Как Норвегия отказывается от бензина К 2025 году страна рассчитывает полностью перейти на электрокары и запретить продажу авто на дизеле или бензине

В начале августа российский премьер Дмитрий Медведев поручил министерствам проработать меры господдержки электромобильной индустрии в стране. Тем самым Россия пытается догнать процесс, давно начатый в других европейских странах, и в частности в Норвегии, где власти к 2025 году рассчитывают полностью отказаться от дизельных и бензиновых авто. The Village узнал, как скандинавы проводят масштабную транспортную реформу.

В июне в Норвегии был установлен рекорд продаж электромобилей (electric vehicle, или EV) и гибридных авто: 42 % купленных в этом месяце авто имели разъем для подключения к сети и электромотор. Из 150 тысяч проданных в 2016 году автомобилей треть были с электродвигателем. А к 2025 году Норвегия рассчитывает полностью перейти на электрокары и запретить продажу авто, которые работают на дизеле и бензине. Переход на такой транспорт — общий тренд в развитых странах, и агентство Bloomberg обещает, что в 2040 году 54 % продаваемых автомобилей по всему миру будет с электрической тягой.

Текст

Денис Бондарев

Зачем норвежцам электрокары

Уже восьмой год подряд Норвегия занимает первое место в списке наиболее благополучных стран мира по индексу человеческого развития (Россия в нем на 49-м месте). Один из ключевых факторов, влияющих на итоговый рейтинг, — состояние окружающей среды в стране, и норвежцы относятся к нему весьма серьезно. К примеру, 98 % электричества в стране производят из возобновляемых источников энергии. Не меньшее значение уделяется и «зеленому» автотранспорту. Доля авто, полностью работающих от электричества и гибридных с возможностью подключения к сети, здесь равна 5 % от общего числа легкового транспорта — это на сегодня мировой рекорд.

Гибридным называется автомобиль, в котором используется несколько источников энергии: например, как электромотор, так и традиционный двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Принцип его работы заключается в попеременном использовании источников энергии: во время работы ДВС заряжается аккумулятор — получив достаточный заряд, снова запускается электромотор. Это позволяет снизить количество вредных выбросов в атмосферу и решить проблему утилизации использованных аккумуляторов большой емкости с высоким содержанием тяжелых металлов. Отдельный вид таких авто — гибриды с возможностью подключения к электросети — PHEV (plug-in hybrid electric vehicle). Они приравниваются по льготам к EV в Норвегии. Такие авто сохраняют все плюсы электромобиля, при этом лишаются его основного недостатка — необходимости делать длительные остановки для зарядки в поездках на большие расстояния.

Быть владельцем авто с электрической тягой в Норвегии выгодно. По подсчетам компании Grønn Bil, за счет использования одного электромобиля житель Осло экономит 3 336 евро в год. Эта сумма складывается из многих составляющих и является результатом планомерной работы правительства.

Первые инициативы по популяризации «зеленого» автотранспорта в Норвегии стартовали еще 25 лет назад. Первым делом в 1990 году в стране отменили налоги на покупку и пошлины на ввоз электромобилей (которые могут составлять до 100 % стоимости авто), затем снизили ежегодные дорожные налоги (сейчас это около 350 долларов в год за одно авто), отменили взносы за проезд по платным автодорогам и регистрационные налоги и сделали бесплатной парковку. Сегодня список привилегий для владельцев авто с нулевым и низким выбросом в атмосферу стал еще шире: бесплатная электрозарядка (притом что литр 95-го бензина в Норвегии стоит примерно 1,7 евро), отсутствие налога при лизинге авто — 25 %, законное движение по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатный проезд на паромах, работающих на норвежских фьордах. Преимущества распространяются как на электромобили, так и на гибриды PHEV. При этом дизельным автомобилям нельзя въезжать в центр Осло с 06:00 до 22:00.


за счет использования одного электромобиля житель Осло экономит 3 336 евро в год

Электробум

Значительный рост спроса на электрокары в Норвегии начался в последние пять-семь лет: если в 2010 году таких авто было всего пара тысяч, то сегодня их количество перевалило за 150 тысяч. Для сравнения: в полуторамиллиардном Китае, лидере по общему количеству EV и PHEV, их число только недавно превысило миллион, а всего к концу 2016 года на дорогах мира было около 2 миллионов электромобилей. Во многом такой скачок спроса произошел благодаря тому, что за последние несколько лет значительно расширилось предложение: в 2010 году на норвежском рынке электромобилей было всего четыре-пять моделей, а сегодня — более 30 во всех категориях. И автопроизводители продолжают повышать ставки на развитие подобного транспорта. Например, Volvo объявил о том, что с 2019 года планирует выпускать только автомобили с электрическим двигателем. Наверняка добавит популярности электрокарам и недавний выход новой Tesla Model 3, позиционируемой как первый массовый электромобиль с ценой в 35 тысяч долларов. Благодаря росту спроса и снижению стоимости компонентов такой транспорт дешевеет. Например, аккумуляторы для электромобилей с 2010 года подешевели на 65 %. Bloomberg прогнозирует, что общая стоимость электромобиля — покупка и последующая эксплуатация — станет ниже традиционного авто уже к 2022 году.

Росту популярности электрокаров в Норвегии способствует и огромная сеть бесплатных зарядных станций, разбросанных по всей стране, — порядка 10 тысяч пунктов. И хотя быстрая зарядка EV занимает в среднем 30–45 минут вместо привычных пяти на заправку бензином, она бесплатна, и это ее главное преимущество.

Еще в Норвегии самая плотная в мире сеть мощных зарядных станций Supercharger от Tesla, мощность заряда на которых 120–150 киловатт вместо 10–20 киловатт на обычных муниципальных. В Норвегии на каждый миллион жителей приходится 7,3 работающей сегодня станции, тогда как в США, например, этот показатель равен 2,1, а в соседней Дании — 1,9. Кроме того, у 96 % владельцев EV есть персональные зарядные станции дома.

Уже сегодня в продаже есть дистанционная зарядка для авто — она позволяет передавать энергию на расстояние до двух метров практически без потерь. Поэтому не стоит опасаться, что тротуары заполнятся клубками проводов от множества зарядных станций. А пару месяцев назад ученые из Стэнфордского университета сообщили, что научились передавать электрозаряд и движущимся объектам. Если добавить к этому еще и солнечные батареи на крыше автомобилей Tesla, то, кажется, проблема зарядки электромобилей скоро вообще перестанет существовать: EV будут заряжаться сами при движении по городу.

Электрокары в России

В России популярность электромобилей значительно ниже. Всего по стране, согласно официальным данным, сейчас ездят менее тысячи электрокаров. При этом зарядных станций меньше 200 штук. В правительстве тему развития городского электротранспорта периодически поднимают, но принимаемые меры выглядят, скорее, как показательные — например, в 2016 году были отменены ввозные пошлины, правда, только для юридических лиц. Сравнить такие инициативы с тем же Китаем сложно: там на покупку электрокара государство выделяет гражданам субсидию в размере до 8 тысяч долларов.

В начале августа председатель правительства Дмитрий Медведев поручил министерствам в ближайшие две недели проработать меры господдержки электрического транспорта в стране. По информации «РБК», 16 августа Минэкономразвития предложило выделять субсидии производителям электротранспорта (в первую очередь, КамАЗ и ГАЗ) — по 900 миллионов рублей ежегодно до 2025 года. А в Норвегии общий объем государственных субсидий в поддержку электромобилей оценивается в 5 миллиардов долларов. О предложениях развития городской инфраструктуры, связанной с электротранспортом, и, главное, повышении мотивации покупать «зеленые» авто пока ничего не сообщалось.


СЕРГЕЙ Сысоев

руководитель отдела независимой экологической экспертизы EcoStandard Group

Использование электро- и гибридных автомобилей вместо традиционного транспорта заметно снижает концентрацию в воздухе продуктов сгорания топлива — оксидов азота, углерода, серы, бензапирена и других летучих органических соединений. C учетом количества авто в Москве влияние этих веществ на качество воздуха составляет 70–80 % от общего объема загрязнителей. Показатель остается таким высоким, даже несмотря на ограничение движения грузового автотранспорта, установку нейтрализаторов (загрязнения воздуха. — Прим. ред.), перевод муниципального автопарка на нормативы «Евро-5» и прочее. Самое значительное загрязнение воздуха из-за таких выбросов, само собой, рядом с крупными автомагистралями, в местах интенсивного движения и там, где часто образуются пробки. В Лефортовском тоннеле, например, даже просто стоять во время пробки опасно для здоровья.

Электро- или гибридные автомобили тоже могут загрязнять окружающую среду — например, тяжелыми металлами при производстве аккумуляторов и электромоторов. Но, во-первых, такие производства располагаются вне густонаселенных районов. А во-вторых, для устранения подобного отрицательного влияния достаточно соблюдать лимиты на образование отходов и их утилизацию. Также при производстве электроэнергии для «зеленого» автотранспорта путем сжигания топлива (угля, мазута, газа) образуются загрязняющие вещества и водяной пар — основной парниковый газ. Но в Европе в целом и в Норвегии в частности основной вектор развития направления — альтернативная энергетика, и влияние таких электростанций на качество воздуха минимальное. В России альтернативная энергетика, к сожалению, пока только начинает развиваться, и основной упор делается на традиционные источники энергии, поэтому и положительный эффект для окружающей среды от использования электро- и гибридных авто у нас будет значительно ниже. Действительно эффективно для защиты окружающей среды использование «зеленого» транспорта только вместе с развитием альтернативной энергетики.



Фотографии: обложка — scharfsinn86stock.adobe.com, 1 — slavun — Stock.adobe.com. 2 — scharfsinn86 — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

А воз и ныне там:
Можно ли в Москве ездить на электромобиле
А воз и ныне там: Можно ли в Москве ездить на электромобиле В 2012 году The Village проверил, насколько Москва удобна для владельцев экологичного транспорта. Спустя три года мы повторяем эксперимент
А воз и ныне там:
Можно ли в Москве ездить на электромобиле

А воз и ныне там: Можно ли в Москве ездить на электромобиле
В 2012 году The Village проверил, насколько Москва удобна для владельцев экологичного транспорта. Спустя три года мы повторяем эксперимент

Владельцы электрокаров
Владельцы электрокаров Езда без бензина и бесплатная парковка в центре — водители «автомобилей будущего» честно рассказывают об их плюсах и минусах
Владельцы электрокаров

Владельцы электрокаров
Езда без бензина и бесплатная парковка в центре — водители «автомобилей будущего» честно рассказывают об их плюсах и минусах

«Я живу без отходов»
«Я живу без отходов» Сушеные очистки, экосумка и компост — активистка Гринписа о том, как производить минимум мусора
«Я живу без отходов»

«Я живу без отходов»
Сушеные очистки, экосумка и компост — активистка Гринписа о том, как производить минимум мусора

Как Yota месяц работала из дома
Как Yota месяц работала из дома Сколько сэкономила компания, отправив домой несколько десятков сотрудников
Как Yota месяц работала из дома

Как Yota месяц работала из дома
Сколько сэкономила компания, отправив домой несколько десятков сотрудников

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Первая полоса

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться
Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться Ретроспектива Мамонова, йога в Mutabor, а также концерты и спектакли
Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться
Ретроспектива Мамонова, йога в Mutabor, а также концерты и спектакли

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве
«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве Ураган, поваленные деревья и удар молнии в Останкинскую башню
«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве
Ураган, поваленные деревья и удар молнии в Останкинскую башню

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому От тренировок для друзей до международных регат
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
От тренировок для друзей до международных регат

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

10 новых детских книг для конца лета
10 новых детских книг для конца лета На море, на дачу, в деревню к бабушке
10 новых детских книг для конца лета

10 новых детских книг для конца лета
На море, на дачу, в деревню к бабушке

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая Подборка редакции «Гусьгусь»
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
Подборка редакции «Гусьгусь»

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной И другие гастрономические новости этой недели
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
И другие гастрономические новости этой недели

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Рассказываем, как это было и что делать со штрафами

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Подпишитесь на рассылку