22 мая, воскресенье
Москва
Войти

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве Кто восстанавливал флигель Музея архитектуры и что с ним будет дальше

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве

17 мая в Музее архитектуры имени Щусева начнет работу флигель «Руина». Новое пространство, которое откроется выставкой шорт-листа премии «Инновация», стало большим событием для архитекторов и реставраторов. Проект реконструкции бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных с 200-летней историей утверждает новый тренд в реставрации и отказ от практики евроремонта. Бюро «Рождественка», работавшее над проектом, сохранило всю подлинную фактуру здания со всеми наслоениями эпох, новые материалы внедрялись только по необходимости, при тщательном разграничении старого и нового.

Здание перешло к музею в 1991 году, когда ему пришлось экстренно перевозить фонды из Донского монастыря, который тогда был основным пространством для МУАР: с приходом новой власти монастырь вернули Русской православной церкви. Изначально флигель рассматривали как фондохранилище, но во время ремонта он сгорел, а денег на восстановление в тот момент не нашлось.

Для привлечения внимания к этой проблеме директор музея Давид Саркисян (руководивший им вплоть до смерти в 2009 году) в начале нулевых решил провести в разрушенном здании выставку. Внимание привлечь действительно удалось, но не так, как предполагалось: флигель очаровал посетителей именно тем, что был разрушен. Искусствовед Елизавета Плавинская сравнивала здание с «Арсеналом» в Венеции и Музеем прикладного искусства в Вене, противопоставляя подлинность его фактуры облику города с «уродливыми евроремонтами и гадкими новыми зданиями, только со знаком плюс». С тех пор там начали регулярно проводить временные выставки и лекции, руина стала «Руиной», а Москва получила одно из самых самобытных музейных пространств.

В 2012 году во флигеле прошла выставка «Руина. Версия архитектурного бюро „Рождественка“», приуроченная к 20-летию бюро. Выставка стала импульсом к будущей реставрации флигеля. Чем в результате закрытого конкурса в 2014 году и занялась «Рождественка», сделавшая проект по принципу «все должно быть точно в таком же виде, только не падать».

21 апреля флигель открыли для экспертов архитектуры: обновленное здание сравнили с проектом реставрации-консервации уже другого «Арсенала» — нижегородского, разработанного Евгением Ассом. В «Руине» сохранили максимальное количество аутентичных материалов, открытых сводов и наслоений краски на стенах, необходимые же элементы выставочного пространства отделили от подлинного здания — при необходимости их можно демонтировать.

На обоих этажах здания появились дорожки для посетителей: на втором они находятся между открытыми кирпичными сводами нижнего яруса и позволяют рассматривать эти своды как один из постоянных экспонатов выставочного пространства. Такие же дорожки разместились на первом этаже, сводчатые залы которого предназначены для выставок. В здании появился законсервированный кабинет Давида Саркисяна, созданный на основе 3D-модели стола бывшего директора музея, выполненного учениками архитекторов Юрия Григоряна и Александра Бродского. На место вернулся и лекторий музея, которому теперь предоставлены два зала.

The Village побывал в новом пространстве, а также поговорил с автором проекта и основателем бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой и новым директором музея Елизаветой Лихачёвой об истории здания, его будущем и состоянии реставрационного дела в России.

Фотографии

Катя Закливенец


ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧёВА

директор Музея архитектуры имени Щусева

В «Руине» мы будем представлять проекты, которые либо совсем не связаны с архитектурой, либо связаны в меньшей степени, либо представляют ее в каких-то совершенно новых аспектах. Осенью мы планируем подготовить большой выставочный проект, посвященный творчеству Константина Мельникова, и показать на нем в том числе кое-какие вещи, которые мы раньше не имели возможности показывать в «Руине», поскольку там не было совсем никаких условий.

Открывая его выставкой «Инновация», мы решили показать, что пространство инновационное, и увязать это с тем, что в этом году проходит Биеннале современного искусства. Нам бы хотелось, чтобы «Руина» стала площадкой для экспериментов.

Открытие флигеля переносили несколько раз в силу разных обстоятельств. Главным образом из-за оборудования. Плюс были некоторые сложности, связанные с документальным оформлением работ. Общая стоимость проекта составила около 75 миллионов рублей.

Особенность этого пространства в том, что оно показывает три века русской архитектуры. Своды первого этажа — это своды XVIII века, каретного сарая усадьбы Талызиных. В первую половину XIX века здание было надстроено вторым этажом, и там была людская, где жила прислуга усадьбы. Потом, когда уже во второй половине XIX века в здании поселилось Московское казначейство, сделали третий этаж. И все периоды застройки здания удалось сохранить. Это очень редкий для Москвы случай. Обычно мы оставляем оконные своды изнутри, а тут у вас есть возможность увидеть их с лицевой стороны. Помимо всего прочего, там прекрасной, потрясающей красоты стропила — это чистая геометрия архитектуры. Стропильные конструкции на самом деле не менее красивы, чем сводчатые, но обычно их закрывают потолком, а здесь они открыты.

Здание сгорело в середине 1990-х годов, и Давид Саркисян вместе с Александром Бродским придумали гениальное пространство. По сути, это была руина, которая медленно разрушалась, и Давид вернул ей жизнь. Я очень рада, что Наринэ сохранила этот замысел, сделав его таким венецианским по духу. Может быть, со временем мы скорректируем его. Но пока я не готова давать прогнозы по этому поводу.



НАРИНЭ ТЮТЧЕВА

автор проекта «Руина», АБ «Рождественка»

Это здание рассказывает историю развития Москвы на протяжении последних 200 лет. Если всмотреться в его исторические слои, которые обнажены в этом пространстве, то прежде всего мы видим именно историю. Объект находится на территории музея архитектуры и сам по себе представляет архитектурный экспонат, здание-метафору. Тем не менее здание пригодно для того, чтобы внутри него происходили самые различные культурные процессы, выставки и так далее.

Усадьба Талызиных, к которой принадлежит флигель, — очень московская усадьба. Все здания, которые ее формируют, относятся к разному времени, к разным архитектурным стилям, претерпевали каждое в свое время различные преобразования, изменения, пристройки, надстройки. Флигель — это крайний и последний блок этой усадьбы, он находится уже в глубине двора, он не формирует застройку улицы, что тоже важно. Мы подумали, что, наверное, с его такой истончающейся материей, каким мы его застали, его разумно и дальше оставить жить.

Я знала «Руину» задолго до проведения в нем 20-летия нашего бюро — ходила туда на выставки много лет, это было очень известное пространство, всеми любимое и уважаемое. Когда тебе дают возможность что-то выставить в таком пространстве, надо использовать это для серьезных высказываний, а не для саморекламы. Поэтому мы решили сделать высказывание относительно руин и самой «Руины», обратив внимание на художественные аспекты подобных пространств. И, как выяснилось, весьма успешно, потому что выставка была очень востребована.

Потом, когда министерство культуры выделило средства на противоаварийные работы и речь зашла о том, чтобы в дальнейшем реставрировать это здание, мы подумали о возможности сделать эти работы самодостаточными и выступили с таким предложением. В декабре 2016 года мы закончили стройку, но потом началась смена руководства, конкурс на нового директора, и те, кто были исполняющими обязанности, не были готовы брать на себя ответственность по открытию пространства.

Все понимали, что «Руину» надо открыть выставкой или акцией. Параллельно верстался журнал Tatlin (о проекте «Руины». — Прим. ред.), и так сложилось, что, когда назначили постоянного директора, журнал должен был выйти, и мы с руководством музея решили сделать предварительный показ — неофициальное открытие с презентацией журнала.

Мы совершенно нормально общаемся с новым руководством музея. Что мне кажется интересным, это стремление концептуально посмотреть на музей в целом как на организм. Мне это очень симпатично, так это и нужно делать. Раньше в «Руину» планировалось вернуть те фонды, которые из нее временно вынесли на период строительства, меня это смущало, поскольку там в основном размещалась мемориальная скульптура. Думаю, что новое руководство предложит какие-то более свежие идеи.

Я была знакома с Давидом Саркисяном, но мы никак не обсуждали с ним, как будет выглядеть жизнь этого места в дальнейшем. Я понимала, что он открыл это пространство для посещения в руинированном состоянии, оно пользовалось популярностью, и он планировал в дальнейшем использовать его таким образом. Хотя, наверное, он прекрасно понимал, что однажды все-таки нужны будут средства для того, чтобы привести его в порядок. Элементарно — закрыть тепловой контур, провести отопление, сделать нормальную крышу. Собственно, все это мы и осуществили.

Сложность была одна — малый бюджет и сжатые сроки. Проекту по-прежнему необходимо дополнительное финансирование: на создание системы климат-контроля, оборудования самого здания — там много еще чего требуется. Деньги вроде бы даже пообещало выделить министерство культуры.

Я довольно давно занимаюсь историческим городом, объектами разного качества, связанными с исторической средой, объектами культурного наследия и просто историческими объектами — более ценными, менее ценными. Накоплен довольно большой опыт, и, помимо опыта чисто практического и технологического, выработались некоторые принципы, с которыми мы подходим к подобного рода объектам. Конечно, каждый объект — это новая история, и каждый раз очень важно понять суть этой истории, в чем ее основная ценность, как эту ценность зафиксировать и позволить ей дальше существовать. Есть такой термин — валоризация, приумножение ценности. Мы, скорее всего, в этом направлении работаем, мы стараемся приумножать ценность. Так, чтобы основной смысл здания, который несет в себе определенный сюжет, определенную метафизику, определенную роль в городе, продолжал существование и каким-то образом развивался сегодня и завтра.

Проблема реставрации вообще — в отношении в стране к истории и пониманию ценности тех или иных ее эпизодов. История и архитектура взаимосвязаны, архитектура всего-навсего — формальное выражение процессов, которые происходят в стране и в обществе на протяжении разных веков и разных времен, как одежда, которая просто все время меняется. Но это не значит, что какой-то из этапов истории не дорог, не важен, не нужен и его надо каждый раз искоренять. Все, что происходит с наследием, — это иллюстрация того, что происходит у нас сегодня в обществе и в стране. И я не могу сказать, что с этим у нас все хорошо.


Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Войти и разрешить»: Как сделать современный районный музей почти из ничего
«Войти и разрешить»: Как сделать современный районный музей почти из ничего The Village узнал у кураторов и художников, как они работали над музеем и выставкой о Басманном районе
«Войти и разрешить»: Как сделать современный районный музей почти из ничего

«Войти и разрешить»: Как сделать современный районный музей почти из ничего
The Village узнал у кураторов и художников, как они работали над музеем и выставкой о Басманном районе

Что происходит с Музеем архитектуры имени Щусева?
Что происходит с Музеем архитектуры имени Щусева? «Эту женщину двигают к цели темные силы»: The Village выяснил, почему Музей архитектуры против назначения Лихачевой директором
Что происходит с Музеем архитектуры имени Щусева?

Что происходит с Музеем архитектуры имени Щусева?
«Эту женщину двигают к цели темные силы»: The Village выяснил, почему Музей архитектуры против назначения Лихачевой директором

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

Хороший, плохой, русский

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Первая полоса

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена Почему сейчас?
В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена

В Петербурге хотят переименовать переулок Тинькова, названный в честь выдуманного предка бизнесмена
Почему сейчас?

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться Объясняют психолог и психиатр
Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться

Почему мы злимся на близких во время ***** и как с этим бороться
Объясняют психолог и психиатр

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»
Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Продавцы Z-футболок — о блокировке товара, пожеланиях сдохнуть и отношении к «спецоперации»

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов
Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Как Виталий Терлецкий бросил карьеру агронома и стал темной звездой мира инди-комиксов

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры
Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Миллиардные инвестиции, «лояльные» блогеры и регистрация через «Госуслуги»: Как устроен Rutube, который взломали хакеры

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

Как прошло 9 мая в Москве и Петербурге

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России И что будет, если ее правда объявят
«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России

«Могилизация»: откуда взялись слухи о возможной мобилизации в России
И что будет, если ее правда объявят

Подпишитесь на рассылку