«Путин, помоги»: Куда жаловаться на скользкие улицы, очереди в поликлинике и спам Рассказываем, через какие сервисы можно решить свои проблемы
Чтобы уследить за всевозможными нарушениями, в России активно развивают механизмы общественного контроля. Власти призывают пользоваться сервисами, с помощью которых можно оперативно пожаловаться как на незаконную парковку на местах для инвалидов, так и на выброшенный из окна мусор. И даже получить за это денежное вознаграждение.
The Village выяснил, какие еще проблемы можно решить, заполнив форму в приложении или на сайте, и какие ведомства за это отвечают.
Грязные подъезды и скользкие улицы
Холодные батареи, исписанные подъезды и плесень на стенах. С этими и многими другими жилищно-коммунальными проблемами помогает бороться сервис «РосЖКХ», запущенный Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального. Здесь же можно пожаловаться на осыпающиеся балконы, не сбитые сосульки и гололед, а также на неудовлетворительное состояние дворов — погасшие фонари, сломанную детскую площадку или переполненные мусорные баки, которые никто не спешит вывозить. Жалобы на эти же проблемы в Москве принимаются в том числе через приложение «Наш город», а в Московской области — через «Добродел». Если же речь идет о нарушениях на стройке, например, о незакрепленных строительных лесах или рабочих без касок, то на помощь придет «Я — инспектор».
Нарушения ПДД и ямы на дорогах
С нарушениями правил дорожного движения разбираются региональные подразделения ГИБДД. Жалобу в Госавтоинспекцию можно отправить как через официальный сайт, так и с помощью специального приложения. Так, в Spot app формируются обращения по поводу водителей, остановившихся на пешеходном переходе, тротуаре или под запрещающим знаком. В столице жалобы также принимают через приложение «Помощник Москвы».
Однако платить штраф из-за бдительности прохожих готовы далеко не все, поэтому у некоторых сервисов начали появляться сообщества хейтеров. Например, в одной из групп во «ВКонтакте» обсуждают, как противостоять «Народному инспектору» в Татарстане.
Сами автомобилисты также могут жаловаться, но уже на состояние дорог. Для этого ФБК запустил сервис «РосЯма». С его помощью за прошлый год устранили почти 1 300 ухабов.
Очереди в поликлинике и ЕГЭ
Если обращение в поликлинику обернулось многочасовым ожиданием в очереди, чтобы получить бесполезную отписку от врача, и руководство медучреждения никак не смогло решить проблему, стоит воспользоваться формой для приема жалоб на сайте Минздрава или Росздравнадзора. Последний также отвечает за оборот лекарств. Если же действия медперсонала привели не только к потерянному времени, но и к негативным последствиям для здоровья, то к делу можно подключить прокуратуру.
Со скандалами из-за очередей, но уже не в поликлинику, а в детские сады и школы занимается Минобрнауки и образовательные ведомства на местах. Также можно пожаловаться в Рособрнадзор, который к тому же отвечает за организацию итоговых экзаменов и лицензирование вузов. А о поборах в школе можно сообщить в Общественную палату.
Задержка зарплат и коррупция
Общественная палата также рассматривает жалобы на коррупцию. Кроме того, о взяточничестве и использовании служебного положения можно сообщить напрямую в Администрацию президента. А чиновниками, желающими нажиться на госконтрактах, заинтересуются в «Роспиле».
Если же взятки коррупционерам платить попросту нечем из-за постоянных задержек зарплат, то на помощь придет Роструд. В онлайн-инспекции ведомства можно также пожаловаться на необоснованные увольнения, переработки и несоблюдение техники безопасности. С нарушением прав работников также охотно разбираются в Кремле.
Навязанная страховка и испорченный отдых
Центробанк не только постоянно отзывает лицензии у неугодных ему банков, заставляя переживать тысячи вкладчиков, но и решает проблемы россиян. Регулятору можно пожаловаться на завышенные проценты по кредиту, необоснованное списание денег со счета и даже навязанную или невыплаченную страховку.
С испорченным отдыхом же разбираются горячая линия при Общественной палате, Ростуризм и Роспотребнадзор. Последний помогает практически с любыми проблемами, касающимися товаров, услуг и прав потребителей.
Громкая реклама и медленный интернет
В некоторых случаях на помощь Роспотребнадзору также приходит Федеральная антимонопольная служба. Она разбирается со слишком громкой рекламой, обманом потребителей и СМС-спамом. Если же спамеры атакуют телефонными звонками (так, например, любят делать брокеры), то можно пожаловаться на них в Роскомнадзор. Ведомство явно заинтересуется утечкой персональных данных. Ему же можно сообщить о проблемах со связью и о несоответствии реальной скорости интернета той, что заявлена в договоре.
Детское порно и экстремизм
Роскомнадзор также известен своим черным списком. Помимо спорных сайтов, в него заносят ресурсы, например, с детским порно. Чтобы сообщить о них, достаточно заполнить форму на сайте реестра. На экстремистские материалы также можно пожаловаться в одно из управлений МВД или в ФСБ. Сведения о вербовщиках запрещенного в России «Исламского государства» принимают в Общественной палате, а информацией об отмывании преступных доходов и финансировании терроризма заинтересуется Росфинмониторинг.
Бюрократический ад и хамство
Особое внимание уделяется качеству оказания госуслуг. Если чиновники отказываются принимать документы, требуют дополнительной оплаты или срывают сроки предоставления ответа, но встречаться с ними в суде не хочется, можно воспользоваться созданным специально для таких случаев сервисом. С его помощью чаще всего разбираются с Пенсионным фондом, управлением по вопросам миграции и судебными приставами.
Со всеми вышеперечисленными и менее распространенными нарушениями вроде «резиновых» квартир по соседству, вырубки лесов и даже незаконного призыва в армию также помогает разобраться «Активный гражданин». Главное — правильно заполнить все формы.
Универсальные советы
Зарегистрируйтесь на сайте госуслуг. Для обращения в некоторые ведомства понадобится учетная запись в единой системе идентификации граждан. В некоторых случаях она дает право потребовать от чиновников провести дополнительную проверку, а не только ознакомиться с предоставленными фактами.
Позаботьтесь о доказательствах. Чтобы рассмотрение жалобы увенчалось успехом, необходимо сообщить как можно больше деталей о нарушении. Если это неправильно припаркованный автомобиль, то обращение нужно сопроводить фотографией, на которой видно его номер и отсутствие водителя за рулем. Если вам отказали в обслуживании, потребуйте подтвердить это письменно.
Соблюдайте правила оформления жалоб. Большинство ведомств уточняют максимальную величину сообщения и объем файлов, который к нему можно приложить. В тексте необходимо обойтись без нецензурной лексики и оскорблений. Также потребуется указать контактные данные для обратной связи: ответ можно получить как по почте, так и по e-mail. В некоторых случаях жалобы лучше направлять сразу не в федеральные, а в региональные или местные органы власти. Об этом ведомства также предупреждают перед заполнением формы.
Не зацикливайтесь. В большинстве случаев проблему можно уладить на месте или обратившись к непосредственному начальству нарушителя. Написание жалоб во все инстанции не должно становиться смыслом существования.
Обложка: Nattesha – stock.adobe.com