18 мая, среда
Москва
Войти

Дорогая и любимая: Как «Азбука вкуса» пережила несколько финансовых кризисов Но не снизила цены

Дорогая и любимая: Как «Азбука вкуса» пережила несколько финансовых кризисов

Недавно закрылась сеть супермаркетов «Алые паруса». Из восьми точек останется только одна — в гастрономе «Елисеевский» на Тверской. Ретейлер существовал с 1999 года и работал в премиальном сегменте, но не смог пережить продовольственные санкции и финансовый кризис. Другую сеть премиум-супермаркетов — «Глобус Гурмэ» — ждет значительное обновление: в начале года она вернулась под управление ресторатора Аркадия Новикова, и теперь он планирует провести ребрендинг и дополнить ассортимент магазинов кулинарией. В это же время «Азбука вкуса», кажется, остается все такой же. Фирменный стиль сети не менялся с 2010 года, а ее позиционирование — с начала 2000-х: да, это дорогой магазин, но зато там можно найти любые деликатесы от мраморных стейков и японских яблок по тысяче рублей за штуку до сушеных листьев моринги и кето-блюд. Рассказываем, что происходило с «Азбукой вкуса» в течение 20 лет и как ей удалось пережить несколько финансовых кризисов, не снижая цены.

174 магазина в Москве и Петербурге
1 880 рублей — средний чек в розничном магазине
4 146 рублей — средний чек в интернет-магазине
65,4 миллиарда рублей — оборот за 2019 финансовый год

Самые продаваемые товары:
Готовая еда собственного производства
Фрукты и овощи
Мясная гастрономия
Молочная гастрономия
Кофе на вынос

Вежливость и штрихкоды

История сети магазинов началась с нескольких павильонов «Деликатесы» на Кутузовском и Ленинском проспектах в Москве. Четверо друзей Максим Кощеенко, Сергей Верещагин, Олег Лыткин и Олег Трыкин, раньше торговавшие зажигалками и футболками в Столешниковом переулке, в начале 90-х решили переключиться на дорогие продукты и алкоголь. Время для бизнеса было непростое: Максим Кощеенко рассказывал, что грабежи происходили постоянно, причем преступники не только забирали всю дневную выручку, но могли еще и украсть палатку целиком. Одна из таких палаток — предшественниц «Азбуки вкуса» долго стояла перед главным офисом компании на территории бывшего приборостроительного завода. Не так давно администрация завода все же решила убрать покрашенный в зеленый ларек. Теперь на его месте — огромная инсталляция в виде сердца, оставшаяся от одной промоакции сети.

 В начале пути «Азбуки вкуса» никаких особенных запросов у покупателя не было: главное — не хамить

В первом стационарном магазине «Азбука вкуса», открытом в 1997 году недалеко от «Павелецкой», ставку снова сделали на дорогие продукты — качественные консервы, кондитерские изделия, фрукты и алкоголь. Причем сами основатели сети тогда даже не могли попробовать то, что продавали: магазин был ориентирован на обеспеченных горожан, а предприниматели зарабатывали около 500 долларов в месяц. Хранить премиальные продукты было негде — в качестве временного склада часто использовали автомобиль со снятыми сиденьями. Но магазин приносил прибыль, и вскоре основатели открыли еще четыре точки, которые быстро стали пользоваться популярностью. Там можно было найти необычные продукты, а на кассах сканировали штрихкоды, что по тем временам считалось передовой технологией. Но, как вспоминает Кощеенко, в начале пути «Азбуки вкуса» никаких особенных запросов у покупателя не было: главное — не хамить.

К 2005 году в Москве работало уже 11 супермаркетов под одинаковыми желто-зелеными вывесками, а к 2007-му магазинов стало 23. Тогда же «Азбука вкуса» выпустила свои ценные бумаги — облигации на миллиард рублей. Портрет типичного покупателя был таким: успешный горожанин с доходом около 3 тысяч долларов в месяц, готовый потратить за один поход за продуктами 1 255 рублей. Несмотря на финансовый кризис, в 2008 году средний чек даже вырос на 7 %. Владимир Садовин, занимавший пост генерального директора сети, рассказывал, что «Азбука вкуса» тогда потеряла непостоянных покупателей — офисных работников, которые периодически заходили за готовыми блюдами в обеденный перерыв. Зато им на смену пришли клиенты других сетей, которые вынужденно сократили ассортимент и уменьшили число импортных товаров. К тому же аудитория «Азбуки вкуса» пополнилась за счет завсегдатаев ресторанов, которые теперь задумались об экономии и начали питаться дома.

На всем готовом

«У одного из наших учредителей отец долгое время работал директором в одном из магазинов, и ему пришла в голову идея — открыть банку с грибами, нарубить лук из секции овощей, все это смешать, заправить маслом и поставить в отдел кулинарии. И оказалось, что как раз в таком виде товар с полки уходит примерно раз в десять быстрее, чем по отдельности. Все это взяли в работу: сняли соседнее помещение, организовали там небольшое производство, стали продавать готовые блюда. Потом, открывая новый магазин, сразу планировали внутри небольшую производственную площадку», — рассказывает нынешний президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. Но вскоре после запуска кулинарии в компании столкнулись со сложностями: качество в разных магазинах было нестабильным. Производство готовых блюд решили сделать централизованным — в 2012 году появилась фабрика-кухня, где и сейчас готовят и упаковывают блюда «Азбуки вкуса».

В обычный день с этой фабрики-кухни отгружают по 18–19 тонн готовой продукции, а в пятницу, когда большинство горожан закупается на выходные, с фабрики уезжает около 23 тонн блюд в коробочках. Кстати, именно упаковка стала принципиальным отличием кулинарии «Азбуки вкуса» от остальных супермаркетов — раньше готовая еда в основном продавалась на развес.

 Готовая еда и полуфабрикаты приносят «Азбуке вкуса» порядка 20 % выручки

Пиковая нагрузка на фабрику ложится перед Новым годом: в предпраздничные дни здесь готовят до 72 тонн оливье, селедки под шубой, «мимозы» и других блюд, причем не только для скромных домашних застолий, но и для целых банкетов. Предновогодний вечер — это еще и единственное время, когда фабрика-кухня не работает. На следующий день сотрудники снова выходят на смену, чтобы свежая готовая продукция появилась в супермаркетах 2 января.

В Москве работают три фабрики-кухни, еще одна кормит жителей Петербурга. Готовая еда и полуфабрикаты приносят «Азбуке вкуса» порядка 20 % выручки. Ассортимент периодически обновляется: в сети проходят тематические недели, например азиатской или грузинской кухни, появляются блюда из сезонных продуктов, непопулярные позиции убирают и ставят на их место новые. Неизменная классика — борщ, традиционный оливье (не с колбасой, а с мясом), сырники и блинчики.

При этом Денис Сологуб уверен, что за «азбучными» фирменными блюдами приходят не те самые обеспеченные горожане, на которых якобы рассчитан супермаркет. «Мы отслеживаем определенные паттерны поведения у покупателей. Есть так называемые репертуарные покупатели, они ходят в „Азбуку“ несколько раз в месяц и набирают полную корзину продуктов, которые есть именно у нас. В остальное время эти люди, вероятно, ходят в другие сети, которые просто находятся ближе к дому. А есть люди, которые покупают у нас что-то регулярно. И многие позиции, например наши сырники, могут идти в составе совсем небольших чеков», — говорит президент сети.

Меньше места — больше покупок

Платная парковка в Москве существует с 2012 года, сначала она была только на популярных улицах в центре города, а потом захватила и другие районы, включая спальные. Цены на парковку постоянно росли, а на самых удобных местах появлялись запрещающие знаки и сотрудники с фотокамерами. Все это отражалось и на покупательском поведении обеспеченных москвичей: подъехать к супермаркету, не спеша погулять несколько часов между рядами, а потом с комфортом загрузить покупки в собственный автомобиль становилось все сложнее. Ответом на это стал уменьшенный формат «Азбуки вкуса» — «АВ Daily». Первый магазин с меньшей площадью и акцентом на кулинарию открылся летом 2014 года.

 В обычной «Азбуке вкуса» скидок почти не бывает, за исключением 40 % на продукты, у которых срок годности подходит к концу

Магазины «АВ Daily» поначалу записывали в бюджетные, но на деле там продавались практически те же товары, что и в больших «Азбуках». Владимир Садовин рассказывал, что клиенты тоже остались прежними, но сменилась их модель потребления — они покупали меньше, не запасали продукты впрок, а иногда даже могли перекусить на месте. Для этого в «АВ Daily» было предусмотрено кафе. Хотя средний чек и сокращался, общие траты человека в магазинах сети только росли — за неделю он бывал в них не два, а пять раз.

К тому же простой и демократичный формат магазина-кафе стал привлекать в «АВ Daily» людей, которых супермаркеты «Азбука вкуса» отпугивали премиальными продуктами, серьезными интерьерами и чересчур внимательным сервисом — к примеру, многие считали лишним, что сотрудники помогают сложить покупки в пакет. «Я сам периодически захожу в Daily и вижу там огромное количество студентов. Для них мы стали чуть ли не кофейней номер один. У меня сын учится в школе на Цветном бульваре, и он с одноклассниками постоянно что-то берет в Daily, потому что там еда хорошего качества и доступная», — говорит президент сети Денис Сологуб. Он объясняет, что кофе с сэндвичем или выпечкой там можно купить по акции практически за 300 рублей. Хотя в обычной «Азбуке вкуса» скидок почти не бывает, за исключением 40 % на продукты, у которых срок годности подходит к концу.

Полки без хамона

В 2014 году дела у «Азбуки вкуса» шли хорошо: открылось 30 новых магазинов (это рекордный показатель за всю историю компании), помимо упрощенного формата «АВ Daily» появились еще и огромные загородные «АВ Маркеты», запустилась новая программа лояльности. «Мы были первыми, кто завернул это в цифровую форму, перестал выдавать какие-то наклейки, марки, — вспоминает Денис Сологуб. — Сначала наши партнеры были в ужасе. Они так и говорили: „Вы разрушаете всю экономику программы, потому что она строится на том, что половина покупателей эти марки теряют и забывают отоварить“». К тому же в «Азбуке вкуса» решили не экономить на мелочах: если бонус полагался за покупку на 500 рублей, а покупатель взял товара на 750, то ему начислялось полтора бонуса — и так до третьего знака после запятой.

 Человек хочет кушать вне зависимости от того, стоит доллар 50 рублей или 150 рублей

Но несмотря на все эти успехи, 2014 год оказался для «Азбуки вкуса» сложным. В августе в ответ на санкции российские власти запретили ввоз многих видов продовольствия, например французских сыров и испанского хамона. В ноябре Центробанк сообщил, что больше не будет поддерживать курс рубля, цены на нефть упали. Все это напрямую ударило по «Азбуке вкуса»: более 60 % ассортимента составляли импортные продукты, санкции затронули порядка 15 % ассортимента. Казалось бы, кризис должен был подействовать на ретейл еще и косвенно: люди беднели и могли отказаться от покупок в премиальном супермаркете. Но один из основателей сети Максим Кощеенко рассказывал, что для «Азбуки вкуса» ничего катастрофического не случилось. «И в прочие кризисы пропадали какие-то продукты, либо становилось не очень комфортно их покупать в тех количествах, в которых привыкли, — философски рассуждал Кощеенко. — Человек хочет кушать вне зависимости от того, стоит доллар 50 рублей или 150 рублей. Поэтому кто сумеет лучше адаптироваться к существующим экономическим условиям, тот и будет победителем».

В «Азбуке вкуса» решили сделать ставку на импортозамещение. Сперва в компании собирались сотрудничать с фермерами и закупать продукцию у них, но, как признается Денис Сологуб, «с фермерами не пошло, и пришлось тащить этот проект самостоятельно». У торговой сети появилась собственная ферма в Мосальске Калужской области, где выращивают бычков на мясо. Там же сажают овощи из так называемого «борщевого набора» — картошку, морковь, капусту и свеклу. Их не только продают, но и отправляют на фабрики-кухни для линейки готовых блюд. Сначала в качестве эксперимента посеяли 20 сортов картофеля, но, как оказалось, технологам на производстве нужно всего три. Продукты, которые не удалось заместить отечественными аналогами, искали в странах, не попавших под продовольственное эмбарго. Со временем покупатель как будто привык к российским стейкам вместо австралийских, но в 2020 году грянул новый кризис.

Пандемия и пустота

«Как ни странно, „Азбука вкуса“ из всех кризисов выходила хорошо», — признается Денис Сологуб. Он объясняет, что кризисы часто даже приводят к кратковременному росту: люди не понимают, что случится завтра — пропадут ли импортные товары, вырастут ли цены в несколько раз, и начинают делать запасы. Особенно востребованы в такие моменты деликатесы и дорогой алкоголь. Президент компании вспоминает, что в 2014 году категорийные менеджеры приложили максимум усилий, чтобы найти замену продуктам, попавшим под продовольственное эмбарго. Тогда обошлось без пустых полок. Увидеть их сотрудникам и покупателям пришлось в марте 2020-го перед введением в Москве локдауна.

«Первый раз за всю историю я увидел пустые полки в этом марте, — вспоминает Сологуб. — Я зашел в магазин, и на витрине далеко друг от друга лежало три куска мяса. Некоторые прилавки действительно стояли практически пустыми». Тогда в компании перестали возить со склада не самые востребованные товары — например, зеленую и органическую гречку. Их заменили самыми ходовыми продуктами, чтобы сэкономить ресурсы. Денис Сологуб рассказывает, что в марте объемы продаж были такими же, как в самом загруженном месяце года — декабре. Но только к массовым декабрьским закупкам в «Азбуке вкуса» начинают готовиться заранее, а во время пандемии все произошло внезапно. Кроме того, многие горожане стали использовать поход в магазин как легальную возможность выйти из дома. «В период пандемии мы заменили людям некую часть развлечений в жизни — кинотеатры, рестораны, торговые центры закрыты. Чтобы себя порадовать, оставалось только ходить в магазин», — говорит Денис Сологуб.

 Мы покупали маски по 40 рублей за штуку. Сейчас она стоит около 3 рублей, но мы готовы к повышению цен и закупили маски на несколько месяцев вперед

Даже во время самого большого дефицита антисептиков в «Азбуке вкуса» их можно было найти на кассе. «С санитайзерами и масками было настоящее безумие. Коммерческий отдел делал все, чтобы они у нас из продажи не пропадали. Мы покупали маски, кажется, по 40 рублей за штуку, — вспоминает Сологуб. — Был короткий период совершенно безумных спекуляций, но на выходе из локдауна закупочная цена масок опустилась уже до 8 рублей. Сейчас она — около 3 рублей, но мы готовы к повышению цен и закупили маски на несколько месяцев вперед». Еще один товар, который стал хорошо продаваться во время пандемии, руководство компании удивил — это были не маски и антисептики, а книги, причем в основном детские, настольные игры и конструкторы. Также покупателей заинтересовало безалкогольное вино, но не из-за пандемии, а потому что это был новый и необычный продукт.

Во время пандемии «Азбука вкуса» обратила внимание на доставку, которая стала для ретейла абсолютной необходимостью. В мае запустился консьерж-сервис: покупатель мог связаться с продавцом магазина по телефону или в WhatsApp и дать инструкцию, что именно он хочет видеть в своем заказе, например, рассказать о своих предпочтениях и пожеланиях относительно спелости фруктов. Но услуга не пошла: простых клиентов отпугнули минимальная сумма заказа 3 тысячи рублей, 200 рублей за доставку и необходимость общаться по телефону. Намного актуальнее оказалась экспресс-доставка. Заказы из готовых блюд и самых необходимых продуктов собирают в ближайших магазинах и привозят в пределах часа. Для больших закупок есть другой вариант доставки — от двух часов. Заказать продукты из «Азбуки вкуса» можно и через «Яндекс.Лавку».

Супермаркет на карте социального неравенства

Если верить популярному мему, то по расположению супермаркетов «Азбуки вкуса» можно судить о социальном положении жителей районов: на востоке, где исторически селились рабочие и менее обеспеченные горожане, супермаркетов сети практически нет. При этом руководство сети не раз открещивалось от репутации магазина исключительно для богатых (иногда ее называли даже «буржуйским магазином»). То, что в «Азбуку вкуса» не хотят заходить люди, не уверенные в уровне своего достатка, Денис Сологуб называет когнитивным искажением, произошедшим в массовом восприятии. Случилось оно, скорее всего, как раз благодаря японским квадратным арбузам за 30 тысяч рублей, тоже ставшим мемом.

 Что-то у нас может быть даже дешевле простого магазина у дома, потому что наши закупочные мощности несопоставимы

Президент сети соглашается, что цены на какие-то продукты могут быть выше средних на рынке, но объясняет это высоким качеством. Он подчеркивает, что на товары, которые можно найти в других магазинах, цены держатся вполне на уровне других сетевых супермаркетов. «Что-то у нас может быть даже дешевле простого магазина у дома, потому что наши закупочные мощности несопоставимы. Но мы понимаем, что зарабатываем не на обычных продуктах, а на том, что больше нигде не купишь», — говорит Сологуб. По его мнению, в «Азбуку вкуса» идут за гастрономическими открытиями и аутентичными продуктами. Сейчас доля эксклюзивных товаров, не представленных в других сетях, составляет 25,3 %.

Кажется, что люди, несмотря на кризис, не готовы переходить от фирменных блюд, фермерских стейков и экзотических фруктов к закупкам в дискаунтерах. По крайней мере, продажи у «Азбуки вкуса» не падают. За первые девять месяцев 2020 года выручка выросла до 54 миллиардов рублей против 45 миллиардов за аналогичный период прошлого года. На Новый год московская и петербургская фабрики-кухни не планируют снижать объемы отгрузок оливье и других готовых продуктов. В 2017 году генеральный директор сети Владимир Садовин отмечал, что, пока другие завоевывают покупателя низкими ценами, у «Азбуки вкуса» лояльность выстраивается «на других чувствах», «где-то уже на любви».

Фотографии: «Азбука вкуса»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл»
Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл» И почему их не напугали даже претензии Роспотребнадзора
Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл»

Молочный бот: За что горожане полюбили «ВкусВилл»
И почему их не напугали даже претензии Роспотребнадзора

Как магазины «Мясновъ» и «Отдохни» сменили название и внешний вид
Как магазины «Мясновъ» и «Отдохни» сменили название и внешний вид Торговая сеть из нулевых открывает магазины в новом формате, но не отказывается от прилавков
Как магазины «Мясновъ» и «Отдохни» сменили название и внешний вид

Как магазины «Мясновъ» и «Отдохни» сменили название и внешний вид
Торговая сеть из нулевых открывает магазины в новом формате, но не отказывается от прилавков

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик» Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»
Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»

Как выглядит новый жесткий дискаунтер «Чижик»
Первые магазины открылись в Москве и Подмосковье, сравниваем цены с «Пятерочкой»

Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию
Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию
Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию

Bite вместо борща: Как в BioFoodLab приобщают своих сотрудников и простых горожан к правильному питанию

Тэги

Сюжет

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

Первая полоса

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»
Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

Итоги опен-колла «Между нами» — совместного проекта The Village и «Незнания»

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией
В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В Москве Z-активисты устроили автопробег и угрожали авторке The Village полицией

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена» Редакторы The Village попытались записаться на показы
В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»

В частных кинотеатрах Москвы и Питера показывают спираченного «Бэтмена»
Редакторы The Village попытались записаться на показы

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней
Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

Я запустила флешмоб о расизме в России и получила 1,5 тысячи историй за несколько дней

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам Которые едут в Европу
«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам

«Абсолютно горизонтальная история»: Как жители Петербурга и Нарвы помогают украинским беженцам
Которые едут в Европу

Как дела, как дела? Это новый автозак
Как дела, как дела? Это новый автозак Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки
Как дела, как дела? Это новый автозак

Как дела, как дела? Это новый автозак
Реакция твиттера на будущие «комфортные» автозаки

«Поездка на дачу отменяется»
«Поездка на дачу отменяется» Собрали кадры с майским снегопадом в Москве
«Поездка на дачу отменяется»

«Поездка на дачу отменяется»
Собрали кадры с майским снегопадом в Москве

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу» Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе
Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»

Джонатан Франзен: «Я был бы рад просто оказаться в русском лесу»
Великий американский писатель — о своем новом романе, автофикшене и Дэвиде Фостере Уоллесе

Подпишитесь на рассылку