8 главных героев года Несмотря на войны, санкции и дальнейшее исчезновение свобод в общественно-политической жизни, никуда не пропали люди, которые не изменяют себе и не боятся заниматься своим делом
Пётр Павленский
За последние годы петербуржец Пётр Павленский стал главным российским художником-акционистом. Два года назад он прибил свою мошонку к брусчатке на Красной площади, приурочив перформанс ко Дню полиции, а год назад отрезал мочку уха на крыше психиатрического института имени Сербского, протестуя против использования психиатрии в политических целях. Его последняя акция под названием «Угроза», в ходе которой художник поджёг дверь ФСБ, злее и прямолинейнее предыдущих. После перформанса Павленского заключили в СИЗО на месяц за вандализм, хотя в зале суда художник потребовал судить его за террористическую деятельность.
Роман Супер
Журналист и лауреат ТЭФИ, ушедший с телевидения после закрытия передачи «Неделя с Марианной Максимовской», в этом году написал одну из главных книг года — «Одной крови». Рассказ о борьбе его жены Юлии с раком, впервые опубликованный на The Village год назад, перерос в трогательную историю о любви и о том, как не потерять себя и свою семью в условиях тяжёлой болезни. В 2015 году сразу несколько известных журналистов обратились к большой форме: например, Михаил Зыгарь описал российскую политическую систему во «Всей кремлёвской рати», а Екатерина Кронгауз — свой родительский опыт в книге «Я плохая мать?». Но не было истории пронзительнее, чем та, которую рассказал Супер.
Илья Осколков-Ценципер
В то время как «Афиша» переживает не лучшие времена — в декабре стало известно, что ежемесячный журнал теперь будет выходить раз в квартал, — её основатель Илья Осколков-Ценципер продолжает запускать проекты. После увольнения из «Афиши» в 2009 году он успел придумать «Стрелку», побыть вице-президентом Yota Group и основать своё консалтинговое агентство Tsentsiper. Последнее работало над концепцией развития территории ВДНХ и к осени с нуля переделало сайт «Почты России». Другой новый проект Ценципера — запущенный весной сервис по ремонту квартир под ключ «Сделано», ставший, несмотря на критику, одним из самых интересных стартапов года.
Алексей Навальный
В декабре Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального отличился масштабнейшим расследованием, посвящённым бизнесу Артёма Чайки, сына генерального прокурора России. По сведениям ФБК, у Чайки есть дом в Швейцарии стоимостью 3 миллиона долларов и доля в роскошном отеле в Греции, а сам он ведёт бизнес с людьми, тесно связанными с жёнами бандитов из станицы Кущевской — Сергея Цапка и Вячеслава Цеповяза. Расследование, готовившееся больше года, было оформлено по всем правилам новых медиа — в виде роскошного мультимедийного лонгрида и 40-минутного видео. Так Алексей Навальный невольно стал едва ли не главным журналистом 2015 года. В то время как российские власти предпочли отмахнуться от результатов ФБК, органы финансового надзора Латвии начали проверку.
Филипп Дзядко
Формально Arzamas — «некоммерческий просветительский проект, посвящённый гуманитарному знанию», с отдельными курсами, эффектно снятыми видеолекциями и дополнительными материалами для изучения. Но пусть это не сбивает вас с толку: бывший главный редактор «Большого города» Филипп Дзядко делает не Coursera, а современное медиа эпохи внутренней эмиграции — с тестами, стикерами в Telegram и чтением между строк. Суеверия и интриги Византийской империи, пытки и доносы в XVIII веке, Сталин как герой эпоса — и Россия, 2015 год.
Андрей Лошак
Этой весной бывший тележурналист и лауреат ТЭФИ Андрей Лошак возглавил новый сайт «Такие дела». Журнал, первоначально задуманный как способ популяризации проектов благотворительного фонда «Нужна помощь» Мити Алешковского, скоро стал самодостаточным изданием, бескомпромиссно пишущим обо всех нуждающихся в помощи — и попросту об обычных людях, часто неинтересных прочим СМИ. Если другой знаковый проект уходящего года — Arzamas — выглядит живым символом внутренней эмиграции российской интеллигенции, то «Такие дела», наоборот, описывает современную российскую жизнь. И нужны железные нервы, чтобы вглядываться в неё так пристально.
Павел Лобков
1 декабря, во Всемирный день борьбы со СПИДом, известный телеведущий Павел Лобков в прямом эфире телеканала «Дождь» признался, что уже 12 лет живёт с диагнозом «ВИЧ». По словам самого телеведущего, он пошёл на эту «личную жертву», чтобы привлечь внимание общества к замалчиваемой проблеме: на практике ВИЧ-инфицированные люди не могут воспользоваться услугами системы здравоохранения и фактически оказываются наказаны бюрократической системой за свой диагноз. Жест Лобкова оказался беспрецедентным для современной России.
Stereotactic
Если кто и заставил Москву веселиться в 2015 году, то именно агентство Stereotactic. Команда превратила пространство «ЭМА» из красивой инсталляции, снимки которой так классно выкладывать в Instagram, в место, в котором, выпив шот «Дынный», просто хотелось лениво поговорить с друзьями или послушать хорошее техно. Именно они привезли в Москву рэпера Экшена Бронсона и провели главный рейв уходящего года — второй фестиваль Outline на Карачаровском механическом заводе. Бронсон уехал, в октябре «ЭМА» закрылось, но лето 2015 года запомнится нам во многом именно благодаря Stereotactic.
фотографии: 1 – Wikipedia, 2 – Ваня Анисимов, 3 – Яся Фогельгардт, 4 – Wikipedia, 5 – Филипп Дзядко/Facebook, 7 – Wikipedia, 8 – Ксения Колесникова