17 октября, воскресенье
Санкт-Петербург
Войти

«Диагноз города»: Что не так с Екатеринбургом по версии Эдуарда Боякова Главные цитаты масштабного исследования города «Екатеринбургский пульс»

«Диагноз города»: Что не так с Екатеринбургом по версии Эдуарда Боякова

В Ельцин Центре представили результаты исследования культурной среды города «Екатеринбургский пульс». Управление культуры администрации Екатеринбурга называет его самым масштабным за всю историю города: в течение 6 месяцев оно проводилось по 30 направлениям, формирующим культурное пространство мегаполиса.

«Диагноз» развитию города ставили эксперты из Екатеринбурга под руководством бывшего гендиректора «Золотой маски» Эдуарда Боякова, который в 2013 году аналогично исследовал культурную среду Воронежа. «Воронежский пульс» многие культурные деятели города тогда восприняли в штыки. Работа вызвала множество споров в регионе — часть экспертов называли ее «честным анализом» ситуации, другая — «непрофессиональным и поверхностным творчеством». The Village публикует 11 главных выводов доклада о Екатеринбурге.

Вывод 1: Культурная среда недооценена

Культурная среда Екатеринбурга — столичного уровня. Если культурная инфраструктура города сравнима с другими региональными мегаполисами (Казань, Новосибирск), то именно среда («хард» плюс «софт», инфраструктура плюс творческий капитал, медиа, характеристики зрительской аудитории, потребителей культурных услуг, образование и детское воспитание) намного более развита. Странным образом этот ресурс недооценен не только на уровне страны, но и внутри города.

Что делать: Создавать из  культурной среды бренд

В сознании россиян в течение ближайшего десятилетия должна закрепиться мысль: Екатеринбург — не только промышленный центр, но и удивительно творческий город. «Творчество и инновации» — таким должен быть лейтмотив городского бренда. Это качество должно вдохновлять жителей и гостей Екатеринбурга намного больше, чем перспектива Всемирной выставки или спортивной Универсиады. Мы убеждены, что такой бренд реален и перспективен.

Вывод 2: Культурная политика не согласована

Несмотря на развитую культурную среду и богатую традицию культурного строительства, внятной, осознанной, совместной программы действий у города и региона нет. Большое количество примеров управленческих решений, не согласованных на разных уровнях. Это тормозит развитие культуры Екатеринбурга. Новое закрепляется с трудом. Менеджмент — преимущественно ситуативный. Город «проедает» культурный капитал, накопленный советской эпохой «закрытого города» и эпохой «Культурного взрыва» конца 80-х-начала 90-х.

Что делать: Согласовывать культурную политику

Стратегические документы рассчитаны на ближайшую, среднесрочную, долгосрочную перспективы и должны опираться на согласованную на всех трех уровнях культурную политику. Культурную политику города следует скоординировать с «Основами государственной культурной политики», с заложенным в них ценностным, а не технократическим потенциалом.

Необходимо использовать «Екатеринбургский пульс» и форум «Культуралика» в качестве драйверов для этой работы. Стратегия развития города должна содержать не просто декларацию, а проработанную программу поддержки и развития креативных индустрий.

Вывод 3: Городской патриотизм сопровождает общественные конфликты

Екатеринбург — город беспрецедентного и массового интереса к истории города, гению места. Работая в формате локальной и личной истории, местное краеведение развивается в тесном сотрудничестве с горожанами и является формой гражданского активизма. Нельзя не отметить, что тема «городского патриотизма» нередко сопровождает общественные конфликты — от противостояния города и федерации, города и области до внутригородских, «дворовых» баталий. Любовь к городу не должна быть инструментом разобщения граждан.

Что делать: Развивать краеведение и патриотизм

Екатеринбург должен вновь найти себя на карте России и Урала, ощутить свою уникальную, геософскую миссию «опорного края» русской цивилизации, «места силы», кладовой талантов, центра православия. Необходима интегральная краеведческая программа, способная стать аккумулятором символического капитала Екатеринбурга, инструментом духовного объединения жителей города, области, страны. Краеведение — это не только «про вчера». Важнейшая миссия программы — предсказание будущего Екатеринбурга, которое уже сейчас просматривается не только в перспективе инноваций и экономического развития, но и в перспективе уникального творческого климата, архитектурной санации, сохранения памятников, заводской децентрализации, заселения окрестностей и паркового благоустройства.

Вывод 4: Отсутствует художественная экспертиза

Как высокоразвитый культурный мегаполис, Екатеринбург является ярчайшим маркером общенационального культурного кризиса, центром постмодернистской вестернизации и либертарианского дискурса. Мощный уральский талант и интеллект в таком контексте принимают вид заимствованной «суверенности», на деле — местечковой зависимости от навязанных лекал четвертьвековой давности. Екатеринбург рискует остановиться в развитии, рискует перестать трезво видеть себя и страну. Первые сигналы такой опасности — отсутствие художественной критики, отсутствие экспертного поля, в котором культура «проговаривается», «объясняется», «комментируется», наделяется смыслом, питающим и современное, и будущие поколения.

Что делать: Создавать национальное культурное медиа

Екатеринбургу необходим центр культурной экспертизы, который должен как можно быстрее начать работу в виде национального медиа, аккумулирующего силы уральской интеллигенции, профессионального сообщества и креативного класса. Эпоха перестройки дала эффективные форматы культурной экспертизы (газета «Сегодня» начала 90-х, Коммерсант» середины 1990-х, «Афиша» — начала 2000-х), которые не только интерпретировали реальность, но и создавали ее в виде репутаций, трендов, лидеров мнений.

Развитая культурная инфраструктура, обилие независимых игроков, широкие возможности цифровой коммуникации — благоприятные условия для превращения Екатеринбурга в столицу культурной журналистики, навигатора по городской и российской культурной карте с точки зрения ценностей, обозначенных в «Основах государственной культурной политики». Создание такого центра экспертизы — архиважная задача для всей русской культуры. По нашему мнению, Екатеринбург — самый подходящий для этого город. Потенциально миссия эксперта может стать ярчайшим проявлением его столичной функции, ведь обладать интерпретацией сегодня — это обладать властью.

Вывод 5: Не развиты парки

Екатеринбург — плотный мегаполис с проблемной экологией, не случайно горожане так ревниво относятся к сохранению редких островков зелени. Тем ценнее зеленое кольцо лесопарков, сформированное вокруг города в 1950-1960-х годах. Аналогов таких «фильтров» в России нет. Однако зеленая зона используется далеко не полностью: кольцо лесопарков разорвано магистралями и не является непрерывной прогулочной зоной, в большинстве случаев это неухоженная, неблагоустроенная и небезопасная для отдыха территория, разрезанная транспортными магистралями, промышленными и жилыми районами. Парковые территории регулярно вырубаются под новое строительство.

Что делать: Развивать парки

Парки — не только природный ресурс, но культурная площадка, социальный буфер. Благоустройство парков меняет атмосферу города быстрее, чем театры и филармонии: парки любят все, в парках люди добреют. Парк в России — не просто «рекреационная зона», но место сокровенной связи человека с родной природой, почвой.

Екатеринбургу нужна комплексная программа развития городских парков, скверов, «зеленого кольца». Необходимо связать обособленные парковые территории непрерывной пешеходной и велосипедной системой маршрутов. Необходимо найти возможности для превращения в парковые зоны хотя бы части территорий, освобождающихся в процессе деиндустриализации, нельзя ориентироваться только на бесконечную жилую застройку.

Вывод 6: Творческие ресурсы разобщены

Обилие творческих ресурсов — и достоинство, и проблема Екатеринбурга. Сегодня здесь почти в два раза больше независимых культурных институций, чем в Новосибирске или Казани, но несогласованность частной и государственной инфраструктур становится препятствием, которое можно сравнить со средневековой междоусобицей.

Что делать: Развивать творческие кластеры

Екатеринбург — традиционное место промышленных, сервисных кластеров, у него есть все, чтобы стать лидером творческих индустрий. На Западе объединение разнообразных творческих предприятий (дизайн-студий, галерей, мастерских, магазинов, ресторанов) на взаимовыгодной основе — как правило, дело частной инициативы. Но мы убеждены: русский вариант кластера можно и нужно создавать при активном участии государства, не разрушая самобытности и свободы творческих практик. Эта инновация требует деликатности, но действовать надо, за творческими кластерами — будущее. У Екатеринбурга есть шанс создать модель национального творческого кластера.

Вывод 7: Фестивалей много, а лидеров среди них нет

Екатеринбург — город постоянного, круглогодичного фестивального движения, что, безусловно, превращает его в крупнейший событийный центр Урала. Событийное направление — ключевая позиция въездного туризма. Обилие фестивалей — это высокий уровень конкуренции, а значит, и качества программ, и квалификации персонала. Однако фестивальная среда города повторяет инфраструктурную и архитектурную: здесь царит организационный хаос, в котором легко потеряться и горожанину, и туристу, и самому городу. Екатеринбург сегодня — город без фестивального лидера, без «визитной карточки», без выстроенной программы и осознанного календаря.

Что делать: Создавать «визитную карточку города»

Выстроить фестивальную политику можно двумя путями (или сочетанием обоих). Во-первых, Екатеринбургу необходим главный фестиваль, «визитная карточка города», о котором знала бы вся страна и мир (пример — Дягилевский фестиваль в Перми). Во-вторых, необходима внятная, иерархически выстроенная фестивальная программа, ориентированная на разные аудитории (горожан, представителей субкультур, событийный и бизнес-туризм), сезоны, а также важнейшие события. Фестивали должны быть интегрированы в городской и региональный событийный календарь.

Вывод 8: Страдает художественное образование

По уровню развития культурной инфраструктуры Екатеринбург претендует на звание столицы современного искусства. Вместе с тем уровень творческого образования (за исключением детского) уже не отвечает актуальным запросам сегодняшнего дня, особенно это касается дизайна, продюсирования, художественной критики. Достаточно пройтись по коридорам и аудиториям Факультета искусствоведения и социальных технологий УРФУ, чтобы констатировать: у здешних обитателей отсутствует художественный вкус. Единство формы и содержания в творческом образовании сегодня актуально как никогда.

Что делать: Создавать региональную программу художественного образования

Екатеринбургу нужна широкая региональная программа художественного образования, которая могла бы не переподчинить, а объединить все его формы и виды, поднять на принципиально новый уровень образование в гуманитарной сфере и сфере креативных индустрий. Программа должна предложить способы эффективного использования имеющейся в городе образовательной базы — УРФУ, ЕАСИ, творческого кластера Свердловской киностудии. Необходимо также широко развернуть направление художественных резиденций.

Вывод 9: В творчестве кадровый кризис

Кадровый кризис в творческом образовании — следствие проблем как в сфере образования, так и в экономике, бюджетировании культуры. Несоизмеримо низкие зарплаты (когда труд пожарного или полицейского ценится выше труда актера или преподавателя консерватории), отсутствие социальных лифтов, пресловутый закон о госзакупках, блокирующий любую инициативу, — все это нарушает культурную иерархию, приводит к отсутствию подлинных лидеров, готовых рисковать. Особенно остро стоит проблема в управленческой среде: талантливые менеджеры предпочитают культурной сфере частный бизнес. Город «доедает» остатки «культурного пирога» эпохи советского Большого стиля, когда в распоряжении работников культуры было все необходимое: библиотеки, пансионаты, мастерские, специальное жилье, статус и общественное признание.

Что делать: Проводить кадровую ревизию

Россия, Урал, Екатеринбург богаты талантами. Творческим пассионариям-управленцам нужно создать благоприятные условия. Это будет не меньшим вкладом в оздоровление общества, чем забота о больницах, школах и инвалидах. Силами института культурной экспертизы на базе национального медиаресурса должна быть разработана специальная программа аттестации работников культуры. Бюджетную культурную инфраструктуру Екатеринбурга ждет новый кадровый набор: средний возраст управленцев должен быть соотносим со средним возрастом предпринимателей. В противном случае гуманитарии «зависнут» в герметичном пространстве, параллельном цифровым технологиям, современному продюсированию и межкультурному диалогу.

Вывод 10: В городе проблемы с дизайном, рекламой и навигацией

За последние 30 лет энергичный Екатеринбург стал городом контрастов. Современные дизайн-решения модных магазинов и кафе соседствуют с убогим оформлением и рекламным трэшем в витринах культурных заведений — театров, филармоний, библиотек. Мировые награды екатеринбургских рекламных агентств и дизайн-бюро хорошо смотрятся в рамках на стенах офисов, но не сказываются на имидже города. Дизайн все еще на последнем месте в традиционном культурном рубрикаторе. Но в сегодняшней медийной реальности дизайн — на первом. «Низкая подача» разумного, доброго, вечного может дорого обойтись городу: новое поколение «визуально» мыслящих горожан могут просто забыть про существование сферы культуры, ей не найдется места в ленте инстаграма и в новых общественных пространствах.

Что делать: Проводить дизайн-революцию

Да, дизайн-революция. Менее радикальные термины не могут отразить масштаб и инструментарий необходимых изменений. Дизайн сегодня — двигатель культуры. Проект разработки и внедрения городского дизайн-регламента должен получить статус приоритетного, прорывного, а его ближайшей задачей должна быть стратегия городской культурной навигации. Не менее важна разработка образовательной и просветительской программы для профессионалов, с помощью которой на конкурсной основе при тесном взаимодействии с учреждениями культуры можно будет разработать фирменную стилистику (брендбук) каждого культурного заведения. В отличие от многих других городов, страдающих от визуального хаоса, у Екатеринбурга есть все необходимые ресурсы для такого эстетического прорыва.

Вывод 11: Отсутствует актуальная информация о культурной среде

Обрабатываются исключительно количественные показатели, которые не отражают содержательного аспекта. Кроме того, муниципальные, региональные, федеральные и частные данные собираются разрозненно и не коррелируются, что исключает возможность глубокой аналитики. Данные неактуальны, обновляются раз в год, но устаревают гораздо быстрее.

Что делать: Объединять данные в сфере культуры

XXI век — век цифровой экономики, в основе любого процесса управления лежит математическая модель, которая опирается на структурированные цифровые данные. Без выстроенной системы сбора, хранения, обработки, анализа и интерпретации данных ни о какой эффективной системе управления говорить не приходится.

«Умный город» в наше время — это не просто красивый термин. Это — базовые условия существования и развития города. Чтобы быть действительно «умным», город прежде всего должен «узнать» свою культурную среду. Екатеринбургу необходимо сформировать собственный банк данных в сфере культуры, организованный по средовому принципу (без административных делений).

Банк данных должен быть актуальным в режиме реального времени и предоставлять интерфейсы для его разнообразного использования — от архивно-научного до рекламно-медийного. Доступ к банку данных должен быть у всех, кто реализует культурные проекты на территории города. Такой подход позволит сформировать благоприятный креативный климат (аналогично климату инвестиционному), поможет безбарьерному развитию креативного сектора экономики, объединит грандиозные творческие ресурсы Екатеринбурга.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:


Фотографии: обложка, 1 — Анна Марченкова/The Village,  2, 3, 4 — Сергей Потеряев/The Village

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Шесть вещей, за которые не стоит переплачивать банкам
СПЕЦПРОЕКТ
Шесть вещей, за которые не стоит переплачивать банкам Как мы теряем тысячи рублей в банкоматах, на переводах и смс, и как их вернуть
Шесть вещей, за которые не стоит переплачивать банкам
СПЕЦПРОЕКТ

Шесть вещей, за которые не стоит переплачивать банкам
Как мы теряем тысячи рублей в банкоматах, на переводах и смс, и как их вернуть

«Страна и год имеют значение»: Жители Екатеринбурга — о том, что такое свобода
СПЕЦПРОЕКТ
«Страна и год имеют значение»: Жители Екатеринбурга — о том, что такое свобода Оставьте комментарий и примите участие в создании арт-объекта, посвященного свободе
«Страна и год имеют значение»: Жители Екатеринбурга — о том, что такое свобода
СПЕЦПРОЕКТ

«Страна и год имеют значение»: Жители Екатеринбурга — о том, что такое свобода
Оставьте комментарий и примите участие в создании арт-объекта, посвященного свободе

Встреча с Андреем Звягинцевым, фестиваль Tesla и «Ночь пожирателей рекламы»
Встреча с Андреем Звягинцевым, фестиваль Tesla и «Ночь пожирателей рекламы» Куда сходить в Екатеринбурге с 3 по 9 декабря
Встреча с Андреем Звягинцевым, фестиваль Tesla и «Ночь пожирателей рекламы»

Встреча с Андреем Звягинцевым, фестиваль Tesla и «Ночь пожирателей рекламы»
Куда сходить в Екатеринбурге с 3 по 9 декабря

«Кони», «бочка» и «лапша»: Говорите ли вы по-диджейски
«Кони», «бочка» и «лапша»: Говорите ли вы по-диджейски Совместный тест The Village Екатеринбург и фестиваля Tesla
«Кони», «бочка» и «лапша»: Говорите ли вы по-диджейски

«Кони», «бочка» и «лапша»: Говорите ли вы по-диджейски
Совместный тест The Village Екатеринбург и фестиваля Tesla

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

20+ главных событий этой недели

«Без усилий»: Как начать действовать

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Первая полоса

20+ главных событий этой недели
20+ главных событий этой недели Art Weekend, Feduk, MACAN, Сальвадор Дали в Музее Фаберже и фестиваль дебютного кино
20+ главных событий этой недели

20+ главных событий этой недели
Art Weekend, Feduk, MACAN, Сальвадор Дали в Музее Фаберже и фестиваль дебютного кино

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок «Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
«Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Minerals при отеле Wawelberg, авторский ресторан All Grain от команды AF Brew и кондитерская Kruch
Minerals при отеле Wawelberg, авторский ресторан All Grain от команды AF Brew и кондитерская Kruch
Minerals при отеле Wawelberg, авторский ресторан All Grain от команды AF Brew и кондитерская Kruch

Minerals при отеле Wawelberg, авторский ресторан All Grain от команды AF Brew и кондитерская Kruch

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие» The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате
Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»

Бывшие силовики: «Полицейским нравится лайт-насилие»
The Village запускает рубрику «Люди в городе» в видеоформате

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара» Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера
Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»

Как приготовить конфету дальгона из «Игры в кальмара»
Рецепт сахарных сот от шеф-кондитера

Как восстановить ногти после гель-лака
Как восстановить ногти после гель-лака Самостоятельно дома и в салоне
Как восстановить ногти после гель-лака

Как восстановить ногти после гель-лака
Самостоятельно дома и в салоне

Какими должны стать офисы после удаленки
Спецпроект
Какими должны стать офисы после удаленки Рабочее пространство 2.0
Какими должны стать офисы после удаленки
Спецпроект

Какими должны стать офисы после удаленки
Рабочее пространство 2.0

«Герда»: Как снять телесную драму о стриптизерше/студентке-соцфака и удивить Гаспара Ноэ
«Герда»: Как снять телесную драму о стриптизерше/студентке-соцфака и удивить Гаспара Ноэ Отвечают режиссер Наталья Кудряшова и актриса Анастасия Красовская
«Герда»: Как снять телесную драму о стриптизерше/студентке-соцфака и удивить Гаспара Ноэ

«Герда»: Как снять телесную драму о стриптизерше/студентке-соцфака и удивить Гаспара Ноэ
Отвечают режиссер Наталья Кудряшова и актриса Анастасия Красовская

Подпишитесь на рассылку