Как понять, что мой дом старый и его нужно снести? Мокрая стена, плесень и трещины — на что смотреть, чтобы понять, в каком состоянии здание
4 октября стало известно, что старообрядческий собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в начале прошлого века, подлежит сносу. После революции собор был перестроен в жилой дом. В 2017 году его жители проголосовали за включение здания в программу реновации. Позже дом обещали сохранить, как несущий историческую ценность, но его жителей тем не менее переселят по их просьбам. The Village узнал, как самостоятельно определить, что в доме уже опасно жить и его пора сносить, и куда обращаться с сомнениями.
«Любой дом начинается с фундамента»
Вера Москвина
директор Межрегиональной гильдии управляющих компаний, член Общественной палаты Москвы
Некоторые дома живут долго, другие, наоборот, рассчитаны на короткий срок эксплуатации. Дома, которые попали под реновацию, были рассчитаны на 20–25 лет — их невозможно отремонтировать.
Любой дом начинается с фундамента, на него и нужно обратить внимание в первую очередь. От постоянного присутствия воды или из-за подвижек грунта фундамент может разрушаться — это можно понять по лучевой трещине вдоль всего дома.
Другие страшные признаки того, что дом нужно сносить, — это нарушение конструкции дома, то есть проблемы с несущими стенами, крышей и подвалом. Если в несущих стенах есть трещины, а крыша течет, то дом опасен для жизни. Чтобы узнать, где несущая стена, а где нет, можно заказать выписку в БТИ (Московское городское бюро технической инвентаризации. — Прим. ред.).
Если в квартире падает потолок или держится на подпорках, то дом тоже нужно сносить. Или если прогнили все коммуникации в ванной и туалете. Вы можете, конечно, в этом случае сделать косметический ремонт и вычистить всю плесень и ржавчину, но через неделю все будет по-прежнему. В хрущевках стены настолько сырые, что на них не держится ни одна краска.
Хорошая слышимость между стенами вообще ничего не говорит о качестве дома. Проложите звукоизоляцию — и будет вам Париж. Отопительные трубы тоже ни при чем: их можно заменить в рамках ремонта. Сносить из-за плохого отопления дом — это все равно что сказать: «У меня палец заболел, давайте меня расстреляем, чтобы я не мучилась».
Но я хочу отметить, что профессиональный визуальный осмотр должны делать специалисты с измерительными инструментами.
«Трещины на стенах или потолке, значительная просадка фундамента и плохо склеенные швы»
Андрей Руденко
бывший зампред комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в ГД
Факторы, которые говорят, что дом нужно снести следующие: трещины на стенах или потолке, значительная просадка фундамента и плохо склеенные швы между панелями и блоками в старых домах. Швы несложно заметить — они разрушаются и мокнут от воды. Если что-то из этого присутствует, вам нужно обратиться в управляющую компанию вашего дома, или в управу, или в ДЭЗ (дирекция по эксплуатация зданий). Также можно написать в Мосгоржилинспекцию. К вам должны прислать специальную инспекцию, а дальше государственные службы сами подготовят акты и постановления о признании дома аварийным. Любое их решение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Подобные частные инспекции можно, конечно, вызвать и самому, но это стоит больших денег.
Людям, которые живут в домах 50–60-х годов постройки, я бы рекомендовал соглашаться на реновацию. А жителям более свежих домов — смотреть на состояние дома. Существуют признаки, по которым можно определить, что дому нужен ремонт (они записаны в Жилищном кодексе): изношенный лифт, течь в крыше, плохой водопровод и так далее. Но это не признаки ветхости дома, эти пункты говорят о необходимости капитального ремонта. На сайте реформы ЖКХ можно посмотреть, когда ваш дом вошел в программу капитального ремонта. Если его провести, дом простоит еще лет 20.
«Из реновации можно только выйти, а зайти нельзя»
Константин Янкаускас
муниципальный депутат района Зюзино
Наиболее изношенными считаются блочные дома, потом — панельные, потом — кирпичные. Если у вас на стенах плесень, холодно зимой или протекает крыша, нужно обращаться в управляющую компанию и жилищную инспекцию, чтобы они провели обследование. С любым домом можно провести следующие действия: текущий ремонт, капитальный ремонт, модернизацию, реконструкцию и снос.
Вообще, в Москве каждые пять лет проводится мониторинг износа жилого фонда. Следующий пройдет в 2018 году. После мониторинга можно запросить информацию по своему дому в управляющей компании или управе. При оценке износа дома смотрят на его фундамент, фасад, крышу, стены и другие конструкции здания. Если износ колеблется в рамках от 40 до 70 %, дом признается ветхим. Ветхий дом — это тот, который станет аварийным через 5–10 лет, если им не заниматься. Если износ дома больше 70 % — это значит, что дом аварийный и подлежит сносу.
Программа реновации — это программа расселения именно ветхого жилья. Но если вы считаете, что живете в ветхом доме, вы все равно не сможете войти в программу реновации. Закон таков, что из реновации можно только выйти, а зайти нельзя.
Предыдущая программа сноса пятиэтажек проходила по другому, более правильному принципу. Вначале определяли самые неудачные серии домов: например, II-07-19 — это дома без балконов, с тонкими стенами и сидячими ваннами. Далее смотрели на износ этих домов, который, как правило, был высоким. И на протяжении 20 лет эти пятиэтажки планомерно сносились.
Обложка: Ingus Evertovskis – stock.adobe.com