«Молодые архитекторы должны высказаться о том, в каких домах они хотят жить» Сергей Чобан и Наталия Фишман — о том, ради чего они организовали Первую молодежную архитектурную биеннале

«Молодые архитекторы должны высказаться о том, в каких домах они хотят жить»

В этом году в России впервые пройдет архитектурная биеннале для молодых специалистов. В жюри — абсолютно звездные имена: основатель датского бюро Cebra Миккел Фрост, директор Zaha Hadid Architects Кристос Пассас и основатель голландских бюро Kaan Architecten и Claus en Kaan Architecten Киис Каан, а также ведущие российские архитекторы: Юлий Борисов, Юлия Бурдова и Александр Цимайло. Инициатором конкурса стал Сергей Чобан — создатель башни «Федерация», один из немногих российских специалистов, который одинаково успешен и у нас, и в Европе. В оргкомитет биеннале вошли Минстрой и правительство Татарстана. The Village встретился с главными организаторами конкурса и выяснил, как с помощью биеннале они планируют изменить правила игры в российской архитектуре.

Фотографии

людмила андреева

Наталия Фишман

помощник президента Татарстана, содиректор биеннале

Сергей Чобан

архитектор, куратор биеннале

Зачем молодым архитекторам биеннале

— Зачем нужна Биеннале молодой архитектуры? В России ведь достаточное количество и тематических конкурсов, и выставок.

Сергей Чобан: Да, их действительно хватает, но у молодых архитекторов по-прежнему немного возможностей для реального высказывания, которое бы заметили люди, принимающие решения. Специалисты до 35 лет в России слабо вовлечены в активное проектирование. Вспомним, Василий Баженов уже в 30 лет начал заниматься проектом Кремлевского дворца, Огюст Монферран к 32 годам создал проект Исаакиевского собора, а Константин Мельников в свои 34 выиграл конкурс на проект Павильона СССР на Международной выставке в Париже. То есть это отнюдь не тот возраст, когда можно считать себя еще студентом или, скажем, молодым специалистом, которому не по плечу сложные проекты.

— Тема первой биеннале будет посвящена созданию жилой многофункциональной среды. Ее выбрали лично вы?

Сергей Чобан: Моя роль в организации биеннале будет скромной: я высказал саму идею проведения подобного смотра и сформулировал его тему, и именно поэтому вошел в состав жюри на этот год. Раз в два года председатель жюри будет меняться и задавать свою тему. Мне хочется, чтобы проекты победителей можно было реализовать, чтобы это не были фантастические идеи или бумажная архитектура. Поставленная задача максимально близка к тем задачам, которые сегодня решают на практике.

— Вы говорите о реновации и массовом строительстве?

Сергей Чобан: Я не хотел бы превращать это интервью в дискуссию о пятиэтажках, но молодые люди должны высказаться, в какой среде они хотят жить. И я бы хотел удивиться неформальности и неожиданности их ответов. Мы сейчас, например, много дискутируем о том, какая плотность застройки в городе допустима. В какой степени могут смешиваться несколько социальных слоев на территории одного квартала? Как реализуется многофункциональность среды? Какое количество рабочих мест может быть в квартале? Какой характер жилых пространств, какую высоту зданий, какую плотность застройки участники считают идеальной или приемлемой для подобной задачи?

Об организаторах и жюри

— Инициативу поддержали в профильном министерстве, биеннале официально учредило Министерство строительства и жилищного хозяйства, а председателем оргкомитета стал министр Михаил Мень. Это понятно. А почему сопредседателем стал президент Республики Татарстан Рустам Минниханов?

Наталия Фишман: Татарстан — один из немногих регионов, который целенаправленно занимается вовлечением молодых архитекторов в проектирование и реализацию проектов. У нас успешный опыт по части создания общественных пространств: за два года в Татарстане появилось 189 объектов — парков, площадей, набережных. В программе участвуют все 45 муниципалитетов республики, например село Муслюмово, где 7 тысяч жителей, или небольшой поселок Тюлячи с населением в 3 300 человек.

Большинство проектов делает команда из 30 молодых архитекторов, которые разрабатывают их с вовлечением жителей. Опыт Татарстана и нашей команды заинтересовал Минстрой России - сейчас предложенные нами принципы улучшения дворов, парков, набережных стали обязательными для 12 тысяч муниципалитетов по всей России.

Для нас биеннале очень важна, поскольку мы готовимся презентовать свою стратегию развития архитектурного проектирования в Татарстане. У нас амбициозная задача — стать тем «пылесосом», который вытянет к нам со всей России лучших архитекторов. Нам важно, чтобы появились новые имена. Мы понимаем, что для нас это является приоритетом.

Сергей Чобан: Мы нашли отклик в правительственных структурах, для того чтобы это мероприятие приобрело высокий, государственный уровень. Фактически это едва ли не единственный гарант того, что работы в печатном виде лягут на стол тех, кто принимает решение, как будет выглядеть градостроительство ближайшего будущего. Мы сознательно вовлекаем в дискуссию не только Москву, но и всю Россию. Ведь в Москве сейчас ситуация довольно благополучная, во многом благодаря деятельности Москомархитектуры последних лет. А вот многие другие регионы нуждаются в поддержке.

О девелоперах и архитектурной школе в России

— Вы справедливо говорите о том, что молодые архитекторы в России слабо вовлечены в проектирование, но не поясняете, почему так происходит.

Сергей Чобан: Одна из причин — сложившийся тип общения между девелоперами и архитектурным сообществом. Пример из жизни: позвонил сегодня одному заказчику, сказал, что качество бетона на стройке плохое. Он сказал: «Слышу от вас в первый раз», хотя ему до этого несколько писем об этом написали. Услышать важную информацию можно только из правильного источника. Если Михаил Мень и Рустам Минниханов скажут, что эти архитекторы отобраны в рамках смотра и на них надо равняться, то, уверен, их услышат. Архитектурная деятельность — это чрезвычайно конкурентная среда. И если в нужный момент не поддержать тех, кто этого достоин, он может и не пробиться.

Наталия Фишман: Малым архитектурным бюро сегодня крайне сложно выиграть тендеры государства. Пока они создают проект, а как правило это занимает много времени, им нужно платить зарплату сотрудникам. И если у бюро нет накоплений, они просто не участвуют в подобных конкурсах. С частными заказчиками по-другому — бюро могут получить аванс или разбить все на мелкие, но частые выплаты. В Москве и Петербурге есть девелоперский бизнес, который заказывает для себя здания. Бизнес обладает навыком быстрой реализации, потому что у него больше денег, чем у государства. Соответственно, обращаясь к небольшим бюро, которые умеют делать качественно и со вкусом, оба остаются довольны. А как быть молодому архитектору в регионах, где подавляющее большинство рынка — это государство? Поэтому еще одна задача, которую мы перед собой ставим — пересмотреть процедуру, ведущую проектировщика не только к строительству, но и к получению денег за его работу.

О молодых специалистах и о том, что они умеют

— Сергей, вы работаете и в Германии, и в России. Есть ли разница между нашими выпускниками и европейскими, в частности немецкими?

Сергей Чобан: Творческая смелость проявляется у всех одинаково. Различия касаются связи с практикой. Немецкие студенты уже во время обучения работают в офисах, тратят на это значительное время, некоторые сразу после университета становятся самостоятельными архитекторами. Там возраст вообще не является препятствием для реализации проекта! Да что говорить, в 35 лет я получил за проект квартала социального жилья Градостроительный приз Германии. Притом что я состоялся как архитектор в другой стране.

— А что насчет архитектурного образования в России? У нас есть хорошие школы?

Сергей Чобан: Я не стал бы давать оценочных суждений. Сегодня обучение означает информированность, многие получают знания не в университетах, а через интернет. Поверхностный уровень обученности во многих школах одинаков. Интересно, как эта обученность реализуется в выполнении конкретной задачи. Одно дело, когда архитектор создает какой-то фантастический музей, и другое — когда проектирует реальную, прагматичную застройку, которая может быть реализована в обозримом будущем. На мой взгляд, наши молодые архитекторы пока плохо подготовлены к решению подобных задач. Потому что никто и не ставит перед ними подобные задачи.

— Но все же, есть ли стабильно хорошие архитектурные школы?

Сергей Чобан: У меня очень хорошее мнение о школе МАРШ, где мне посчастливилось вести один из первых дипломных курсов. Казанский университет показывает высокий уровень: я видел, какие интересные работы создают в их архитектурной лаборатории. Кстати, хочу подчеркнуть, что хоть мы и приглашаем на биеннале региональных архитекторов, сам по себе город проживания не будет давать участнику каких-либо преференций. В биеннале могут участвовать и москвичи, и питерцы. Мы объективно отберем лучших по представленным ими портфолио.

— Объясню, почему задаю вопрос о школах. Недавно стало известно, что в Самаре, нашем родном с Наталией городе, закрывается архитектурный университет, достаточно известный не только в России — его выпускники успешно работают по всему миру.

Сергей Чобан: Я много слышал о Самаре и не раз бывал там лично, мой друг и коллега Евгений Герасимов оттуда родом. Конечно, ничего хорошего в закрытии архитектурного вуза в этом городе нет.


Члены жюри молодежной архитектурной биеннале

Миккел Фрост — основатель и управляющий партнер бюро Cebra (Дания)

Кристос Пассас — исполнительный директор бюро Zaha Hadid Architects (Великобритания)

Киис Каан — основатель бюро Kaan Architecten и Claus en Kaan Architecten (Нидерланды)

Юлий Борисов — основатель и партнер бюро UNK project

Юлия Бурдова — основатель и партнер архитектурной мастерской Buromoscow

Александр Цимайло — основатель и партнер бюро «Цимайло Ляшенко & Партнеры»

— Как биеннале будет выглядеть? Где проходить?

Сергей Чобан: Сама биеннале пройдет с 12 по 14 октября в Иннополисе, самом молодом городе страны. Потом выставка будет в Казани, затем — в Москве, а после — в региональных центрах. После того как по конкурсу портфолио будут отобраны 30 наиболее перспективных, на наш взгляд, молодых архитекторов, они должны будут разработать свои проекты по теме смотра, которые затем и будут представлены на биеннале. На изготовление проектного предложения и макетов каждый финалист получит по 200 тысяч рублей, а также определенную экспозиционную площадь, на которой он и сможет показать свою работу. Куратором проекта экспозиции будет архитектор Агния Стерлигова, чье бюро вошло в число 11 лучших московских молодых команд, представленных на только что прошедшей выставке «Арх-Москва». Агния будет собирать все проекты в единую экспозицию, хотя каждый участник сможет самостоятельно выбрать способ подачи своего предложения.

— Кто сможет принять участие в проекте?

Сергей Чобан: Участвовать будут только российские архитекторы, но гражданство не является обязательным условием. Это должны быть архитекторы, работающие в России, причем как самостоятельно практикующие архитекторы, так и сотрудники какого-то большого офиса — при условии, что параллельно с работой в этом офисе они имеют самостоятельно выполненные проекты. Возраст участников — до 35 лет включительно.

—Как бы вы хотели измерить успешность своего начинания?

Наталия Фишман: Представьте, что через пять лет новые звезды профессии смогут сказать, что именно у нас получили первый импульс к успешной работе: вот это, на мой взгляд, будет отличным показателем.

Более подробно об условиях подачи заявки можно прочитать на сайте биеннале — architectbiennale.ru.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как «Хлебозавод» превращается в новое городское пространство
Как «Хлебозавод» превращается в новое городское пространство The Village узнал о прошлом и будущем завода на «Дмитровской»
Как «Хлебозавод» превращается в новое городское пространство

Как «Хлебозавод» превращается в новое городское пространство
The Village узнал о прошлом и будущем завода на «Дмитровской»

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве
Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве Кто восстанавливал флигель Музея архитектуры и что с ним будет дальше
Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве

Не только сносить: Как выглядит лучшая реставрация в Москве
Кто восстанавливал флигель Музея архитектуры и что с ним будет дальше

«Я живу в высотке на Котельнической набережной»
«Я живу в высотке на Котельнической набережной» The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга
«Я живу в высотке на Котельнической набережной»

«Я живу в высотке на Котельнической набережной»
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест