в том же Нью-Йорке, что и мстители, а герои «Агентов „Щ.И.Т.“», например, сталкивались с героями «Тора». Для фанатов это может быть весомым аргументом: если ты очень сильно любишь фильмы Marvel и хочешь больше знать про вселенную, то ты должен хотеть смотреть и сериалы. Пересечения, правда, всегда мелкие: чаще всего герои сериалов просто вспоминают события из фильмов. При этом Marvel Studios и Marvel Television все еще два разных подразделения одной компании — и они не очень хорошо работают вместе. Первое очень сильно контролирует работу второго: например, сценаристам «Агентов „Щ.И.Т.“» приходилось переписывать серии и подстраивать свой сериал под еще не вышедшие фильмы, сценарии которых им показывали слишком поздно. При этом официальных заявлений о том, что сериалы и фильмы действительно происходят в одной вселенной очень мало: и ни в одном фильме Marvel до сих пор не было отсылок к сериалам Marvel. В то время как для Сорвиголовы и других героев Netflix существуют мстители, в мире мстителей их самих как будто нет.

Впрочем, работа Marvel Television перестала ограничиваться одной киновселенной Marvel Studios: ведь права на некоторых персонажей компании все еще принадлежат другим студиям — и с ними тоже можно сотрудничать. В начале этого года канал FX выпустил сериал по комиксам про людей Икс «Легион», и он делался в сотрудничестве с Marvel Television. В какой-то степени это совсем серьезный сериал, максимально далекий по настроению от ярких супергеройских шоу: в нем рассказывается о мутанте Дэвиде Хэллере, который страдает от шизофрении и диссоциативного расстройства личности и то ли не может отличить реальность от вымысла, то ли управляет реальностью вокруг себя. «Легион» сделал шоураннер «Фарго» Ной Хоули — получилась глубокая история про психические расстройства.

Будущее комиксов Marvel на телевидении

Так или иначе телевизионная экспансия Marvel только начинается. Все, что происходило до этого, можно считать подготовительным этапом, а теперь Лоэб и Marvel Television всерьез берутся за дело: в конце этого года и в начале следующего должно выйти целых семь новых сериалов. Главные — это «Защитники» и «Сверхлюди». «Защитники» — это кульминация эпопеи Netflix, сериал, в котором соберутся все четыре героя: Сорвиголова, Джессика Джонс, Люк Кейдж и Железный Кулак, что-то вроде телевизионных «Мстителей». В комиксах команда защитников появилась в конце 70-х и была чем-то вроде альтернативных мстителей: главными в команде были Доктор Стрэндж и Халк, к ним присоединялись другие герои, и они сражались с глобальными напастями. При этом четверо героев Netflix в комиксах в этой команде никогда не собирались, но для сериалов Marvel решила использовать старое имя. «Защитники» покажут, насколько успешным был весь проект Marvel и Netflix: примечательно, что в будущее сотрудничество компании как будто не верят — компания Disney (владелец Marvel) завершает сотрудничество с Netflix и в 2019 году заберет оттуда все свои фильмы. Сериалы останутся, но нельзя исключать, что развивать их после этого уже не будут.

«Сверхлюди» — второй важный сериал Marvel в этом году. 31 августа премьерную серию покажут в кинотеатрах IMAX (в том числе и в России), а потом шоу запустят на канале ABC. У сериала трудная судьба, и она тоже иллюстрирует отношения кино- и телеподразделений Marvel. Раса сверхлюдей (иногда их еще переводят как «нелюди») появилась в комиксах Marvel еще в середине 60-х: изначально они были людьми, которых генетически модифицировали инопланетяне крии. При этом сверхлюди всегда были чем-то вроде менее популярной версии мутантов (самые известные из которых — люди Икс), тоже раса гуманоидов, которые могут обладать самыми разными сверхспособностями. Но в 2000-х, когда права на фильмы про мутантов остались у 20th Century Fox, Marvel начала больше концентрироваться в комиксах на сверхлюдях, а мутантам уделяли все меньше места. В 2014 году Кевин Файги объявил, что про сверхлюдей выйдет отдельный фильм — но сначала его перенесли, а потом и вовсе отменили.

Во всем виноваты «Агенты „Щ.И.Т.“»: в сюжете сериала большое место занимает линия про сверхлюдей — и сверхлюдьми являются несколько главных персонажей — и, видимо, знаменитое издательство решило, что вводить целую новую расу в кино, когда она уже появилась в сериале, нет смысла. Поэтому фильм «Сверхлюди» превратился в сериал. В нем будет рассказываться о королевской семье сверхлюдей, которым приходится бежать из родного города Аттилана. Можно считать, что этим сериалом Marvel все-таки пытаются проложить мостик между Marvel Studios к Marvel Television: во-первых, проект перешел от первых ко вторым, во-вторых, показ премьерной серии в IMAX приблизит сериал к статусу кино.

До такого же господства на телевидении, какое есть у Marvel в фильмах, компании еще далеко, но она явно взялась за сериалы всерьез. В ближайшее время должны выйти еще «Беглецы», «Каратель», «Плащ и Кинжал» и еще один совместный сериал с Fox, «Одаренные». Киновселенная Marvel — которая теперь и телевселенная — становится все больше, и, похоже, скоро в ней будет так же легко запутаться, как в комиксах.


Фотографии: Netflix

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Бэтмен против Супермена»:
Что случилось с супергеройским кино
«Бэтмен против Супермена»: Что случилось с супергеройским кино Гриша Пророков посмотрел нового Зака Снайдера и объясняет, почему фильмы о супергероях всех утомили, но на них продолжают ходить
«Бэтмен против Супермена»:
Что случилось с супергеройским кино

«Бэтмен против Супермена»: Что случилось с супергеройским кино
Гриша Пророков посмотрел нового Зака Снайдера и объясняет, почему фильмы о супергероях всех утомили, но на них продолжают ходить

Тест: Дорого ли жить в Москве герою «Людей Икс»?
Тест: Дорого ли жить в Москве герою «Людей Икс»? Ответы на пять вопросов укажут, на кого из нового фильма о людях Икс ты похож и во сколько обошлась бы твоему альтер эго жизнь в Москве
Тест: Дорого ли жить в Москве герою «Людей Икс»?

Тест: Дорого ли жить в Москве герою «Людей Икс»?
Ответы на пять вопросов укажут, на кого из нового фильма о людях Икс ты похож и во сколько обошлась бы твоему альтер эго жизнь в Москве

Новый сериал Marvel, альбом Grizzly Bear и обновленный StarCraft
Новый сериал Marvel, альбом Grizzly Bear и обновленный StarCraft Как пережить выходные дома
Новый сериал Marvel, альбом Grizzly Bear и обновленный StarCraft

Новый сериал Marvel, альбом Grizzly Bear и обновленный StarCraft
Как пережить выходные дома

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Как проверить, есть ли у вас долги

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?

Первая полоса

Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет
Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет Кто она такая и чем грозит ее высылка
Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет

Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет
Кто она такая и чем грозит ее высылка

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю? Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»

Как проверить, есть ли у вас долги
Как проверить, есть ли у вас долги А также кто прописан в вашей квартире и пользуется вашей цифровой подписью
Как проверить, есть ли у вас долги

Как проверить, есть ли у вас долги
А также кто прописан в вашей квартире и пользуется вашей цифровой подписью

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?
Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно? «Невозможно знать наверняка, что вы не репостите экстремистские материалы»
Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?
«Невозможно знать наверняка, что вы не репостите экстремистские материалы»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Подпишитесь на рассылку