Планы на зиму: 13 выставок Энди Уорхол и Марк Шагал, арт-эксперимент в «Гараже» и цирк в ММСИ — хиты московских выставок зимы 2013−2014 — в подборке The Village.
«Вне поля зрения»
Групповая выставка произведений австрийских художников (с участием Юрия Альберта и Анны Ермолаевой) из коллекции бенедиктинского монастыря Адмонт. Созданы они были в первую очередь для восприятия незрячими людьми. Редкое для Москвы событие, в котором художественный замысел имеет под собой понятную социальную и этическую составляющую. В экспозицию вошли не только очевидные объекты, которые можно будет потрогать или прочитать азбукой Брайля, но и те, что можно услышать или понюхать.
«Вильнюсская беседка»
Если в советское время Прибалтика считалась самым прогрессивным регионом СССР в силу своей географической близости с Западом, то после геополитических коллизий конца XX века она стала «промежуточной зоной», в которой, как может показаться извне, ничего не происходит. Выставка в ГЦСИ призвана разрушить этот стереотип. Среди участников — главный литовский художник наших дней Деймантас Наркявичюс, работающий с темами истории и идеологии, и экспоненты литовского павильона на только что завершившейся 55-й Венецианской биеннале Гинтарас Диджяпятрис и Эляна Нарбутайте.
Игорь Шелковский. «Постоянство перемен»
Без Игоря Шелковского история современного русского искусства была бы совсем другой: в 1979–1985 годах он вместе с Александром Сидоровым был издателем и редактором выходившего в Париже журнала «А — Я», впервые представившего западной публике русское неофициальное искусство и литературу того времени. Кроме этого, Шелковский — один из интереснейших современных отечественных скульпторов. Соц-артистские элементы ранних работ сочетаются с узнаваемым пластическим языком, в котором переосмысляется наследие русского авангарда и конструктивизма — и получаются рассказы про окружающий мир: дома, растения, людей и животных.
«Отечество моё — в моей душе...»
Выставка, названная строчкой из стихотворения Марка Шагала, представляет работы из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА), созданного в 2001 году бизнесменом Вячеславом Кантором, также являющимся президентом Европейского еврейского конгресса. Костяк коллекции — произведения художников еврейского происхождения, среди которых обнаруживаются первые имена русского искусства XX века: от Марка Ротко (родившегося в Российский империи) и Марка Шагала, Хаима Сутина и Осипа Цадкина до Виктора Пивоварова, Эрика Булатова и Ильи Кабакова. За раннюю работу «Жук» последнего Кантор однажды заплатил 5,8 миллиона долларов, установив тем самым рекорд стоимости на произведение современного российского искусства.
Андрей Монастырский. «Носители»
Одна из важнейших художественных институций Москвы — «XL галерея» — отмечает в декабре двадцатилетие со дня основания новым проектом Андрея Монастырского, безусловной фигуры отечественного современного искусства. На сегодняшний день известно, что это будет «инсталляция с объектами, фотографиями, видео, плакатами». Как обычно у Монастырского, внешнему по отношению к его искусству зрителю понять связи между всеми этими предметами будет сложно, впрочем, на него это выставка и не рассчитана. Осведомлённой же публике столь редкую возможность увидеть работу живого классика никак нельзя пропустить.
М.-К. Эшер
Главный выставочный хит зимы — выставка литографий, гравюр на дереве и линогравюр Маурица Корнелиса Эшера, пожалуй, самого популярного графика XX века. Птички, превращающиеся в рыбок (или наоборот), рука, рисующая руку, детально нарисованные, но невозможные в нашем мире пространства и фигуры — каждый знает хоть одну его работу, которые являются сегодня неотъемлемой частью современной визуальной культуры. Одно его панно, созданное для голландской почты, сейчас украшает интерьер амстердамского аэропорта Схипхол. Более ста листов из собрания основанного Эшером фонда представят все этапы его творчества.
Стефанос Цивополус. «История ноль»
Премьерный показ видеоинсталляции «История ноль» состоялся в этом году в Павильоне Греции на 55-й Международной художественной выставке — Венецианской биеннале, «История ноль» стала там одной из самых популярных работ. Три сюжета (общий хронометраж около 30 минут) — истории безумной коллекционерши актуального искусства, складывающей букеты из 500-евровых купюр, темнокожего бездомного, роющегося на помойках, и современного художника в творческом кризисе — складываются в ироничный и неглупый рассказ о циркуляции денег и ценностей в условиях современного общества и экономики.
«Арт-эксперимент: конструируя отношения»
Традиционно организуемый в начале января «Арт-эксперимент» — мероприятие для всей семьи длительностью 2,5 часа, в котором всем участникам предлагается напрямую взаимодействовать с искусством. В этом году пространство «Арт-эксперимента» будет представлять собой разноуровневый лабиринт с девятью зонами активности. Специальными гостями события станут восходящие звёзды отечественного искусства — Андрей Кузькин и группа «ЗИП», вместе с которыми можно будет, например, создать общее произведение искусства. В день проводится всего три сеанса, поэтому приобретением билетов стоит озаботиться уже сейчас.
«Реконструкция (часть 2)»
Продолжение выставки-исследования куратора и галериста Елены Селиной, которая посвящена реконструкции художественных проектов 1990-х, осуществлённых в пространствах московских галерей. Первая часть продемонстрировала неортодоксальный взгляд Селиной на историю постсоветского искусства — большинство произведений, выбранных ею, не демонстрировались с момента их создания, так что во второй части этого амбициозного проекта, охватывающего период с 1996 по 2000 год, снова ожидается некоторое количество удивительных открытий.
«Энди Уорхол:
Десять знаменитых евреев ХХ века»
Десять работ Энди Уорхола — десять портретов знаменитых евреев XX века, находящихся сейчас в коллекции миллиардера Леона Блаватника (в 21 год эмигрировал из СССР в США). В узнаваемой манере и технике Уорхол изобразил Франца Кафку, Гертруду Стайн, Мартина Бубера, Альберта Эйнштейна, Луиса Брандейса, братьев Маркс, Зигмунда Фрейда, Джорджа Гершвина, Голду Меир и Сару Бернар. Эта поздняя (выполнена в 1980-м) серия была сделана по заказу галериста Уорхола и имеет неоднозначную репутацию: некоторые критики ругают её за эксплуатацию еврейской темы, а другие считают логичным продолжением обсессивного интереса Уорхола к знаменитостям и всему кругу вопросов, возникающих вокруг них.
Евгений Антуфьев
Московская гастроль выставки одного из самых перспективных и неоднозначных русских художников молодого поколения. Сделанная для итальянского фонда Collezione Maramotti и показанная в нём же в феврале этого года, эта инсталляция состоит из разнообразных органических материалов и таинственных (если не сказать — ритуальных) предметов, дополненных жутковатыми масками и куклами работы Антуфьева: он родом из Тувы, и искусство для него сродни шаманским практикам. Помимо этого, один из залов выставки будет секретным, и попасть в него смогут не все.
«Игра в цирк»
Как известно, знаменитая фраза В. И. Ленина про кино целиком звучит так: «Из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Кураторы новой экспозиции в ММСИ к ней не апеллируют, но всё же подготовили масштабное исследование о роли цирка в искусстве последних ста лет. Цирк становится поводом для пластических живописных экспериментов начала века, а сам художник превращается в иллюзиониста, клоуна, эквилибриста или эксцентрика. Помимо искусства — от Родченко до Бартенева — в выставку включён подлинный цирковой реквизит и документальные материалы.
Гарри Виногранд
В этом году фотографии Гарри Виногранда находятся на пике популярности — его масштабная ретроспектива сейчас путешествует по США и Европе. В Москве будет своя выставка, знакомящая с наследием этой ключевой фигуры американского искусства 1960-х, объяснявшего свои занятия фотографией следующим образом: «Я фотографирую, чтобы узнать, как выглядит сфотографированный мир». Виногранд один из основоположников уличной фотографии, и в его работах документальная информативность снимка сочетается с личным ракурсом, создавая узнаваемый образ эпохи в пойманных портретах и ситуациях.
Текст: Антон Богданов
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.