27 сентября, понедельник
Москва
Войти

Что происходит с пакгаузами на Стрелке И как изменятся кружевные конструкции к 800-летию города

Что происходит с пакгаузами на Стрелке

The Village Нижний Новгород в коллаборации с «Центром 800» рассказывает о проектах, которые делают наш город намного лучше: на этой неделе речь пойдет о пакгаузах на Стрелке, где сейчас идет работа в рамках проекта #Символы800, посвященного преобразованию и перезагрузке ключевых городских локаций.

Ажурные металлические конструкции, установленные на Стрелке — часть главного выставочного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. В начале XX века конструкции перенесли в порт, где использовали в качестве основы для строительства складов. Обнаружили пакгаузы только в 2015 году — позже металлические каркасы освободили от кирпичных стен и шифера на крыше, а в 2019 году в пространстве пакгаузов прошли фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS, международный фестиваль искусств «Стрелка», а также вручение государственной премии в области современного искусства «Инновация».

The Village Нижний Новгород пообщался с министром культуры Нижегородской области Олегом Берковичем, курирующим работу над пакгаузами, а также с представителями нижегородского архитектурного сообщества, в свое время поучаствовавшими в их защите от сноса, и узнал о том, что сейчас происходит с кружевными конструкциями, как они будут использоваться в будущем и уберут ли забор со Стрелки.

Олег Беркович

Заместитель Председателя Правительства Нижегородской области, министр культуры Нижегородской области


О работе на пакгаузах и обновленном проекте

Прямо сейчас два подрядчика ведут противоаварийные работы на пакгаузах. Оба контракта уже заключили, работы должны завершиться до Нового года. По второму пакгаузу заключен отдельный договор, чтобы запараллелить процессы — изначально обе конструкции были в одной закупке, но в какой-то момент стало ясно, что подрядчик не успевает выполнить работы последовательно, и тогда приняли решение делать их параллельно. Закупку отменили, разбили ее на две части и, таким образом, два разных подрядчика будут работать параллельно, чтобы завершить все работы до конца года.

Еще в прошлом году архитектор Сергей Чобан и архитектурное бюро СПИЧ разработали концепцию культурно-образовательного центра, которую губернатор Нижегородской области показывал президенту России — там, в числе прочего, были и предложения по пакгаузам. Культурно-образовательный центр — это, пока что, проект будущего, но его часть, связанная с пакгаузами это, в принципе, то, что возможно реализовать уже сейчас.

С одной стороны, мы не трогаем исторические объекты и полностью их сохраняем, а с другой — полноценно открываем место для города, размещая площадки, которые могут действовать круглый год.

В конце августа у нас прошел конкурс на проектирование пакгаузов и мы начали реализовывать созданную концепцию. Согласно ей стекло навешивается сверху, полностью закрывается контур конструкций и пакгаузы при этом можно использовать круглый год. Но после обследования самих конструкций и в ходе дальнейших расчетов выяснилось, что для такой большой развески стекла по металлу необходимо внутри достроить дополнительные металлические своды, чтобы на них приходился основной вес. В итоге, это достаточно сильно меняло облик пакгаузов. Мы хотим их сохранить, но по этому проекту получается, что сильно меняем.

Главный наш принцип — бережное отношение к наследию, тем более, к такому значимому, поэтому мы попросили Сергея Чобана и бюро подумать, как можно изменить проект. Они выдали обновленный вариант, при котором мы проводим на внешних конструкциях только противоаварийные работы — наносим антикоррозийную краску, ремонтируем в необходимых местах, и внутрь, как в пенал, вставляем легковозводимые некапитальные металлические конструкции, обшитые зеркальным стеклом. Получается, с одной стороны, мы не трогаем исторические объекты и полностью их сохраняем, а с другой — полноценно открываем место для города, размещая площадки, которые могут действовать круглый год. По планам в одном пакгаузе разместится концертный зал на 600 мест, а в другом — галерея. Стоимость реализации проекта оценивается примерно в 600 миллионов рублей.

Про концертный зал и галерею

По формированию проекта концертного зала и его техническим характеристикам нам помогает руководитель фестиваля «Стрелка» и менеджер Теодора Курентзиса Алексей Трифонов, а по галерее консультирует Центр современного искусства «Арсенал» — лучше них такие вещи в регионе просто никто делать не умеет. Также сейчас мы определяемся, кто будет управлять концертным и выставочным залами в регулярном режиме.

В галерее можно будет выставлять все, что угодно — от современного искусства до шедевров классической живописи, потому что там будет вполне приспособленное для этого помещение, не будет внешнего света, а только искусственный, и, соответственно, искусственный климат. Бюджет не резиновый, поэтому создать подходящий климат для некоторых мировых шедевров, например, не получится, но для демонстрации 90% работ, выставленных в Третьяковской галерее или Русском музее, будут созданы необходимые условия.

Алексей Трифонов уже строит планы на следующий год, готовит предложения по программе фестиваля «Стрелка», будет подавать заявку на финансирование, и мы будем всячески помогать ему. Идеальный вариант — сделать так, чтобы фестиваль прошел внутри пакгаузов. Понятно, что будет задействована вся территория вокруг, но хочется, чтобы часть выступлений прошла уже внутри возведенных конструкций.

Забор не пропадет, но ворота на Стрелку будут открыты. Забор создает контур безопасности, при проведении массовых мероприятий — это необходимая вещь.

Про территорию Стрелки и забор

Кроме пакгаузов есть еще и территория Стрелки — с ней все несколько сложнее, потому что по этому пространству давно ведется концептуальная работа. На данный момент есть отчет исследования, на основании которого создадут концепцию. К юбилею планируется «лёгкое» благоустройство, то есть активация территории для жителей. Задача — сделать её доступной прогулочной зоной.

Забор не пропадет, но ворота на Стрелку будут открыты. Забор создает контур безопасности, при проведении массовых мероприятий — это необходимая вещь. Если мы будем делать события на Стрелке, тысяч на 15 человек, то нужно всю эту зону огораживать и делать большой контур безопасности.

Комплексным благоустройством Стрелки планируем заняться уже после юбилея. Для этого сначала необходимо организовать большой конкурс проектов. Учитывая значимость территории, спешка тут не нужна.

Про взаимодействие с общественностью

Мы встречались с людьми, которые действительно имеют отношение к пакгаузам, защищали их, знают этот предмет и могут помочь, а не просто поговорить, и учли многие их комментарии как в прошлом году, когда в проекте была «стеклянная коробка», так и сейчас, когда у нас появился обновленный проект. В частности, мы обсуждали новый проект с Татьяной Павловной Виноградовой, и она сказала, что стало гораздо лучше, поскольку мы не прикасаемся к пакгаузам, и они как стоят спасенные, так и стоят.

Последняя встреча в формате видеоконференции с архитектурным сообществом и экспертами была на прошлой неделе. Состав участников из разных ведомств и общественных организаций позволил с разных сторон оценить проект.

Татьяна Виноградова

Профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ


Я была среди тех, кто сделал многое, чтобы сохранить пакгаузы. К этим конструкциям надо относиться очень бережно. Подобных объектов нет в России. Когда проходил фестиваль «Стрелка», я испытывала ни с чем несравнимое чувство — ликование. Я увидела новую жизнь пакгаузов. Ведь у них большой потенциал. Сейчас обсуждают проект приспособления — хороший и красивый. Единственное, чего не могу принять — это круглогодичную жизнь конструкций. Исторически они предназначались для работы в тёплое время года. Вопросы, которые задавались при обсуждении связаны с работой зимой: разность температур, снеговой мешок, конденсат… Все эти проблемы возникнут и сложно дать на них сейчас однозначный ответ. Но самое главное, что мне сейчас нравится, это тот путь, на который мы встали. Это реставрация пакгаузов: их очистка, обработка всех опасных соединений и защитное покрытие поверхности надежными материалами. Это для меня важнее всего. А так, по моему мнению, новая жизнь пакгаузов должна строиться по тому же принципу, как на фестивале «Стрелка» — лёгкий внутренний разборный каркас.

Андрей Лапшин

Ректор ННГАСУ


Еще в 2017 году, когда мы работали в составе экспертной комиссии по оценке культурной значимости и технического состояния пакгаузов, говорили, что это пространство должно быть открыто для жителей и гостей города. И что одна из функций пакгаузов должна быть музейно-экспозиционная. И те предложения, которые поступают сейчас по использованию пакгаузов, они полностью коррелируют с теми, которые мы давали раньше, на этапе завершения работы комиссии.

Сергей Туманин

Основатель архитектурного бюро Сергея Туманина


С эстетической точки зрения мне нравится то, что сейчас представлено. Это открытые конструкции, мы их видим. Так они представляют больший интерес. Как временное сооружение, как показ ажурных конструкций — это самое изящное и тактичное решение из возможных.

В целом, проект предусматривает хорошую площадь помещений. С точки зрения технологий все сделано адекватно: есть технические помещения, кафе, фойе. Вся эта инфраструктура должна примыкать к основной функции. Выставочную историю я считаю уместной, и концерты уже проводились. То есть проект упаковывает ту функцию, которая уже опробована.

Марина Игнатушко

Архитектурный критик


То, что сейчас происходит вокруг пакгаузов, мне нравится. Я считаю, что первый этап: приспособление и оживление территории — это то, что надо. Тем более, как мы с договаривались с Дарьей Шориной (директор ИРГСНО — Прим. ред.), устроим презентацию и покажем то самое исследование, которое мы проводили в течение года. В нем будут предложения по сценариям и функциям того, что может появиться на Стрелке. Сейчас мне не очень бы хотелось раскрывать все карты, надо чуть-чуть потерпеть.

Подрядчик — о сроках, сложностях противоаварийных работ на пакгаузах и о том, почему важна оперативность

Владимир Молоканов

генеральный директор подрядной организации ЗАО «СМУ-77»


На площадке сейчас проводятся работы по консервации, первоочередные противоаварийные консервационные работы. Был разработан проект на эти виды работ, заключен контракт, получено разрешение. Сейчас проводится очистка металлоконструкций от краски и ржавчины до белого металла. После будет проходить грунтовка и покраска в два слоя специализированными составами — во время проектирования был взят пробный участок и проведены работы по очистке разными методами.

Что сейчас усложняет работу? Дело в том, что когда очищаешь до белого металла, то первый налет, «рыжики», как мы их называем, появляются на чистейшем металле уже через два часа, поэтому приходится действовать поточно — очистили и сразу начинаем грунтовать.

Сроки у нас стоят до 20 декабря — мы рассчитали так, что нам нужно 20 рабочих дней, чтобы завершить эти работы, но срок у нас в договоре стоит в три раза больше, и я объясню, почему. Дело в том, что мы делали работы по Шуховской башне и при 30 рабочих днях мы их делали 70 дней из-за дождя и ветра. С таким же расчетом мы взяли запас на всю плохую погоду и здесь. Исходя из всего этого, мы уверены, что работы будут выполнены нами в срок.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как устроен проект «Команда 800»
Как устроен проект «Команда 800» Поддержка инициатив деятельных горожан в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода
Как устроен проект «Команда 800»

Как устроен проект «Команда 800»
Поддержка инициатив деятельных горожан в преддверии 800-летия Нижнего Новгорода

Как будет выглядеть обновленный сквер Свердлова
Как будет выглядеть обновленный сквер Свердлова
Как будет выглядеть обновленный сквер Свердлова

Как будет выглядеть обновленный сквер Свердлова

Алексей Трифонов — о фестивале «Стрелка» и о том, как научиться слушать классику
Алексей Трифонов — о фестивале «Стрелка» и о том, как научиться слушать классику
Алексей Трифонов — о фестивале «Стрелка» и о том, как научиться слушать классику

Алексей Трифонов — о фестивале «Стрелка» и о том, как научиться слушать классику

«Если я порежу руку и приложу к порезу тысячу рублей, рука не заживет»
«Если я порежу руку и приложу к порезу тысячу рублей, рука не заживет» Митя Алешковский — про объединение против смерти и обучение благотворительности
«Если я порежу руку и приложу к порезу тысячу рублей, рука не заживет»

«Если я порежу руку и приложу к порезу тысячу рублей, рука не заживет»
Митя Алешковский — про объединение против смерти и обучение благотворительности

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Первая полоса

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку