Вишневый ад: Зачем идти на оперу-комикс по Мамлееву и Чехову Виктор Вилисов — о значении «Прозы» Раннева для усредненного москвича

Текст: Виктор Вилисов

20 ноября в «Электротеатре Станиславский» состоялась премьера «Прозы» — оперы Владимира Раннева по Мамлееву и Чехову. Виктор Вилисов сходил на видеокомикс и размышляет, что такое опера для современного москвича и зачем ему стоит потратиться на следующий сеанс.

Спроси усредненного москвича о том, что такое опера, и поплывут нестройным рядом картины: Гергиев на развалинах Сирии, парики-румяна, Хворостовский умер, мужик поет непонятное пятнадцать минут с ножом в горле, Гитлер любил Вагнера, кислота в Большом театре, «Борис Годунов», телеканал «Культура», дамы в брюликах, фуршет, Анна Нетребко. Вспомнят и Волочкову с Ролдугиным, но это уже будет, что называется, мимо кассы. Ну то есть все самое отвратительное приходит на ум усредненному москвичу, спроси его вдруг про оперу. Но напрасно обижается москвич, читая это и чувствуя, что его попрекают: это не его проблема, а оперы. Спроси у москвича, что такое современная опера, и он с большой вероятностью воспримет это как оксюморон. Будь у усредненного москвича еще немного времени, можно было бы ему рассказать, что есть в Москве вот такое дело: опера-комикс на два текста Чехова и Мамлеева, сходив на которую, неизбежно заразишься интересом к современному театру. Москвич, конечно, не поверит, — а зря.

Композитор Владимир Раннев живет в Петербурге и занимается тем, что принято называть неустойчивым выражением — современная академическая музыка. Это, — назидательно поясняем мы москвичу, — такого рода музыка, в которой все удивительно и страшно, которую чтобы действительно услышать, нужно прочитать много книжек. Не одно лайфстайл-издание публиковало тексты, призванные помочь читателю разобраться в современной академической музыке, но такие попытки обычно не увенчиваются успехом. Как следует понимать, жанр оперы — естественно, сильно трансформировавшись, — вполне себе благополучно существует в этой самой современной академической музыке. И вот — композитор Раннев сочинил оперу и даже приехал из Петербурга в Москву, чтобы самолично ее поставить.

Как сам Раннев говорил в интервью, единственным условием, с которым «Электротеатр Станиславский» эту работу ему заказывал, было отсутствие музыкальных инструментов: музыкантов нужно кормить, а кому такое интересно? Ограничились вокалом: одиннадцать солистов а капелла без единого перерыва почти полтора часа плетут голосами музыкальную ткань оперы. Также получилось сэкономить на режиссере: композитор «Прозы» сам выступил в этом качестве. Такой синтез до сих пор для современного театра явление редкое, тем более в России. Сам Раннев уже имел опыт режиссуры собственной партитуры: в Петербурге он поставил оперу «Два акта». Он рассказывал, что поначалу худрук «Электротеатра» Борис Юхананов скептически отнесся к предложению Раннева самому поставить спектакль, однако, как только ему показали макет сценического решения, было получено согласие.

Именно сценическое решение спектакля — это то, что поражает в первую очередь. Идея сценографии и вообще вся работа по художнической части принадлежит Марине Алексеевой, петербургской современной художнице, которая (несмотря на то, что занимается еще и живописью) наиболее известна своим видеоартом и объектным искусством в кубических лайтбоксах. Достаточно даже поверхностного взгляда на работы Алексеевой, чтобы понять, что они имманентно спектакулярные. Микродекорации в черных коробочках с использованием видеопроекции — это, в сущности, почти то, чем занимаются при макетировании сценографы. Воспроизведение абсурдного быта в деталях у Алексеевой происходит буквально в сценических коробках, в некоторых работах она даже непосредственно обращается к стереотипно-театральной фактуре типа зрительских залов, сцены, занавеса. В лайтбоксах Алексеевой некоторую роль играет визуальная иллюзия, и это именно то, на чем построена выдающаяся сценография к «Прозе».

До начала спектакля сцена от зрителя перекрыта стеной. Стена устроена почти как футуристические ангарные ворота, только с глухой стенкой во всю длину не только сверху, но и снизу. Вертикально по центру — собственно, ворота; они расположены за стенкой — и с началом спектакля поднимаются вверх, образуя щель зрительского обзора, как будто коллективные очки виртуальной реальности. Зритель видит две стеклянные поверхности во всю длину сцены, снизу опертые на одну линию, а сверху наклоненные треугольником — одна к зрителям, другая к заднику. Перед тем стеклом, что наклонено к зрителю, лежат в яме четыре солистки — их видно только тогда, когда их лица высвечивают прожектора и они сказочно отражаются в стекле над ними. Задник сцены завешан старомодными подушками и одеялами. На стеклянную поверхность перед ним разворачивается самое важное — линейное видео с текстом Мамлеева, оформленным как комикс.

В строгом смысле это, конечно, не видео, а скорее анимационный ролик на полтора часа. Он состоит из выплывающих комиксовых пузырей с текстом и разного рода изображений, по коллажному типу вклеенных вокруг текста. Самое эффектное, конечно, в том, что анимация эта сделана с прозрачным фоном и проецируется на стеклянный экран, а та часть исполнителей, которые находятся на сцене, время от времени занимают определенные позиции, как бы сливаясь с анимацией. Видеомэппингом в 2017 году поди кого-нибудь удиви, однако ключевая черта сценографии в «Прозе» — прозрачность — в таком ее изводе является почти радикальной новацией.

В европейском театре изощрения с видеопроекцией — рутина, однако все они сводятся так или иначе к работе с непрозрачными плоскостями. Один из самых выдающихся таких примеров последнего времени — постановка оперы «Волшебная флейта» немецким режиссером Барри Коски, которую, к слову, совсем недавно привозили в Россию. Там вся сцена представляет собой одну белую стену с дверным проемом наверху, а собственно спектакль разворачивается в анимационном видео, которое проецируется на стену и в которое вписаны перформеры. Но художники в «Прозе» идут дальше: и из двухмерной анимации с помощью прозрачности и нескольких планов создают реальность объемную, в которой видео приобретает эффект почти голографический. В интервью Раннев называет это «специальной технологией», но, судя по всему, это сделано просто при помощи обратной проекции на стекло с прозрачной проекционной пленкой.

 Спроси у москвича, что такое современная опера, и он с большой вероятностью воспримет это как оксюморон. Будь у усредненного москвича еще немного времени, можно было бы ему рассказать, что есть в Москве вот такое дело: опера-комикс на два текста Чехова и Мамлеева, сходив на которую, неизбежно заразишься интересом к современному театру. Москвич, конечно, не поверит, — а зря

Текст оперы основан на двух прозаических текстах, написанных с разницей почти в сто лет — «Степь» Антона Чехова и «Жених» Юрия Мамлеева. Впрочем, непонятно, как говорить правильнее: текст оперы или спектакля; дело в том, что рассказ Мамлеева в музыкальной части произведения вообще не звучит, он реализуется комиксом на видео. Из интервью Раннева можно проследить его отношение к этому дуализму: ему кажется, что Чехов и Мамлеев в принципе очень похожи по писательскому типу, что они два самых жестоких писателя русской прозы; Раннев говорит о том, что для него чеховский Егорушка планомерно перетекает в мамлеевского Ивана. Также ему казалось важным поместить текст Мамлеева в контекст чеховской «Степи», чтобы высветить и актуализировать те параллели, которые композитор видит в современности.

Нужно сказать, что на «Прозу» по-хорошему нужно идти два раза: один как обычно, второй — с завязанными глазами. Физически невозможно улавливать два текстовых потока одновременно, тем более что чеховская «Степь» распевается в очень быстром темпе. Вероятно, нужно с самого начала настраивать себя на то, что музыка призвана только создавать ощущение, в котором раскрывается текст Мамлеева. На программке к спектаклю полностью напечатано либретто музыкальной части, скроенное из фрагментов, и для современного глаза этот чеховский текст похож на белый шум: Егорушка едет по степи, вокруг него разворачивается в сложной жизни природа, и больше ничего не происходит.

У исполнителей в этом спектакле предельно сложная задача. Мало того, что 7 из 11 исполняют партитуру наизусть, мало того, что им, по слухам, пришлось разучивать ее почти год, так им еще и приходится петь один текст, а играть другой. Конечно, слово «играть» здесь очень условно, способ существования исполнителей в спектакле предельно формальный (и к этому формализму добавляет искусственности то, что на солистах радиомикрофоны, вокал дается в подзвучке), — они просто занимают позиции под видео сообразно изображаемому. Вообще, сложность — это то, что Раннев этим спектаклем манифестирует. Не говорим даже о литературных смыслах, которые вычерпают критики за сорок, — здесь хватает одной только сложности формы, как театральной, так и музыкальной.

Допустим, что у усредненного москвича, которого мы упоминали в начале, нашлось время, и он все это прочитал. «Что мне с того? — спросит москвич, — зачем деньги тратить?» Ответ довольно простой: чтобы почувствовать себя сложно и странно. Именно для этого, кажется, и существует современный театр в прогрессивном его изводе, к которому, конечно, «Проза» Владимира Раннева относится в полной мере.


Фотографии: Олимпия Орлова/Электротеатр Станиславский

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

КВН вместо демократии: Что не так с русской версией «Кандидата»
КВН вместо демократии: Что не так с русской версией «Кандидата» Спектакль о выборе и европейских ценностях не пережил адаптацию
КВН вместо демократии: Что не так с русской версией «Кандидата»

КВН вместо демократии: Что не так с русской версией «Кандидата»
Спектакль о выборе и европейских ценностях не пережил адаптацию

На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр
На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр Четырехчасовой спектакль мучает зрителя эпическим разговором об отечестве
На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр

На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр
Четырехчасовой спектакль мучает зрителя эпическим разговором об отечестве

30 фильмов этой зимы
30 фильмов этой зимы Новые «Звездные войны», «Смерть Сталина» и та самая лента, из которой вырезали Кевина Спейси
30 фильмов этой зимы

30 фильмов этой зимы
Новые «Звездные войны», «Смерть Сталина» и та самая лента, из которой вырезали Кевина Спейси

24 концерта зимы
24 концерта зимы От вечеринки в «Бутырке» и «Пошлой Молли» — до Bones и Kraftwerk
24 концерта зимы

24 концерта зимы
От вечеринки в «Бутырке» и «Пошлой Молли» — до Bones и Kraftwerk

Новое и лучшее

Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Первая полоса

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Что делать в Белграде в конце марта?
Что делать в Белграде в конце марта? Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах
Что делать в Белграде в конце марта?

Что делать в Белграде в конце марта?
Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша» «Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
«Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта? «400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
«400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России? «У тебя была возможность иметь больше детей»
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
«У тебя была возможность иметь больше детей»

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге Это преподаватели СПбГУ
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Это преподаватели СПбГУ

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым«Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым «Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Что делать в Ереване во второй половине марта
Что делать в Ереване во второй половине марта Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»
Что делать в Ереване во второй половине марта

Что делать в Ереване во второй половине марта
Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»

Что говорят на российском телевидении о смерти
Что говорят на российском телевидении о смерти «Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»
Что говорят на российском телевидении о смерти

Что говорят на российском телевидении о смерти
«Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики Ну, типа
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Ну, типа

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной

7 винтажных магазинов Стамбула
7 винтажных магазинов Стамбула Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе
7 винтажных магазинов Стамбула

7 винтажных магазинов Стамбула
Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий» Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года? Хуже монстров здесь только сами люди
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
Хуже монстров здесь только сами люди

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентахФоторепортаж Григория Радченко с протестов

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах Фоторепортаж Григория Радченко с протестов

 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии? Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х
 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?

«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»

Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры?
Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры? Рецензия Артура Гранда
Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры?

Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры?
Рецензия Артура Гранда

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем
Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем «Побольше, побыстрее и, желательно, подешевле»
Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем
«Побольше, побыстрее и, желательно, подешевле»

Они встречают 8 Марта в СИЗО
Они встречают 8 Марта в СИЗО Напишите письмо женщинам-политзаключенным
Они встречают 8 Марта в СИЗО

Они встречают 8 Марта в СИЗО
Напишите письмо женщинам-политзаключенным

«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности
«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности От Флоренс Найтингейл до Полины Моховой
«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности

«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности
От Флоренс Найтингейл до Полины Моховой

Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?
Почему российская арт-тусовка молчит во время войны? Обличающая колонка Джульетты Саркисян
Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?

Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?
Обличающая колонка Джульетты Саркисян

Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые
Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые Люди жалуются на сильные побочные эффекты
Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые

Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые
Люди жалуются на сильные побочные эффекты

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-х

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-хКак «темные годы» объединили нацию. Рассказы и снимки

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-х

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-х
Как «темные годы» объединили нацию. Рассказы и снимки

Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi
Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi Слухи об этом ходили давно, но у команды Навального нашлись доказательства
Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi

Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi
Слухи об этом ходили давно, но у команды Навального нашлись доказательства

Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги
Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги Ностальгия, предприимчивость и децентрализация
Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги

Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги
Ностальгия, предприимчивость и децентрализация

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так? «Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
«Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха. Полиция выселила их на улицу

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха
. Полиция выселила их на улицу

Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова
Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова «Быть чеченкой — это из ряда обязательств, которые ты несешь всю жизнь»
Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова

Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова
«Быть чеченкой — это из ряда обязательств, которые ты несешь всю жизнь»

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 5 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 5 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю