Как магазины «Мясновъ» и «Отдохни» сменили название и внешний вид Торговая сеть из нулевых открывает магазины в новом формате, но не отказывается от прилавков
![Как магазины «Мясновъ» и «Отдохни» сменили название и внешний вид](https://img.the-village.ru/_yc4VqsaEOVKzu9GcPzDzlhmtPFR8zGY0qfTslhm2As/rs:fill:620:415/q:88/plain/post-image_featured/sFAmDhOxZcLbEpEIXzaRMw.jpg)
Между магазинами «Мясновъ» и «Куулклевер» на Ленинском проспекте всего шесть домов, но выглядят они так, будто их разделяют десятки лет. В одном — непритязательные прилавки с продавцами за ними и мрачноватый дизайн из начала нулевых, в другом — открытая выкладка, кассы самообслуживания и свой ресторан. У обоих магазинов одни владельцы — Владлен Альтшуллер и Светлана Караева, которые начинали бизнес еще в 90-е. Сейчас они поняли, что пора меняться.
Городские супермаркеты в последние годы стали другими. Теперь в них продается больше готовой еды, есть зона для быстрого перекуса, а в интерьерах используются натуральные материалы и оттенки зеленого. Законодателем нового стиля был «Вкусвилл». В прошлом году обновился московский «Ашан», недавно новую концепцию получила «Пятерочка». Владельцы магазинов «Мясновъ» и «Отдохни» решили встроиться в тренд и убрать, наконец, старые прилавки. Мы побывали в пережившем редизайн супермаркете под вывеской «Куулклевер» и узнали, что в нем нового, кроме внешнего вида, и почему собственники торговой сети решили, что ей пора меняться.
Фотографии
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/oMP6pcHQ5zPwOW8r7ZEGVA.jpg)
Своя еда
Основатели сети «Куулклевер» Владлен Альтшуллер и Светлана Караева начинали вести бизнес в 90-е. В разное время они окончили радиофизический факультет Нижегородского университета, занимались наукой, но пошли в торговлю за более высоким и стабильным заработком. Поработав в местной сети «Альянс», в 2003 году Альтшуллер и Караева решили запустить свои магазины в Нижнем Новгороде и Москве под брендами «Мясновъ» и «Отдохни». Основатели посчитали, что у покупателей как раз начал появляться запрос на мясные продукты с понятными составами. Тогда рецепты для полуфабрикатов буквально собирали по знакомым — спрашивали, как бабушки готовят котлеты и что в семьях принято добавлять в маринад для шашлыка.
Почти все товары в «Мясновъ» выпущены под собственной торговой маркой. В отличие от «Вкусвилла», многие продукты здесь делают сами
Практически все товары в «Мясновъ» выпущены под собственной торговой маркой. В отличие от сети «Вкусвилл», здесь почти не работают со сторонними поставщиками, а большинство мясной продукции выпускают на собственном производстве в Москве. Заводы-партнеры производят для «Мясновъ» несколько видов колбас и сосисок, но с очищенными составами, на Алтае делают выдержанные сыры, а в Нижегородской области — мороженое. Молочную продукцию и сыры привозят с собственного завода в Липецкой области. Постоянный спутник магазинов «Мясновъ» — алкомаркеты «Отдохни», они в основном работают напрямую с виноделами.
Сейчас оба магазина объединились под зеленой вывеской — «Куулклевер». И это первые изменения торговой сети за 16 лет. «В других магазинах каждый месяц появляется новая идея, но на самом деле это все тестируется на покупателях и за их счет. Для нас это неприемлемо. Только когда мы уверены, что это действительно нужно покупателю, что это качественный продукт или услуга, только тогда мы идем с этим к людям», — рассказывает соосновательница, совладелица и заместитель генерального директора сети Светлана Караева. Но, похоже, даже для стабильной сети наступило время перемен.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/c_1IVa6iL8poenENYJy-7A.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/sdUBmHqGFIowhOBQWXy_-w.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/1sUuz21lqQAwqoVDnIFWHA.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/ENubK2URn33yQ_Pnv_ZqAQ.jpg)
Ресторан в супермаркете
Так из «Мясновъ» исчезли прилавки, и появилась открытая выкладка товара. Новый логотип «Куулклевер» тоже выглядит по-другому. В сети рассказывают, что «дизайн сохранил преемственность, но стал современным легким, чистым». На лого вместо реалистичного четырехлистного клевера появился «фантазийный и прозрачный». Сейчас из 186 московских магазинов обновленный формат уже получили 77, а в следующем году в сети планируют реконструировать 70 % всех торговых точек. Реконструкция одного супермаркета стоит 10–12 миллионов рублей.
Большинство блюд в ресторане можно собрать по собственному рецепту или адаптировать под себя
Магазины изменились не только внешне: в обновленных точках «Куулклевер» теперь работают кассы самообслуживания, можно забрать заказ, заранее сделанный через мобильное приложение. Программа лояльности с использованием бейджа гостя, который нужен внутри магазина для отслеживания и оплаты покупок, связана с мобильным приложением. На полках появилась готовая еда, без которой, кажется, уже не обходится ни один московский супермаркет.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/Y2UW8kh-NfI7VVymABlrHQ.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/40IqC4tpH7uDEI0T6hkTlg.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/5YFCXVxdStf2sse8YZ3Ufw.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/C3WA9zjS_K2Msk8YUJXq9Q.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/5EDKoTmWqR-XrI2toS_USQ.jpg)
С форматом кофе-бара и зоной перекуса в «Мясновъ» начали экспериментировать несколько лет назад. Кофемашины, микроволновки и столики есть практически в каждом магазине сети. В новых супермаркетах основатели пошли дальше. На Фрунзенской набережной, в Бирюлеве и Строгине открылись рестораны «Кухня Полли», где готовят из продуктов собственного производства и подают специально отобранные вина из ассортимента коллекции «Сомелье» магазинов «Отдохни». Большинство блюд здесь можно собрать по собственному рецепту или адаптировать под себя. Гости делают заказ напрямую повару и могут попросить убрать или добавить какие-то ингредиенты.
Мясные изделия на развес по-прежнему продают через прилавок и кладут лотки из неэкологичного полистирола
Пакетное предложение
Еще один общий тренд в ретейле — стремление к экологичности. От бесплатных пакетов отказались, кажется, уже все, а покупатели с экомешочками никого не удивляют. В «Куулклевер» над этим тоже работают. Например, на открытии новых магазинов раздают экосумки, за использование которых потом начисляются бонусные баллы. В алкомаркетах «Отдохни» появилась одноразовая посуда из крахмала. Правда, здесь все еще продают «биоразлагаемые» пакеты, которые на самом деле не разлагаются, но вместо них предлагают взять бумажные или многоразовую сумку.
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/UXES_PseKH56W13m1NPyuA.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/aUGKSjvQ7UR_78tU3XfG2Q.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/wtWPQj7WDJz41Nvl5HbUIQ.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/CtwWx4hRdLu9hEipqRqNNA.jpg)
![](https://cdn.the-village.ru/the-village.ru/post_image-image/76Rg3R5nmA3h6cMz_6g2Rw.jpg)
Пока покупателей в магазинах разных форматов примерно поровну, но Светлана Караева говорит, что «Куулклевер» притягивает и совершенно новую аудиторию. Супермаркеты действительно стали выглядеть более современно и дружелюбно. В них появилось все то, без чего тяжело представить современный супермаркет — от готовых блюд до экологичной упаковки.
Правда, от некоторых черт старого магазина отказаться пока невозможно. Мясные изделия на развес по-прежнему продают через прилавок. Их кладут в те же лотки из неэкологичного полистирола и оборачивают пищевой пленкой. Тем, кого это волнует, в магазине предлагают не класть каждый стейк или котлету в отдельный лоток, а использовать один.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.