На что живут репетиторы Выпускница экономического вуза — об уроках математики со школьниками, заработках и трудных подростках
The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет людей разных профессий. В новом выпуске — репетитор. Преподаватели ищут клиентов на сайтах или в социальных сетях, либо те обращаются сами, услышав положительные отзывы по сарафанному радио. Гибкий график позволяет совмещать репетиторство с другой работой, хотя в любом случае доход будет нестабильным: летом учеников значительно меньше, чем в разгар подготовки к экзаменам. В среднем частный урок математики, физики или английского языка стоит от 900 до 2 тысяч рублей. При этом не вся сумма отправляется в кошелек репетитора: специализированные сайты с базой клиентов часто берут комиссию, часть денег приходится тратить на перемещения между учениками. Выпускница экономического вуза из Санкт-Петербурга, проработавшая репетитором три года, рассказала о поиске учеников, бессонных ночах и конкуренции с учителями.

Профессия
Репетитор
Доход
45 000 рублей
+15 000 рублей
помощь от родственников
Траты
15 000 рублей
аренда квартиры
9 000 рублей
питание
5 000 рублей
уход за собой
8 500 рублей
развлечения и хобби
9 000 рублей
расходы на проезд
2 500 рублей
комиссия за новых учеников
3 000 рублей
бытовые мелочи
8 000 рублей
накопления на лето
Как стать репетитором
В этом году я отучилась на экономиста в одном из топовых вузов страны. До этого окончила серьезную математическую школу в своем родном городе, участвовала в олимпиадах, уделяла много времени и сил именно математике. Последние три года я работала репетитором, совмещая преподавание с учебой.
В Санкт-Петербург я приехала учиться, и на первом же курсе остро встал денежный вопрос. Сначала я работала в сфере обслуживания, но заработанных там денег едва хватало на еду и самые скромные развлечения пару раз в месяц. Кроме желания вести более расслабленный образ жизни деньги были нужны на аренду квартиры. Общежитие моего вуза находится за городом: дорога до факультета занимала в среднем 2 часа 15 минут. Родители немного помогали, но денег, которые они присылали, хватало только на самую дешевую квартиру в Девяткине.
Работа отнимала много времени, начались проблемы с учебой. Я стала искать новое место: хотелось чего-то более интеллектуального, чем работа продавца. Большинство вакансий отсеивалось из-за графика, который невозможно совмещать с учебой, а также из-за отсутствия законченного высшего образования. Тогда знакомый посоветовал попробовать преподавание. Я не очень верила, что этим получится зарабатывать постоянно. Чтобы получить хоть какой-то опыт, я провела несколько занятий со своим племянником, а потом зарегистрировалась на специализированных сайтах. Сейчас у меня есть аккаунты на пяти или шести таких сайтах, но по факту рабочих всего два. Первый — самый раскрученный, там берут комиссию, равную стоимости первого занятия. Второй имеет самую большую базу преподавателей и учеников, комиссия там в два раза больше. Многие знакомые репетиторы его не любят, но, по мне, лучше переплатить за ученика и иметь возможность выбирать, с кем заниматься, чем хвататься за любой заказ.
Особенности работы
Обычно я нахожу устраивающую меня заявку от клиента на сайте и откликаюсь на нее. Если администратор считает, что я подхожу на заказ, то присылает мне контакты родителя (иногда самого ребенка), и мы договариваемся о первом занятии. После первого занятия я отчитываюсь перед сайтом о результатах и плачу комиссию. На этом этапе сайт обо мне забывает. Бывают случаи, когда клиент сам выбирает репетитора, что, конечно, приятно. Через знакомых нахожу учеников крайне редко, возможно, потому, что в моем окружении нет семей с детьми-школьниками. Сами ученики редко рекомендуют репетиторов друг другу, даже если всем довольны.
Абсолютное большинство детей хотят начинать занятия в промежутке с 16 до 19 часов: к этому времени они успевают прийти со школы и чуть-чуть отдохнуть. Таким образом в один вечер мне удается запихнуть два полуторачасовых занятия, если школьники живут недалеко друг от друга. Некоторые дети могут заниматься только вечером, чаще всего у них есть и другие занятия, например художественная школа. Обычно у таких детей отличный тайм-менеджмент: благодаря им можно уместить не два, а три занятия в день.
Некоторые репетиторы принимают детей у себя на дому — можно успеть больше, не тратить время и деньги на дорогу. Какое-то время я практиковала такой формат, но потом от него отказалась. Слишком большое количество чужих людей в собственной квартире меня напрягало.
Когда я училась в универе, график получался довольно напряженный. Каждые апрель и май — время подготовки к экзаменам — я вообще работала без выходных, во мне говорила жадность. Хотя одна интересная особенность позволяла мне находить время на себя и немного отдыхать: дети — те еще лодыри и очень любят отменять занятия.
Несколько лет назад мне казалось, что репетиторы вообще не нужны. Как же я была удивлена, узнав, насколько эта специальность востребована! Чаще всего репетиторов нанимают для подготовки к экзаменам либо для помощи в подтягивании оценок, реже — для подготовки к олимпиадам.
Гораздо приятнее готовить к экзаменам, а вот с подтягиванием сложнее. Обычно у учеников все настолько плохо, что полгода — это минимум, который нужно потратить на восстановление знаний и развитие какой-то уверенности в своих силах. У меня есть несколько примеров детей, с которыми мне приходилось заниматься год-полтора, прежде чем вытянуть их на четверку. Последний год я стала практиковать бесплатные пробные занятия, но не с целью маркетинга, а чтобы иметь возможность отсеять неадекватных клиентов либо слишком сложных детей. Процент совсем безнадежных стал меньше, но они все равно остаются.
Добиться результата и вытянуть оценки ребенку сложно, это зависит от настроения школьного учителя. Обычно на детей просто вешают клеймо — «троечник» или «двоечник» — и ставят оценки, исходя из этого. А ответственность, хоть и не стопроцентную, должна нести я. Но переломить мнение учителя практически нереально. За время моей работы у меня накопилось больше десяти примеров учеников, которые сдали ОГЭ и ЕГЭ на четверки и пятерки, но у которых в школе оценка была между тройкой и двойкой.
Я стараюсь общаться со всеми учениками как с друзьями: разница в возрасте у нас не такая уж и большая — от двух до девяти лет. На мой взгляд, это более результативно — ребятам приятно и интересно заниматься. Разумеется, есть и минусы: некоторые дети чувствуют мою слабость и садятся на шею, причем не всегда это очевидно сразу. Кроме того, я очень переживаю за их успехи, порой гораздо сильнее, чем сами дети. В этом апреле у меня случился кризис: я могла проснуться в 4 утра от переживаний за одну свою безалаберную ученицу. У меня даже начался нейродермит, которого раньше никогда не было.
С родителями детей я общаюсь гораздо меньше, чем с учениками. Многим вообще неинтересно, что происходит с их ребенком и какие у него успехи. Хотя бывают милые и заботливые мамы. Большой плюс работы репетитора — это фактическое отсутствие начальства. Эту роль вроде как выполняют родители, но их много, и всегда есть возможность не работать с конкретной семьей, не теряя в доходах.
Самое грустное в моей работе — осознание того, как же все-таки плохо работает школа. У меня сложилось впечатление, что в абсолютном большинстве мест у учителей вообще нет никакой заинтересованности в учениках. Ребята рассказывают, что репетиторы сейчас есть почти у всех в классе. Современная школьная программа подразумевает, что учитель кое-как объясняет, а вникает в суть ребенок с репетитором. Пробелы у детей появляются уже в начальной школе: 90 % моих учеников не знали таблицу умножения, а учила я в основном старшеклассников. Не уметь складывать и умножать дроби, раскрывать скобки, решать квадратные уравнения в 11-м классе накануне ЕГЭ — вообще типичная картина. В какой-то момент я перестала удивляться, что дети считают на пальцах. Примерно тогда же перестала думать, что останусь без учеников. Школа как будто заточена на то, чтобы любой выпускник более-менее приличной матшколы мог заработать.
Я сильно осуждала учителей, пока не попыталась устроиться в школу сама. Думала устроиться на четверть ставки: за такую занятость мне предложили 3 750 рублей до вычета НДФЛ. С такой зарплатой сложно делать что-то хорошо, а откуда взять любовь к детям, вообще не представляю.
Доходы
Чаще всего занятия по математике длятся полтора часа. В начале я брала примерно 800 рублей за 90 минут. Сейчас это минимум 1 200 рублей за то же время, заказы за 1 600 рублей считаются выгодными.
Недостатка в учениках у меня никогда не было, даже когда я была студенткой. В неделю могло выйти и 10, и 15 тысяч рублей. Хотя доход настолько непредсказуемый, что назвать точную сумму, которая выходит за месяц, нельзя. Я веду учет доходов и расходов, чтобы хоть как-то контролировать денежный поток. В год выходит около 480 тысяч рублей, то есть примерно 40 тысяч в месяц. В апреле и мае деньги просто сыплются из моих карманов, намного хуже дела обстоят летом — учеников почти нет. Первое лето было самым тяжелым, на второе и третье я догадалась занять у бабули. Вернула долг осенью и теперь учитываю такие особенности в своей бухгалтерии. Кроме денег от репетиторства, родители и бабушка выделяют мне 15 тысяч рублей в месяц.
Траты
Деньги от родственников уходят на жилье и оплату коммунальных услуг. Следующая статья расходов — питание. На продукты я трачу 4 тысячи рублей, еще около 5 тысяч — на обеды. Я не понимаю, почему получается так экономно, ведь я постоянно перекусываю в общепите и выбираю все, что мне нравится. Наверное, я просто не очень много ем.
Каждый месяц я делаю маникюр, на это уходит 1,5 тысячи рублей. Иногда хожу к косметологу или на массаж. У меня сложная в уходе кожа, мне нужны специализированные кремы. На них и редкие покупки лекарств я трачу около 800 рублей в месяц. Могу купить что-то из косметики, обуви или одежды и потратить за раз 10 тысяч рублей. Хотя потом месяц или два ничего не покупаю.
Из-за плотного графика я редко хожу развлекаться куда-то специально. За весь год только один раз была в баре. Хожу в гости к двоюродной сестре, покупаю гостинцы племянникам. Чтобы отдохнуть, выбираюсь в кафе с подружками. Иногда хожу в музеи. В мой любимый Музей политической истории вход для студентов копеечный — 30 рублей. Иногда хожу в небольшие театры вроде театра на Васильевском и в кино. Больше всего денег в этой статье я трачу на подарки родным и друзьям — около 3,5 тысячи рублей в месяц.
Несколько месяцев в этом году я посещала психолога, пару месяцев у меня был преподаватель по вокалу. Тогда на это уходило около 4 тысяч рублей в месяц. Сейчас мое единственное постоянное хобби — шитье, я иногда трачусь на ткани.
Около 4 тысяч рублей я трачу на разъезды вне Петербурга. Мой молодой человек живет в Москве: иногда я могу приехать к нему без предупреждения, в этом случае сама покупаю билеты. Осенью была с родителями на Тенерифе, мой перелет мы оплатили пополам.
На городской транспорт тоже уходит немало. Проездной БСК стоит около тысячи рублей в месяц, маршрутки и такси — еще 4 тысячи. На такси я экономлю в первую очередь, если есть такая необходимость.
Стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, лампочки и прочие повседневные расходы в пределах 200 рублей я отношу в раздел «мелкие покупки», в месяц выходит тысяча рублей. Раньше на мобильную связь уходило около 1,5 тысячи рублей, недавно сменила оператора и сейчас плачу 600 рублей. Жаль, что не сделала так раньше. Отдельная статья бюджета — это новые ученики, за заказ могу отдать от 1 до 3 тысяч рублей. Оставшиеся деньги я откладываю на лето.
Кредитов у меня нет: при такой занятости сложно получить кредитку, да еще и под нормальный процент. Кроме того, если я что и уяснила из университета, так это то, что нельзя брать потребительские кредиты на вещи, которые не будут приносить доход в будущем.