5 июля, вторник
Санкт-Петербург
Войти

Кто и зачем издает в Петербурге газету для женщин из Средней Азии The Village поговорил с редактором информационного бюллетеня «Гул» о том, почему мигранткам нужно собственное издание

Кто и зачем издает в Петербурге газету для женщин из Средней Азии

В Петербурге начали издавать газету «Гул» («Цветок» в переводе с нескольких языков) для женщин из Средней Азии. Первый номер вышел в середине декабря и доступен в PDF-формате; кроме того, на днях газету раздавали у Единого миграционного центра на улице Красного Текстильщика — за два с половиной часа ушло 200 газет. «Самая распространенная реакция берущих газету — удивление», — подвели первый итог участницы раздачи.

По замыслу авторов идеи газета будет выходить раз в месяц и содержать «практические советы, правовую информацию и истории про жизненный опыт женщин из Средней Азии». Информационный бюллетень — четырехъязычный (на русском, узбекском, таджикском и киргизском). В группе издания во «ВКонтакте» приглашают к участию в проекте — в первую очередь девушек и женщин с миграционным опытом.

The Village поговорил с координатором проекта Юлией Алимовой о том, кто работает над газетой и каковы редакционные принципы.


Юлия Алимова

координатор и редактор газеты «Гул»

Мы давно хотели издавать подобную газету, так как на наших волонтерских курсах русского языка для детей мигрантов «Дети Петербурга» в какой-то момент появились активные девушки — как правило, сестры и тети учеников. Кроме того, к нам стали приходить волонтерки с миграционным опытом. Мы решили создать издание практического толка для девушек и женщин из Средней Азии и два месяца назад приступили к работе.

Издание выходит в формате информационного бюллетеня. Основной координатор — я, второй — Гуласал Бахтиёрова из Узбекистана.

Среди авторов первого номера есть Айдай Кекиева, которая переехала из Киргизии: она учится в ординатуре университета Мечникова на акушера-гинеколога. Гуласал Бахтиёрова, которая взяла интервью у мамы одного из первых учеников «Детей Петербурга», учится в фармацевтическом колледже, она приехала в Петербург года два назад. Дилноза Ашурова, написавшая в номере про досуг, учится в Технологическом Институте на экономике и менеджменте. Я как-то раз раздавала листовки про «Детей Петербурга» у миграционного центра, столкнулась там с Дилнозой, разговорились, она сказала, что ей было бы интересно участвовать в какой-то общественной и культурной жизни. Так и познакомились. Ее родители с подозрением относились к нашим собраниям: на первое пришли вместе с ней, потом иногда не отпускали — «Ты лучше посиди дома».

Также над газетой работает Ширин Тураджанова из Узбекистана, которая учится на коррекционного педагога. И Гулрано Атаева, узбечка, которая сейчас живет в Оше в Кыргызстане: она была первой, с кем мы обсуждали идею газеты еще год назад, когда она пришла волонтерить в «Дети Петербурга». Сейчас она помогает нам удаленно.

В команде в основном молодые девушки — от 18 до 25 лет (только нашей коллеге в Кыргызстане 32). Пока мы не смогли выйти на более старшую аудиторию. Более взрослым мигранткам, которые заняты в труде, сложнее участвовать в общественной жизни.

Первые несколько встреч мы просто общались на самые разные темы. Так как я не являюсь целевой аудиторией газеты, старалась не доминировать в обсуждении. Через несколько встреч стали обсуждать, про что мы хотим написать. Есть принципиальные моменты: в газете не должно быть проявлений гомофобии, дискриминации, сексизма. Возможно, в чем-то я влияю. Например, в статье про материнство был такой пассаж: «Беременность и роды — это главное в жизни каждой женщины». Мы обсудили тему и пришли к выводу, что это всего лишь клише, которое не стоит использовать. Заменили на фразу о том, что беременность — сложный процесс.

У нас есть медицинская рубрика, а также разделы, посвященные досугу и образованию. Второй номер, видимо, тоже будет на один разворот, но уже с третьего постараемся делать по два. Не столько для того, чтобы читатели получили больше историй, сколько для того, чтобы можно было привлечь к проекту больше участниц. Потому что сейчас желающих участвовать — писать, переводить статьи — больше, чем работы, которую мы можем предложить.

Мы планируем реагировать и на острые истории, но будем аккуратны с освещением политики. При обсуждении первого номера девушки предлагали написать что-нибудь по поводу выборов в Узбекистане, но пришли к выводу, что для них самих не очень безопасно затрагивать политическую повестку.

Мигрантки из Средней Азии подвергаются двойной дискриминации — это одна из причин выбора данной целевой аудитории. В городе есть общественные объединения мигрантов — в основном студентов, но именно женских организаций мы пока не видели. Впрочем, я знаю, что есть небольшая женская таджикская община. Ее участницы в какой-то момент поняли, что в обычной общине женщин не слушают, и решили создать женскую организацию.

Есть много таджикских, киргизских и узбекских общин. Но как показывает опыт «ПСП-фонда», «Мемориала» и других организаций, эти общины (если мы говорим не про культурные объединения), как правило, связаны с коммерцией. То есть их основная цель не помощь соотечественникам. Какой-то процент общин связан с криминалом. Поэтому мы рекомендуем обращаться не в национальные общины, а в общественные организации: тот же «ПСП-фонд», «Дети Петербурга», «Ночлежку», Кризисный центр для женщин.

Конечно, среда мигранток из Средней Азии неоднородна. Какие-то выводы можно сделать из статистики. Из Киргизии мужчин и женщин приезжает примерно поровну, из Узбекистана — женщин меньше, чем мужчин, а из Таджикистана — женщин меньше намного. Что может говорить о том, насколько разный уровень эмансипированности у женщин из разных стран. Среди таджикских женщин больше тех, кто не работает и сидит дома, а среди киргизских — наоборот.

Многое зависит от социального статуса. Студенткам в Петербурге полегче, у них больше возможностей для развития. У трудовых мигранток на низовых позициях возможностей гораздо меньше — и больше злоупотреблений в их адрес как со стороны работодателей и националистов, так и со стороны их традиционных сообществ.


Обложка: vadish — stock.adobe.com

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Прямая речь: Саския Сассен об иммигрантах и глобализации
Прямая речь: Саския Сассен об иммигрантах и глобализации Известный социолог, автор термина «глобальный город», рассказала The Village о том, что ни один политик в мире не выдал чёткой программы по проблеме миграции и об отправных точках её решения.
Прямая речь: Саския Сассен об иммигрантах и глобализации

Прямая речь: Саския Сассен об иммигрантах и глобализации
Известный социолог, автор термина «глобальный город», рассказала The Village о том, что ни один политик в мире не выдал чёткой программы по проблеме миграции и об отправных точках её решения.

Над чем шутят мигранты
Над чем шутят мигранты Петербургская художница Ольга Житлина и испанец Йон Иригойен рассказали The Village о том, как они организовали первый в России конкурс анекдотов среди мигрантов
Над чем шутят мигранты

Над чем шутят мигранты
Петербургская художница Ольга Житлина и испанец Йон Иригойен рассказали The Village о том, как они организовали первый в России конкурс анекдотов среди мигрантов

Как художницы-феминистки стали шить юбки для женщин и мужчин
Как художницы-феминистки стали шить юбки для женщин и мужчин Участницы швейного проекта «Швемы» из Петербурга рассказали The Village, чем современные кооперативы отличаются от советских
Как художницы-феминистки стали шить юбки для женщин и мужчин

Как художницы-феминистки стали шить юбки для женщин и мужчин
Участницы швейного проекта «Швемы» из Петербурга рассказали The Village, чем современные кооперативы отличаются от советских

Коренные народы Ингерманландии
Коренные народы Ингерманландии The Village поговорил с ингерманландской финкой, вепсом и ижорой о том, каково это — быть представителем малочисленного народа
Коренные народы Ингерманландии

Коренные народы Ингерманландии
The Village поговорил с ингерманландской финкой, вепсом и ижорой о том, каково это — быть представителем малочисленного народа

Тэги

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Первая полоса

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

«Ждите, черти, русские идут!»
«Ждите, черти, русские идут!» Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни
«Ждите, черти, русские идут!»

«Ждите, черти, русские идут!»
Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними Что это значит для брендов и покупателей
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Что это значит для брендов и покупателей

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

Подпишитесь на рассылку