Авитолог — человек, который продает на «Авито» все (вообще все, даже пакеты для доставки еды) И учит этому других

В очередном выпуске нашей рубрики «Новая профессия» — авитолог, то есть эксперт по продажам на сайтах объявлений. Вообще, слово «авитолог» почти присвоили специалисты, помогающие продвижению товаров на маркетплейсах, но работают они не только на «Авито», а еще на Wildberries, Ozon и других площадках. Мы же хотим рассказать именно о тех, кто торгует только личными и бывшими в употреблении вещами. Авитолог Софи может продать на «Авито» что угодно — пакеты для доставки еды, просроченную косметику, сломанную технику — и зарабатывает на этом в среднем 10 тысяч рублей в месяц. Также девушка учит этому других в своем блоге и на курсе-шпаргалке. Мы поговорили с Софи об осознанном потреблении, идеальных объявлениях и мусоре, который всегда кому-то нужен.
Азартные продажи
Все началось где-то два года назад. Я тогда уже активно интересовалась осознанным потреблением, экологией, переработкой отходов. Летом я решила разобрать свой гардероб со стилистом, поскольку мне надоела вся моя одежда: ее было много, а носить при этом нечего. Примерно треть моего гардероба стилист сказала выкинуть, но мне стало жалко: я же за осознанное потребление, а тут придется неэкологично избавиться от такой горы одежды, так что я решила выложить это все на «Авито». До этого у меня был небольшой опыт — я помогала продать коллеге стол и шкаф, а тут я вывалила сразу целую кучу одежды.
Первыми ушли вещи Ralph Lauren, которые я выгодно купила в Америке — заплатила за них столько же, сколько в России отдала бы за масс-маркет. Его я тоже продавала, но это были яркие и интересные вещи (вообще у меня в гардеробе в основном такие, а не простые черные кофточки). Цены я поставила не слишком высокие. У меня быстро купили несколько вещей, и меня это так вдохновило, что я решила сразу выложить на «Авито» все, что лежит дома и пылится. Как ни странно, это тоже стали брать! И тут у меня проснулся азарт. Я видела ненужную вещь и думала: «А что, если не отнести ее на мусорку, а попробовать продать? Вдруг кому-то пригодится!» Так появилась моя философия: «То, что для меня мусор, для другого — ценность».
Объявление по шпаргалке
Дальше я начала вникать в тонкости торговли на «Авито»: старалась красиво фотографировать вещи, грамотно описывать детали, указывать размеры — в общем, предвосхищать все вопросы, которые могут задать покупатели. Я была готова отправлять покупки любыми способами — почтой, «Авито доставкой»; но мне не лень было и подойти к метро — я же заинтересована в том, чтобы у вещи была вторая жизнь. Я постоянно хвасталась перед коллегами, что и за сколько я продала, а они видели мои успехи на «Авито» и просили рассказать, как я это делаю. Благодаря коллегам я и завела блог: количество людей, которые обращались с одинаковыми вопросами, росло, и я решила не рассказывать одно и то же, а просто давать ссылки на посты в своем блоге.
Тогда я уже вела инстаграм и хотела, чтобы у моего блога была какая-нибудь тема — и тут она как раз подвернулась. Я стала писать про продажи на «Авито» и всем интересующимся людям отвечать, что обо всем можно узнать в моем блоге. На мой взгляд, я разобрала все, что можно, собрала максимальное количество знаний, но при этом люди все равно писали в директ вопросы и просьбы дать совет. Я поняла, что, возможно, не всем подходит такой формат, и решила составить гид по «Авито» — базовую инструкцию-шпаргалку, где есть рекомендации по описанию товаров, цене и всему остальному. Шпаргалку я стала продавать в своем инстаграме. Спрос есть: заинтересованные люди ее покупали и покупают.
Я стала думать: «А что, если не отнести вещь на мусорку, а попробовать продать? Вдруг кому-то пригодится!»
У меня есть чат для тех, кто купил шпаргалку. Общение там идет нон-стоп — у людей постоянно происходят какие-то сложные и спорные ситуации, кому-то нужен совет. Я хоть и стараюсь оперативно отвечать, но могу быть занята, и тогда к обсуждению подключаются другие опытные авитологи — у нас в чате собралось много людей, которые могут помочь. Причем многие участники нашего сообщества начали практически с нуля, перебороли страх, создали свое первое объявление и с тех пор успешно торгуют на «Авито». Помню, у нас в чате была женщина, которая купила шпаргалку, но очень боялась начинать продавать. Мы ее всем чатом подбадривали: «Да не бойтесь, ничего страшного в этом нет!», и она в какой-то момент решилась. Уже через два месяца она залихватски продавала разные вещи, хвасталась этим в чате и благодарила нас за то, что мы помогли ей решиться.
Вообще у меня среди подписчиков много взрослых женщин, даже пенсионерок, которые за всю свою жизнь накопили кучу вещей, а сейчас понимают, что им это все на самом деле не нужно, и учатся расхламляться. Есть одна активная подписчица — пенсионерка, которая продала свои сервизы, какие-то советские артефакты, военную форму и курительную трубку мужа. За месяц она заработала 60 тысяч рублей и написала мне, что теперь может себе позволить сделать новые зубы — и все благодаря моему инстаграму. Такая обратная связь очень радует.
Мусор или ценность
Я уверена, что на каждую вещь найдется свой хозяин. У меня были очень забавные продажи. Как-то во время расхламления дома я решила продать стандартные складные стулья из IKEA. У нас стояло пять штук, и каждый был немного не в кондиции — где-то что-то да отломилось. Я выставила на «Авито» каждый за 500 рублей. Это, конечно, сильно дешевле их цены в IKEA, но такого ажиотажа я не ожидала — все стулья забрали за два часа разные люди. Вообще, вещи для дома — мебель, подушки, одеяла — улетают моментально. Также пользуется спросом техника, потому что умельцев, которые могут ее починить или пересобрать, у нас много. Я считаю, что даже сломанную технику надо продавать на «Авито». У меня недавно перестала работать электрическая зубная щетка, я ее выставила за 150 рублей, и за ней пришел мужчина, который работает в ремонтной мастерской и ему нужны запчасти.
Я разбирала полку с инструментами и нашла моток каких-то непонятных проводов. Домашние сказали, что они остались от ремонта, который был 15 лет назад, и сейчас они им не нужны. Эти провода я выставила за 700 рублей. Коллеги смеялись: если у меня купят мешок странных проводов, которые выглядят как хлам, то я буду настоящей богиней продаж, а я шутила, что они только сейчас это поняли. В общем, провода провисели на «Авито» меньше недели. Сначала написали несколько человек, но предложили снизить цену, а потом пришли молодые ребята, лет по 16, и купили без торга. На вопрос, зачем им провода, сказали, что пригодятся в хозяйстве.
Я совершенно не стыжусь выкладывать на «Авито» сломанную технику или просроченную косметику и даже горжусь тем, что даю вторую жизнь тому, что другие считают ненужным хламом
Как-то я продала всю бывшую в употреблении и просроченную косметику. И у меня, и у мамы скопилось много ненужной косметики, и я разместила ее на «Авито». Я честно написала, что всем этим пользовались, выложила фото, указала сроки годности — в общем, много раз подчеркнула, что это не новая косметика. Цену я поставила минимальную — по 100 рублей за карандаш или тени. Мне написала женщина и захотела купить вообще все, причем даже спросила, нет ли у меня еще какой-то не попавшей на «Авито» косметики. Несколько раз я ее спросила, не смущает ли ее то, что закончился срок годности, что это было в употреблении. Но покупательница отвечала, что ее это не волнует. Потом, когда мы с ней встретились, я увидела, что она просто такая сама по себе яркая женщина, любит делать макияж. Косметику, которую можно было вынести на помойку, я продала за 3 тысячи рублей.
На работе мы постоянно заказываем доставку еды в «Кухне на районе», и соусы привозят в небольших пакетиках из крафтовой бумаги. Они ничем не пачкаются, выглядят как новые, как будто даже ими не пользовались. Сначала я складировала только свои пакетики, но, поскольку коллеги тоже много всего заказывают, я стала просить у них отдавать пакетики мне. Когда у меня скопилась целая стопка, я решила, что не понесу их в мусорку, а попробую продать. Был ноябрь, как раз шла подготовка к новогодним праздникам, и буквально через две недели первую партию этих пакетиков взяла девушка, чтобы упаковывать подарки коллегам. Очень быстро накопилась и вторая партия пакетиков, и третья. За каждую я выручила 450 рублей, но для меня, как для сторонницы осознанного потребления, здесь важнее то, что я их все-таки не выкинула, а кто-то их использует повторно.
Я совершенно не стыжусь выкладывать на «Авито» сломанную технику или просроченную косметику и даже горжусь тем, что даю вторую жизнь тому, что другие считают ненужным хламом. Я подхожу к этому с точки зрения экологии: мне важно, чтобы вещь не попала на свалку и не разлагалась там 500 лет, использовалась повторно. Продаю я что-то не потому, что мне это не нужно, а потому, что хочу пристроить вещь. Еще один важный момент: большинство людей очень радуются, когда что-то у меня покупают. Во-первых, человек сэкономил, а во-вторых, получил то, что хотел. Благодарность покупателей — это хорошая мотивация, она меня подпитывает, радует и позволяет мне идти дальше. Неадекватные люди, которые ругают мою деятельность, конечно, тоже встречаются, но таких меньшинство.
Платье на фоне ковра
На мой взгляд, с объявлениями на «Авито» все просто и понятно, и я это все постаралась расписать в блоге и шпаргалке. Прежде всего, надо уметь делать красивые фотографии вещей. Если открыть «Авито», то зачастую ты увидишь только какие-то мятые вещи на фоне ковра, снятые в желтом свете. Люди не заморачиваются: кинули на пол, сфотографировали как попало, выложили. Если есть фото той же вещи из магазина, то первым можно поставить его: все равно мы не сможем снять так же красиво, как профессионалы с того же ASOS. Первая фотография сразу привлечет внимание, а дальше уже можно показывать реальную вещь — либо на себе, либо на каком-то светлом фоне.
Важно не только продемонстрировать что-то в максимально выигрышном ракурсе, а еще и ответить на вопросы покупателя — снять все детали, нюансы, показать, как выглядит вещь в жизни. Чем больше фотографий мы сделаем, тем больше вероятность, что у человека не возникнет вопросов и продажа состоится. Покупатели — люди ленивые: им не хочется что-то писать, задавать вопросы. Если по фото ничего не понятно, они посмотрят и пойдут дальше.
Не менее важно и правильное подробное описание. К платью на фоне ковра будет простое описание: «Платье». Ни размера, ни бренда, ни материала — не указано вообще ничего. А потом люди удивляются, почему у них не покупают. Я сама недавно искала на «Авито» вентилятор Dyson определенной модели и написала, по-моему, семи продавцам. Приходилось задавать кучу вопросов: «А что за модель? А почему продаете? А сколько был в использовании?» Ничего из этого не было в объявлениях. При этом из семи продавцов мне только двое ответили в тоже день. Кстати, очень важно оперативно отвечать, потому что у человека есть потребность купить вещь здесь и сейчас, а не через неделю, когда продавец соизволит проверить, что там у него происходит на «Авито».
Если открыть «Авито», то зачастую ты увидишь только какие-то мятые вещи на фоне ковра, снятые в желтом свете. Люди не заморачиваются: кинули на пол, сфотографировали как попало, выложили
Еще продавцы не умеют выставлять правильную цену. Это такой психологический момент: им нравится эта вещь, жалко с ней расставаться, поэтому они ставят высокую цену. Человек мог купить вещь дорого, допустим, за 10 тысяч рублей, так что теперь он уверен, что продаст ее за 9 999 рублей. А то, что точно такая же вещь на «Авито» стоит в два раза дешевле, продавца не волнует — это же свое, родное, а потому дешево отдать нельзя. Есть две крайности: кто-то готов за 100 рублей продавать, лишь бы избавиться от вещи, а кто-то ставит максимально высокие цены.
Правила успешного авитолога
Я продаю вещи в основном на «Авито», но также размещаю их на «Юле» и в «Яндекс.Объявлениях». У меня на «Авито» торговля идет значительно лучше, а на «Юле» за два года всего три продажи. Я спрашивала у подписчиц, и кто-то говорит, что у них, наоборот, активнее продаются вещи на «Юле». Возможно, это зависит от города. «Яндекс.Объявления» стартовали где-то осенью прошлого года и пока не сильно раскрутились. Но я там дублирую все свои объявления, у меня уже была одна продажа и еще три человека интересовались товарами. Я считаю, надо размещать вещи на всех площадках — это как ловить рыбу не удочкой, а неводом.
Одежда по большей части уходит в какие-то очень маленькие поселения, где нет магазинов и люди закупаются на «Авито»
С покупателями я в основном встречаюсь возле своего офиса или дома. Раньше еще встречалась в метро, но сейчас я езжу на велосипеде. Я стараюсь договориться с покупателем так, чтобы мне было максимально удобно: я ведь продаю дешево, и человеку это будет выгодно, так что он мог бы и подъехать ко мне. Если кто-то отказывается — ну что же, значит, ему придется искать вещи в другом месте, а у меня будет следующий покупатель, который согласится на мои условия. При этом около 60 % продаж — это вещи, которые я отправляю почтой. Отделение как раз находится рядом. Одежда по большей части уходит в какие-то очень маленькие поселения, где нет магазинов и люди закупаются на «Авито». Из таких населенных пунктов у меня были оптовые покупательницы, которым подходил мой размер и нравился мой вкус, и за пару тысяч рублей они обновляли гардероб.
Есть люди, которые очень жестко торгуются: «Я готов забрать эту вещь за 100 рублей вместо тысячи. У вас больше никто не купит, я единственный претендент». Я на такое не ведусь, потому что знаю, что, скорее всего, через пару дней кто-то другой напишет и без вопросов и торга эту вещь заберет на моих условиях, подойдет к дому и еще будет радоваться, что купил. У меня есть лоты, которые висят на «Авито» больше года, а потом в какой-то момент уходят. Например, однажды я продавала дубленку еще из моего детства. Примерно два года она просто лежала, а продала я ее в марте, когда уже думала, что весна наступила и никому зимние вещи не будут нужны. И тут пришел мужчина и купил эту дубленку за 3 тысячи. Но вообще, если вещь залежалась и мне совсем надоело пытаться ее продать, я могу отнести ее в контейнер фонда «Второе дыхание».
Прибавка к зарплате
Вкладывать деньги в продвижение товаров на «Авито» я не вижу смысла. Для той же дубленки я один раз попробовала сделать платное объявление, заплатила за это 500 рублей. Мой товар увидела тысяча человек, но никто не решился покупать. Я еще несколько раз пробовала продвигать объявления, но результат был одинаковый — реклама крутилась, но никто ничего не брал. Но в продвижение своего блога в инстаграме я деньги вкладываю. Это совсем другое дело: чем больше людей будут знать, что можно не выкинуть вещи, а продать, тем больше будет мой косвенный вклад в экологию. Я надеюсь, что благодаря моему блогу повышается осознанность в обществе.
Мой средний заработок на «Авито» — 10 тысяч рублей в месяц. Самым продуктивным месяцем был декабрь прошлого года, когда я заработала 60 тысяч: я продала дорогие часы за 30 тысяч и еще разных вещей на 30 тысяч. Но вообще суммы всегда разные: в сентябре вышло 7 тысяч, а в октябре уже 25. Кстати, обычно 10-го и 25-го числа каждого месяца бывают всплески активности — люди получили зарплату и пошли закупаться. Моя шпаргалка стоит 790 рублей, но на ней я пока не зарабатываю — в раскрутку блога я вложила больше и эти деньги еще не отбила. В прошлом году я была в глубоком минусе и говорила, что занимаюсь благотворительностью — учу людей продавать ненужные им вещи и помогаю пенсионерам получать прибавку к пенсии.
Чужие вещи на реализацию я не беру — у меня есть полноценная работа в офисе и блог как хобби. Многие мои коллеги очень просили, чтобы я занялась их одеждой, но у меня принципиальная позиция — не могу. Но некоторые мои подписчицы, которые купили шпаргалку, готовы брать чужие вещи на реализацию. Я знаю, что стандартная комиссия — 30 %. Но если вещь дешевая, то странно продавать ее дороже с учетом комиссии — это будет невыгодно и покупателю, и продавцу.
Обложка: shintartanya – stock.adobe.com