26 мая, четверг
Москва
Войти

Прощание с «Татрами». Из Москвы уберут легендарные чешские трамваи Почему их будет не хватать — рассказывают водители и любители ретротрамваев

Прощание с «Татрами». Из Москвы уберут легендарные чешские трамваи

С понедельника, 9 августа, в Москве перестали ходить трамваи серии «Татра». Депо имени Апакова на Шаболовке больше не выпускает такие вагоны на линию, поэтому их заменяют современные трамваи «Витязь-М» из Октябрьского депо. Пока «Татры» еще можно встретить на маршрутах Краснопресненского депо (в районах Строгино, Тушино и Сокол), а также на Чистых прудах, где ездит ресторан-вагон «Аннушка». Скоро, однако, все списанные трамваи этой модели передадут в другие города.

The Village спросил у водителей трамваев и других москвичей, что для них значат старые трамваи и будут ли горожане скучать по «Татрам».

Что такое «Татры» и в чем их особенность

Это чешские вагоны Tatra T3, которые появились в столице в 1963 году и быстро стали символом московского трамвая. Сейчас в Москве из оригинальных «Татр» остались лишь служебные вагоны: поливомоечные, которые работают только в летний сезон, и вагоны-лаборатории, проверяющие состояние контактной сети трамвая.

Особенность классических «Татр» в том, что в них ножное управление и три педали: газ, тормоз и педаль безопасности. Во время движения водитель должен постоянно держать на ней ногу (если эту педаль не нажать, трамвай не тронется). При этом на новых моделях трамваев, например на «Витязе-М», контроллер находится у водителя в руке.

Почему «Татры» устарели

Такие трамваи высокопольные (они неудобны и травмоопасны, в них тяжело влезть, особенно пенсионерам и семьям с детьми). Кроме того, в «Татрах» нет пандусов для инвалидов, кондиционера и мало сидячих мест в салоне.

Неужели по Москве до недавнего времени ходили трамваи 60-х годов?

Не совсем так. Примерно с 2002 года на московских линиях работают только модернизированные вагоны этой серии. У оригинала они позаимствовали только кузов, начинка в таких составах полностью новая.

Кроме того, в 2014 году «Татры» поменяли цвет — классические красно-желтые и красно-белые трамваи перекрасили в традиционный для современного московского транспорта голубой.

Сначала «Татры» ремонтировали на Московском трамвайно-ремонтном заводе, но постепенно их стали заменять новые «Витязи-М». В современных трамваях сиденья стали шире, появился кондиционер, а также подсветка на кнопках «Стоп», USB-розетки и Wi-Fi. Несмотря на это, многие жители Москвы и машинисты трамваев относятся к «Татрам» с ностальгией и не хотят, чтобы они пропадали с линий.

Почему москвичи будут скучать по «Татрам»


Василий Александров

автор телеграм-канала «Василий и трамвайчики»

 Эти трамваи больше полувека возили москвичей. Естественно, рано или поздно высокопольные «Татры» ушли бы с улиц.

К исчезновению «Татр» отношусь со сдержанным негативом, нужно было сохранить один маршрут на «Татрах» (по аналогии с музейным троллейбусом «Т»). Для этого подошел бы маршрут А или 39, вагоны можно было бы перекрасить обратно в красно-белый или красно-желтый.

К сожалению, большого запроса на музейный маршрут нет, поэтому вряд ли его запустят. По «Татрам» буду скучать, в них был свой уют и особая атмосфера трамвая. Они запомнились малым количеством сидячих мест, а также большими форточками, в которые можно было высунуться и чувствовать ветер.


Александр Фомин

участник паблика про трамваи

 Меня расстраивает скорый уход «Татр» с московских улиц. Это трамвай детства и юности. Конечно, здорово, что он на ходу и в наши дни. Для некоторых общественный транспорт — это просто часть жизни, и не самая любимая, прямо скажем. Но у меня другое отношение. Трамвай для меня — самый романтичный вид городского транспорта.

У меня есть пожелание — почему бы не выпустить, пусть и в ограниченном количестве, трамваи, отвечающие современным требованиям, но выглядящие как «Татра»? На мой взгляд, это было бы отличным компромиссом.


Алексей Серебров

участник паблика про транспорт

 Действительно, «Татры» уже очень сильно устарели и неудобны, мне по душе новые «Витязи». У них хороший плавный ход и в салоне достаточно тихо.

Впрочем, несмотря на то что бешеными темпами идет обновление подвижного состава, про инфраструктуру как будто никто не думает. Помимо закупки новой дорогостоящей техники, надо большое внимание уделять качеству трамвайных линий. Они в неудовлетворительном состоянии. Из-за этого я боюсь, что новые составы быстро придут в негодность. «Татра» — неубиваемая лошадка, которая полвека бегала по улочкам столицы. Сомневаюсь, что современные трамваи будут такими же долговечными и надежными.


Александр Литвинов

преподаватель кружка транспортного моделизма для детей

 Запомнились «Татры» прежде всего своей красотой, необычными для своего времени формами и решениями, массовостью (такие вагоны побывали во всех уголках нашей столицы). Кроме того, их задействовали в фильмах «Ширли-мырли», «Приключения Шурика», также до сих пор существует легендарный кафе-трактир «Аннушка» (представители кафе сказали The Village, что сейчас «Аннушку» модернизируют и она продолжит ходить. — Прим. ред.).

Впрочем, какими бы ни были душевными эти вагоны, в них много неудобств — высокий пол, низкие окна, вентиляция кабины. Учитывая, что с этих вагонов началось мое увлечение трамваями и поездами, что потом перешло в мою учебу, работу и вообще в целую жизнь, то, конечно, буду скучать по «Татрам».

Что вспоминают о «Татрах» водители трамваев


Иван Кожушко

водитель трамвая

 Отношение к исчезновению «Татр» у меня двоякое. С одной стороны, это уже технически устаревшие вагоны из далеких 60-х. С другой — это классика московского трамвая, ни один вагон не эксплуатировался так долго в условиях нашего города. Немодернизированных вагонов давно уже нет, но простому пассажиру не нужно знать, какие там двигатели и система управления, для него это узнаваемый трамвай из детства.

То, что век «Татр» завершается, — это правильно. Но хотелось бы, чтобы Дептранс официально объявил последний день, чтобы те, кто хочет напоследок прокатиться и сфотографироваться, могли это сделать. И как дань истории было бы неплохо сохранить короткий ретромаршрут выходного дня на трех-пяти вагонах данного типа.


Елена Шальнева

водитель трамвая

 У меня десятилетний стаж вождения трамвая, до этого водила троллейбусы 15 лет. На вагонах модели «Татра» я работала с 2012 года практически до появления новых «Витязей».

Я была за границей и видела, как эксплуатируются и модернизируются вагоны данной модели (там есть кондиционеры, тонированные стекла, все вагоны оснащены Wi-Fi и USB-зарядкой), разговаривала с водителями о том, как они вписываются в облик современной Европы.

Старые вагоны нравились мне очень хорошим обзором из кабины, панорамным стеклом, где видно всю улицу. Чего не скажешь о современных моделях, которые сейчас выпускают.

«Татры» запомнились мне округлыми формами, мягким, плавным ходом, неповторимым окрасом. Как в песне «Браво»: «Ярко-желтые трамваи, розовые сны». Все выглядело ярко, празднично.

Вагоны «Татры» у многих ассоциируются с «Аннушкой». Это исторический маршрут, который сначала ездил до метро «Октябрьская» или «Черемушки» через Устьинский мост, мимо Котельнической высотки, по бульварам Чистых прудов. Очень романтичный московский маршрут.


Павел Кудряшов

водитель трамвая

 Работал на этой модели последний раз около трех-четырех лет назад, когда они еще были в нашем депо имени Баумана.

Я думаю, если любому москвичу сказать слово «трамвай», то на ум сразу приходит именно вагон «Татра». Хоть я и не любил работать на этих трамваях, но, конечно, скучать буду. С этими вагонами уходит целая эпоха. Но город развивается, приходят новые, удобные модели, так что это естественный процесс. Будем смотреть на эти трамвайчики на парадах и в музеях.


Наталья Азеева

водитель трамвая

 Я водитель трамвая с 1999 года. Более 20 лет назад начинала работать именно на «Татре». Трамвай запомнился мне холодными салонами в зимний период, узкими дверями. Зато у водителя были свободны руки, потому что там было управление педалями. Несмотря не некоторое неудобство старых трамваев, скучать по ним, конечно, буду.


Кирилл

водитель трамвая

 Я ездил на «Татрах» и так рад, что мне не приходится работать на них. Почему? Ответ прост: это устаревший подвижной состав. Сейчас езжу на «Витязе», и меня все устраивает.


Андрей Васильев

водитель трамвая

 Отношусь к исчезновению «Татр» нормально, так как все-таки ресурс этих вагонов не вечен. Многие вагоны действительно уже морально устали в плане износа кузова и деталей.

Считаю, что обязательно нужно сохранить в музее данные вагоны в должном техническом состоянии и периодически, помимо трамвайных парадов, устраивать поездки с экскурсоводом для любителей «Татр».


Фотографии: обложка – Иван Гриценко / Wikimedia / (CC BY-SA 3.0), 1 – Artem Svetlov / Flickr / (CC BY 2.0), 2 – roundex – stock.adobe.com, 3 – Кардашов Антон / Агентство «Москва»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На что живут машинисты московского метро
На что живут машинисты московского метро Штрафы за превышение скорости, забеги за фастфудом и постоянный недосып
На что живут машинисты московского метро

На что живут машинисты московского метро
Штрафы за превышение скорости, забеги за фастфудом и постоянный недосып

«Я выучилась на запрещенную для женщин профессию»
«Я выучилась на запрещенную для женщин профессию» История первой дипломированной машинистки электропоезда
«Я выучилась на запрещенную для женщин профессию»

«Я выучилась на запрещенную для женщин профессию»
История первой дипломированной машинистки электропоезда

Москва окончательно отказалась от троллейбусов

Москва окончательно отказалась от троллейбусов Горожане прощались с ними криками «Возвращайся!»

Москва окончательно отказалась от троллейбусов

Москва окончательно отказалась от троллейбусов
Горожане прощались с ними криками «Возвращайся!»

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Хороший, плохой, русский

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Первая полоса

Сколько стоит жизнь в Якутске
Сколько стоит жизнь в Якутске Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные
Сколько стоит жизнь в Якутске

Сколько стоит жизнь в Якутске
Квартиры в домах на сваях, замороженная рыба и комедии, которые понимают только местные

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями Avito и новый L'Occitane
Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями

Какие бизнесы (пока) остаются в России или вернулись под новыми названиями
Avito и новый L'Occitane

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе Может ли она стать новым ковидом
Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе

Что известно об оспе обезьян, вспышку которой зафиксировали в Европе
Может ли она стать новым ковидом

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»
«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Смотрю телевизор и плачу»: Что ветераны ВОВ думают о «спецоперации»

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР
«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны

«Нулевой пациент»: Хроники умирающей страны
Главный сериал года от «Кинопоиска» — про ВИЧ, которого не было в СССР

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей В ответ обвинителя называют агентом спецслужб
Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей

Разработчик HighLoad VPN обвиняет создателя сервиса в присвоении денег и обмане пользователей
В ответ обвинителя называют агентом спецслужб

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»
Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Отрывок из книги Нины Бёртон «Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков»

Хороший, плохой, русский
Хороший, плохой, русский Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта
Хороший, плохой, русский

Хороший, плохой, русский
Реакция твиттера на предложение ввести антидискриминационные паспорта

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт
Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

Бан, кик и переезд: Как ***** повлияла на российский киберспорт

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии
«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

«Нет состава правонарушения»: Как прекращают дела о «дискредитации» армии

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?
Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Кто такой Михаил Иосилевич, почему его могут посадить на 4,5 года и при чем тут Храм Летающего макаронного монстра?

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой
Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине

Обыкновенный нацизм: Как в «МуZее Победы» на Поклонной горе открыли выставку, оправдывающую ***** в Украине
Маффины в полевой кухне, танки и кружки со свастикой

Что известно о поджогах военкоматов после начала *****

И что об этом пишут в интернете

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги? И может ли налоговая узнать, где я нахожусь
Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?

Я уехал из России, а мой работодатель — нет. Как мне теперь платить налоги?
И может ли налоговая узнать, где я нахожусь

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа» «ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»
Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»

Отрывок из книги «Быть скинхедом. Жизнь антифашиста Сократа»
«ФСИН — это наследие ГУЛАГа, система работает на уничтожение человека»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

«Только для всех»: Как устроен кластер «Нормальное место» на «Севкабеле»

Что слушать про *****
Что слушать про ***** Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии
Что слушать про *****

Что слушать про *****
Подборка антивоенных подкастов — от ежедневных новостей до гайдов по психотерапии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России «Важно не просто уехать, а что-то сделать»
Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России

Интервью художника, который хотел выразить протест против ***** так, как еще никто не делал в России
«Важно не просто уехать, а что-то сделать»

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу
«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

«Это позволяло не свихнуться»: как сотрудники провластных медиа саботируют их работу

Подпишитесь на рассылку