8 декабря, среда
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации Световой и картинный залы, ресторан и росписи: Витебский вокзал в Петербурге после первого этапа реставрационных работ

Как выглядит самый красивый вокзал России после реставрации

Закончился первый этап реставрации Витебского вокзала в Петербурге — пожалуй, самого красивого в России. Здесь полностью отреставрировали фасад, частично — интерьеры вокзала и Императорский павильон, организовали автоматическую подсветку. Работы продолжаются по мере финансирования, сроки окончания в РЖД пока не называют. За ходом работ следит комитет по охране памятников: все детали — вплоть до цвета краски в росписях — должны быть исторически достоверными. После реставрации на вокзале обещают обновить навигацию.

Главная интрига: когда вновь заработает ресторан на втором этаже (советскую стену, отделявшую его от картинного зала, снесли — теперь это смежные помещения, как и было изначально). Сейчас руководство вокзала ищет оператора, который мог бы здесь разместиться. Тем временем в картинном зале проходит выставка историка моды и коллекционера Александра Васильева «Мода русского модерна» (она продлится до конца года, вход бесплатный). После демонтажа выставки и в картинный зал, и в помещение ресторана также можно будет пройти свободно. Пока же по вокзалу (в том числе с допуском в недавно отреставрированные помещения) периодически проводят экскурсии.

The Village прогулялся по обновленному вокзалу вместе с историком Мариной Зубковой и показывает, как Витебский преобразился после реставрации.

Фотографии

Виктор Юльев

Марина Зубкова

историк, гид


Дизельпанк

Современное здание Витебского вокзала построили в 1902–1904 годы. При строительстве использовали новые для России технологии — аналогичные тем, что применяли в тот момент по всей Европе: например, на вокзалах Кингс-Кросс и Орсе. Его часто сравнивают с Эйфелевой башней: и каркас Царскосельского вокзала, и построенная в 1889 году башня представляли собой клепанную металлическую ферменную конструкцию, это был высокий уровень замысла и исполнения. Для Петербурга решение обнажить несущий каркас здания было очень радикальным, но такова была главная тенденция позднего европейского модерна.

Также повсюду в здании мы видим отсылки к различным региональным вариациям этого стиля, но в основном к венскому сецессиону (авторы проекта многое взяли из интерьеров Венского метрополитена). Пассажиры  неизбежно ощущали не только дух европейских столиц, но и то, с какой скоростью меняется мир. Это была эпоха, когда технические новинки внедрялись одна за другой, но все еще были предметом роскоши. Как следствие — многочисленные фантазии на тему городов будущего, породившие актуальную и сегодня эстетику дизельпанка. Его дух витает здесь повсюду, особенно в залах с теми самыми чугунными клепанными арками: живая декорация для игры вроде Assasin’s Creed.

Еще одно яркое техническое новшество — лифты. Перрон располагается на втором этаже, и проблему подъема багажа решали с помощью них. Сегодня, когда слышу, что вокзал не очень удобен, понимаю, что самый верный способ модернизировать здание — вернуть его в состояние начала ХХ века, осовременив лифты. Дело еще и в том, что здание — памятник архитектуры федерального значения: здесь нельзя просто прорубить стену и организовать эскалатор — нужны более тонкие решения.

Вокзал был одним из первых полностью электрифицированных зданий в Петербурге, но при этом здесь старались организовать как можно больше естественного освещения. Плюс воплощена идея отсутствия границ — социальных и технических, это вообще присуще модерну. На вокзале не было полностью глухих стен, помещения были соединены друг с другом и перетекали одно в другое. Кстати, по проекту пассажиры третьего класса могли заходить в зал ожидания и ресторан первого-второго классов: площадь последнего рассчитывали исходя из этого. Но главная функция здания — грамотное распределение пассажиропотока — была залогом комфортного передвижения по вокзалу.

Реставрация

Предыдущую реставрацию ресторана провели в 1974 году, а вот работы, начатые в 2000-х, так и не закончили. С того момента помещение было закрыто от посторонних глаз — и реставрация 2017–2018 годов была долгожданной. Восхищает уровень проработки проекта, учитывающий многие мелочи. Для примера приведу такую деталь: в 1974-м заклепки (крепления, характерные для начала ХХ века) на исторических люстрах заменили сваркой. Во второй половине XIX — первой половине ХХ века для монтажа применялись заклепки, сварка повсеместно распространяется лишь с 1950-х, и тогда воспользовались обычной для 70-х технологией. В процессе последней реставрации люстры и настенные бра специально возили в мастерскую в Псковской области, где на металлические части снова поставили заклепки, максимально приблизив их к первозданному виду.

Покрытые росписью стены ресторана расчищали от поздних красочных наслоений. Чтобы составить новую палитру, делали анализ найденных образцов краски (их цвет от времени изменился — выясняли, каким он был изначально). В момент расчистки обнаружили фрагменты даже не изначального орнамента, а подготовительного эскиза к нему, который решили законсервировать. Так реставраторы хотели показать, как работал художник начала ХХ века, какой изначальный замысел предшествовал конечному результату.

Реставрация вокзала продолжится. На очереди — непосредственно связанный с рестораном Картинный зал, приемная и кабинет начальника, подсобные помещения. Для тоннелей под платформами, например, применялись одни из первых в России железобетонных конструкций, и реставраторы тщательно их изучают для составления проекта, хотя они и недоступны обычным пассажирам.

Ресторан

Пространство Картинного зала (или зала ожидания первого-второго классов) плавно перетекало в ресторан — и там и там был паркет. В ресторане его восстановили, и, насколько я знаю, следующее, что сделают при реставрации Картинного зала, — тоже уложат паркет вместо мраморной плитки советского периода.

Вообще ресторан на Витебском вокзале до и после революции был центром притяжения, причем сюда приходили не только пассажиры. В эпоху Серебряного века это были поэты, художники, писатели — в общем, представители богемы. А о советском периоде посетители экскурсий рассказывали, как они приходили сюда просто поесть и отмечали разные важные события — от закрытия сессий до рождения детей. В 90-е здесь играли неплохой, по меркам многих, джаз. Правда, тогда вокзал считался немного криминальным местом.

Ресторанная кухня исторически располагалась на третьем этаже. В августе 2017 года ее планировали перенести на первый этаж, посчитав историческое устройство слишком оригинальным. Однако потом поняли, что удобнее сделать так, как запланировано изначально: когда ресторан откроется, кухня по-прежнему будет на третьем этаже. Это еще один пример того, что этому зданию лучше всего быть таким, каким его задумали еще в начале ХХ века.

Благодарим за помощь в организации съемки пресс-службу Дирекции железнодорожных вокзалов.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я работаю на Киевском вокзале»
«Я работаю на Киевском вокзале» Какое название вокзал носил до этого, кто следит за часами и причем тут квартира московского чиновника
«Я работаю на Киевском вокзале»

«Я работаю на Киевском вокзале»
Какое название вокзал носил до этого, кто следит за часами и причем тут квартира московского чиновника

Как петербуржцы восстанавливают исторические парадные в своих домах
Как петербуржцы восстанавливают исторические парадные в своих домах Три вдохновляющие истории и инструкция к действию
Как петербуржцы восстанавливают исторические парадные в своих домах

Как петербуржцы восстанавливают исторические парадные в своих домах
Три вдохновляющие истории и инструкция к действию

«Я работаю в Доме Зингера на Невском проспекте»
«Я работаю в Доме Зингера на Невском проспекте» Сотрудники Дома книги и головного офиса «ВКонтакте» — о работе в одном из самых известных зданий Петербурга
«Я работаю в Доме Зингера на Невском проспекте»

«Я работаю в Доме Зингера на Невском проспекте»
Сотрудники Дома книги и головного офиса «ВКонтакте» — о работе в одном из самых известных зданий Петербурга

Звезды, рыбка и Победа: 10 советских мозаик Петербурга
Звезды, рыбка и Победа: 10 советских мозаик Петербурга «Ледовое побоище» и «Гимн городу», мозаичный дворик и Гагарин: гид по мозаичному наследию Ленинграда
Звезды, рыбка и Победа: 10 советских мозаик Петербурга

Звезды, рыбка и Победа: 10 советских мозаик Петербурга
«Ледовое побоище» и «Гимн городу», мозаичный дворик и Гагарин: гид по мозаичному наследию Ленинграда

Тэги

Событие

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Главные сериалы этой зимы

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Первая полоса

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы«Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Главные сериалы этой зимы

Главные сериалы этой зимы «Эйфория», «Как я встретила вашего папу» и продолжение «Секса в большом городе»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»
Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Как уместить все на 20 квадратных метрах: Микроапартаменты в апарт-отеле у «Ботанического сада»

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется
Промо

Чек-лист: 7 признаков, что вы питаетесь правильнее, чем кажется

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы А также ключевые изобретения их героев
8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы

8 фильмов о дизайнерах: От Баленсиаги до Маржелы
А также ключевые изобретения их героев

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату И можно ли принимать предложение о работе только ради денег
Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату

Когда стоит соглашаться на меньшую зарплату
И можно ли принимать предложение о работе только ради денег

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара
Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

Какие продукты покупать и что из них готовить зимой: Рассказывают шеф-повара

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию «Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»
«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию

«Славяне и татары»: Интервью с арт-группой, которая уже 15 лет изучает Евразию
«Что может быть тупее рассола? Но через него можно выйти на тему Просвещения»

Что слушают, читают и смотрят шефы, бармены и сомелье
Что слушают, читают и смотрят шефы, бармены и сомелье Осторожно, можно вдохновиться на создание кулинарного шедевра
Что слушают, читают и смотрят шефы, бармены и сомелье

Что слушают, читают и смотрят шефы, бармены и сомелье
Осторожно, можно вдохновиться на создание кулинарного шедевра

Новогодний раф в Papa Carlo и ужин в Carbonara от нового шефа
Новогодний раф в Papa Carlo и ужин в Carbonara от нового шефа А также список мест, попавших в топ «Пальмовой ветви ресторанного бизнеса»
Новогодний раф в Papa Carlo и ужин в Carbonara от нового шефа

Новогодний раф в Papa Carlo и ужин в Carbonara от нового шефа
А также список мест, попавших в топ «Пальмовой ветви ресторанного бизнеса»

Игра. Пиксель-хантинг для эрудита: найдите медь на картинке
Спецпроект
Игра. Пиксель-хантинг для эрудита: найдите медь на картинке
Игра. Пиксель-хантинг для эрудита: найдите медь на картинке
Спецпроект

Игра. Пиксель-хантинг для эрудита: найдите медь на картинке

Новый сингл «Тэккен» от екатеринбургской группы «Черный свердловский стиль»
Новый сингл «Тэккен» от екатеринбургской группы «Черный свердловский стиль» Драйв и ностальгия по видеоиграм
Новый сингл «Тэккен» от екатеринбургской группы «Черный свердловский стиль»

Новый сингл «Тэккен» от екатеринбургской группы «Черный свердловский стиль»
Драйв и ностальгия по видеоиграм

Новое в Екатеринбурге: Зачем идти в большой чайный дом «Анкира»
Промо
Новое в Екатеринбурге: Зачем идти в большой чайный дом «Анкира» 500 видов чая, церемонии и подарки на любой бюджет
Новое в Екатеринбурге: Зачем идти в большой чайный дом «Анкира»
Промо

Новое в Екатеринбурге: Зачем идти в большой чайный дом «Анкира»
500 видов чая, церемонии и подарки на любой бюджет

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть в выходные
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Скриптонит и Шостакович в плейлисте Кати Павловой из «Обе две»
Скриптонит и Шостакович в плейлисте Кати Павловой из «Обе две»
Скриптонит и Шостакович в плейлисте Кати Павловой из «Обе две»

Скриптонит и Шостакович в плейлисте Кати Павловой из «Обе две»

Цикл лекций об уличном искусстве, фильм-концерт Gorillaz и «Ельцин Форум»

Цикл лекций об уличном искусстве, фильм-концерт Gorillaz и «Ельцин Форум»

Цикл лекций об уличном искусстве, фильм-концерт Gorillaz и «Ельцин Форум»

Цикл лекций об уличном искусстве, фильм-концерт Gorillaz и «Ельцин Форум»

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Подпишитесь на рассылку