Залина Маршенкулова — о кампании Reebok и границах допустимого в рекламе «Перебор — это все, что я делаю и пишу в интернете»
Накануне пользователи соцсетей обрушились с критикой на феминистскую рекламную кампанию Reebok #нивкакиерамки, частью которой стал слоган Залины Маршенкуловой «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». В результате бренд отказался от фразы, удалив ее из инстаграма вместе с другими наиболее острыми цитатами, большинство из которых также принадлежат Маршенкуловой как соавтору проекта. Создательница феминистского телеграм-канала «Женская власть» ответила The Village, считает ли она свои слоганы слишком резкими для рекламной кампании.

Залина Маршенкулова
создательница феминистского телеграм-канала «Женская власть»
Когда мне предложили стать лицом кампании Reebok, я сказала, что не вижу никакого смысла в рекламных кампаниях из безликих ванильных фразочек типа «хе-хей, у тебя все получится», «девочки молодцы» и так далее. Все знают прекрасно, что я проповедник снятия табу на разговоры о сексуальности. Я в принципе поставщик спорного, дискуссионного контента и не вписываюсь в рамки стерильного пресс-релиза о том, какой бренд хороший и как девочки могут быть классными, но в каких-то рамках.
Я не хорошая девочка. Мне было бы странно участвовать в каком-либо мероприятии под рафинированными слоганами про добро. Это не я, это не мой характер. Отсюда и вся эта акция #нивкакиерамки — о том, что пора бы намекнуть патриархальному миру, что женщины не должны быть порядочными и говорить только то, что можно. Они могут быть любыми.
Я люблю черный юмор, люблю шутить — возможно, очень плохо — про секс и куннилингус, и это нормально. Это не должно вызывать в обществе желание меня порезать на куски. Однако угрозы такого характера поступают, и это говорит о том, что общество абсолютно нездорово. Оно не только не готово снять табу с обсуждения темы женской сексуальности, оно вообще ни к чему ни хрена не готово.

Но общество всегда к чему-то не готово. Раньше оно было не готово видеть женщину в брюках или ездить в одном лифте с темнокожими. Сейчас оно не готово видеть женщину не на своем месте и не в своем обязательном приличном амплуа. Женщина шутит про гроб и про куни — какой кошмар! Но можно сказать: «Не смешно / пошло / грубо», — и пойти дальше.
Мне кажется, что перебор — это априори все, что я делаю и пишу в интернете, еще начиная с моего твиттера «Маячок антихриста». Поэтому я три раза переспросила: «Не шутим ли мы, что берем фразу [„пересесть на лицо“], к которой общество в таком масштабе не готово?» Но тут уж специалист по маркетингу Reebok Александр Голофаст отвечает, что ему брать, а что нет. Могу сказать одно: я не настаивала конкретно на этой фразе — наоборот, волновалась за Голофаста и призывала оставить только про гроб. Мне-то что — эти мои фразы были написаны уже и в твиттере, и в телеграм-канале и набирали прилично лайков.
Для меня это идеологическая история, мне приятно, что кто-то разделяет мои ценности и захотел их запостить в паблик Reebok. Еще приятнее было, что спортсменки, участвующие в съемках, выбрали себе цитаты. Девушкам очень понравились эти тексты, правда. Про «пересядь на лицо» — на самом деле Юстына (Грачык, боец ММА и героиня кампании #нивкакиерамки. — Прим. ред.) сказала, что ей нравится. Но если бы они сказали, что хотят свои фразы, — без проблем, я только за.
фотографии: обложка — Reebok Russia, 1 — Reebok Russia, взято у «ТВ Центр»