У меня мастерская в башне «Чернопрудского небоскреба» Мастерская художницы Наталии Панковой из объединения «Черный пруд»

У меня мастерская в башне «Чернопрудского небоскреба»

Дом с башенкой на перекрестке Пискунова и Алексеевской — первый многоквартирный дом в Нижнем. Он построен по авторскому проекту, который даже не имеет стилевых аналогов: фактически это был эксперимент с новым типом жилища. За одноэтажную надстройку дом в шутку прозвали небоскребом, потому что тогда он был выше остальных. Внутри, говорят, хотели сделать кафе, но это было бы чересчур смело. Официальное название («дом горкоммунотдела») намекает на то, что на самом верху могло быть административное помещение, но точно это не известно. Сейчас там находится мастерская художницы Наталии Панковой из объединения «Черный пруд».

Фотографии

Илья Большаков

АРХИТЕКТОР: Александр Яковлев

АДРЕС: ул. Алексеевская, 8/15 (Пискунова, 15)

ПОСТРОЙКА: 1926–1927 годы

ВЫСОТА: четыре этажа и угловая надстройка плюс один этаж

Представьте себе, что вокруг вас Нижний 1920-х годов: только что прошла революция, идут разговоры о новом устройстве жизни, вы живете в одноэтажном деревянном доме на месте киноцентра «Рекорд». Потихоньку сворачивается НЭП, начинаются разговоры о создании колхозов. По дорогам ездят на лошадях, живут в частных домах или особняках. Недавно умер Ленин, индустриализация еще впереди. Вместе с НЭПом теряет значение Нижегородская ярмарка, одновременно с ее закрытием идут разговоры о новой площадке для выставки достижений народного хозяйства — поближе к центру, например у Черного пруда. В 1925 году был опубликован проект «агропоказательного участка», давно не чищенный пруд засыпали, но строить стали совсем другой объект.

Социализм развивается полным ходом, и его успехи призван подчеркнуть новый проект жилья будущего — многоквартирный дом. Новостройка занимает место бывшего сквера у воды. Архитектором назначен петроградец — 47-летний Александр Яковлев. До первой русской революции он успел получить классическое образование в Академии художеств, до второй — поработать в Болгарии над памятником Александру Невскому, а с 1917 года строил рабочие домики для Кулебакского и Выксунского заводов. Для Нижнего это опытный специалист, зарекомендовавший себя в проектировании народного жилья, для него Нижний — первый крупный заказ после революции. Первый красивый дом, вот оно — будущее.

Квартиры получили в определенной пропорции все группы населения: рабочие, специалисты, руководство — труд физический и интеллектуальный сравнялся в жилищных условиях. Счастливчикам достались все удобства: горячая вода, батареи отопления («гармошка»), электрический свет («жар-птица»). Просторные кладовки и большие ванные комнаты никак не увязывались с нищетой вокруг, но 205 человек из утвержденного списка стали новоселами. Их фамилии печатали в газетах большими буквами.

Удивительно: новый дом появился в центре города, а не около какого-нибудь завода. Похожие проекты в 1926–1928 годах были реализованы для рабочих Сормова и «Двигателя революции», но в целом это дома без стиля и без эпохи. Редкие примеры дореволюционной эстетики, смешанной с конструктивистскими поисками нового типа жилища. Можно назвать это интернациональным стилем ар-деко, правда, с натяжкой.

Идеология Страны Советов менялась часто и хаотично, и уже спустя два года после завершения строительства началась принципиально другая система строительства: дома-коммуны и соцгород с коробочками. К эстетике «большого стиля» играющая в архитектуру власть еще вернется, но такого искреннего примера красивого жилища для рабочих уже не будет. Напротив «небоскреба» появится более пафосная яковлевская сталинка с кинотеатром «Рекорд».

Недавно дом с башенкой стал объектом споров об уличном искусстве и облике исторического наследия. В рамках проекта уличного художника Никиты Nomerz «Место» московская команда Zuk Club создала работу «Под облаками» («Девушка с зонтиком») на торце здания, признанного памятником архитектуры. Подарок ко Дню города обернулся непониманием: зачем на уже готовом объекте материальной культуры создавать еще один? С одной стороны, девушка с зонтиком не согласуется по смыслу с домом 20-х годов. Ее прическа буквально наезжает на декоративные элементы под крышей здания, а попой она кокетливо подчеркивает, что неудачно покрашенную часть фасада можно использовать как опору. С другой стороны, торец здания не слишком выразителен, небогатые украшения уже испорчены огромной трубой вытяжки, которая уродует фасад гораздо больше, чем его могло бы испортить уличное искусство. С организацией вытяжки поспорить сложно, это вынужденное решение, а настенная живопись функции не несет и выглядит как сознательное и безосновательное вмешательство в облик здания. Не «так надо», а «я так хочу, я знаю, как лучше». Хотеть самовыражения в историческом контексте для некоторых горожан оказывается недопустимой наглостью. Разногласия вокруг работы возникли не только из-за того, что изменение облика памятника не разрешено законом, но и главным образом из-за того, что работа не была согласована с жителями, которые этот закон уважают. Споры о формальной стороне вопроса не помешали созданию произведения, и теперь многие отмечают его удачное расположение на пустовавшем и хорошо обозреваемом торце «чернопрудского небоскреба».

Этот перекресток у бывшего пруда точно принадлежит художникам: задолго до стрит-арта и объединения «Черный пруд» здесь же работал и жил первый, самый первый нижегородский живописец. Петр Веденецкий родился в 1766 году в небольшом красивом доме в Чернопрудском переулке. Самоучка, начинал с церковной живописи, рисовал портреты за деньги, стал профессионалом и организовал свои художественные классы. Он ровесник знаменитого Ступина, основателя арзамасской школы, но его имя известно намного меньше. Нельзя назвать его первым русским пейзажистом, но он моложе первопроходцев этого жанра всего на десять лет. Дворцов и идиллических сцен он не писал, но запечатлел вид Черного пруда со своего балкона таким, как есть. Вместо балкона взгляд зрителя облокачивается на аккуратное ограждение пруда, выровненное по краю картины — элемент сюрреализма в передаче пространства. По свидетельству историка Храмцовского, в работах Веденецкого чувствовалась рука большого мастера.

Черный пруд точно принадлежит художникам: задолго до споров о стрит-арте и Союзе художников
здесь жил самый первый нижегородский живописец

Петр Веденецкий. Вид на Черный пруд и окрестности оного, 1842 год

The Village поговорил с художником Наталией Панковой из творческого объединения «Черный пруд» о гении места.


О мастерской

С Черным прудом меня многое связывает. Я родилась здесь, в доме около сквера на Ошарской. В 1989-м стала членом творческого объединения «Черный пруд», позже получила мастерскую от Союза художников, а в 2002 году моя художественная студия переехала в «небоскреб». Здесь, на самом верху, мастерская существует, наверное, годов с 50-х, а может, и раньше. До меня ею долго владел заслуженный художник России Леонтий Арапов, одно время он был главным художником Нижегородского драмтеатра. Знаю, что в мастерской была бурная творческая жизнь, но после его ухода помещение опустело, стало полузаброшенным. Для меня было символично получить мастерскую напротив центра искусств «Рекорд», в котором когда-то была сосредоточена художественная жизнь нашего объединения.

Интересно, что было в этой «башне» до мастерской. Совершенно точно, не жилье. Центральное отопление сделали уже при мне, до 2000-х здесь был АГВ. Душ и кухонный уголок я делала сама. Для чего было нужно такое пространство на самом верху?

Недавно нижегородский режиссер Евгений Кудельников создал художественный фильм «Студия Нижний». Главным героем фильма стал именно город — с его домами, улицами и людьми. Мне посчастливилось сняться в этом фильме, где я играла саму себя — расписывала Клубный дом на Нижегородской. «Чернопрудский небоскреб» тоже оказался в кадре. В фильме есть эпизод с нашим подъездом в роли питерской парадной. Во время съемок обнаружился интересный момент, о котором я давно думала: из моего туалета, похоже, есть замурованный выход на крышу. Точнее, на террасу: ее видно со двора, такой странный полукруг выступает над угловым подъездом. Ребята-кинематографисты вылезли на чердак и попали на эту площадку с другой стороны. Еще одна загадка: для чего в нежилом помещении подобная терраса с видом во двор и почему эта терраса с видом во двор замурована? Она могла бы стать украшением мастерской, с нее можно было бы писать городские этюды.

У меня не такая работа, как у других людей, для меня принципиальны отношения с пространством. Живопись — это интимно, я рисую не в группе, а один на один с холстом, поэтому мне важно иметь родное место. Если я разлюблю мастерскую, то не смогу здесь работать. Хорошо понимаю это, когда приходится работать в других городах, например, во время выставок. Приходишь в пространство, а оно мертвое, тяжело писать. Здесь — живое. С высоты открывается хороший вид, и, поскольку эта надстройка по-прежнему выше остальных зданий, в угловые окна попадает много света.

Раньше моя мастерская была местом творческих встреч, я даже выставки своим друзьям художникам здесь устраивала. Сюда часто приходили люди, неравнодушные к искусству — те, которым интересна художественная кухня. Здесь побывало много ярких людей: известные политики, дипломаты, музыканты, актеры. Я люблю людей, но сейчас реже принимаю гостей, больше времени уделяю живописи.

О моде на старые дома и бомжах

В первый раз я оказалась в «небоскребе» в 90-е у знакомого. Тогда была мода жить в старых домах с историей. Как в Англии: чем старше дом, тем ценнее независимо от состояния. Сейчас ситуация изменилась, люди переезжают из старых квартир, устав от бесконечных ремонтов и реставраций.  Самые обеспеченные купили квартиры в новых домах и уехали отсюда. Остались не столько те немногие, кто ценит место и готов бороться с трудностями, а в основном те, кто не хочет ничего менять. Заходишь к соседям и удивляешься: у них до сих пор Советский Союз.

Не очень понятна судьба людей, которые жили здесь в 20-е. Если это была элита, то не исключено, что в конце 30-х им пришлось несладко. Хотя это не сталинка, здесь нет такого жуткого чувства, как в московских высотках, когда заходишь — и становится жутко от образов прошлого. Например, в начале 90-х мы с семьей снимали квартиру в сталинском доме в Киеве возле Крещатика. Совершенно невозможное пространство, очень тяжелое в плане восприятия, хотя и с современным ремонтом. Моему сыну был год. Когда мы вошли с ним в квартиру, он начал истерично орать, и ничто его не успокаивало. Потом мы распаковали вещи, достали картины, начали вешать их, и тут же он угомонился. Дом влияет, конечно, но другая, привнесенная энергия тоже чувствуется. Нельзя говорить, что если здесь могли пострадать люди, то тут нельзя больше жить.

В помпезную сталинку интересно зайти посмотреть, но жить в красоте и строгости я бы не хотела. Наш дом не такой, он больше подходит для жизни

Трудно сравнивать «Чернопрудскую высотку» со сталинскими московскими высотками конца 40-х годов. В ней нет того послевоенного пафоса, которым так грешат эти архитектурные произведения, пространство здесь более теплое, более простое — нет громоздких лифтов, длинных пафосных коридоров, в ней нет тяжеловесности стиля и нет консьержа на входе. К консьержам я нормально отношусь, ведь многие из них — как члены семьи, хотя бывают и как работники спецслужб: вхожу в какой-нибудь пафосный дом и чувствую, будто сейчас спросят документы. Конечно, это зависит от архитектуры дома. В помпезную сталинку интересно зайти посмотреть, но жить в красоте и строгости я бы не хотела. Наш дом не такой, он больше подходит для жизни.

Бич последних лет — эвакуаторы. Несколько раз со мной происходила такая история: приезжаю с картинами к дому и не могу встать у подъезда. Пока я поднимаю работы, машину увозит эвакуатор. Получалось, что на улице нельзя парковаться, а во дворе — можно; чужие люди занимали двор, наши же машины увозили с улицы. Мы вынуждены были поставить шлагбаум. И надо сказать, что двор стал лучше за последние годы — вместо гнилых сараев появились газоны, кто-то посадил деревья. Не знаю, связано ли это с тем, что двор стал закрытым.

Помню, как в дни города по периметру дома выстраивалось человек сто одновременно — у одной стены стоят мальчики, у другой сидят девочки. А ведь здесь раньше находился общественный туалет — в том месте, где сейчас закругленный угол здания. Он здесь нужен. Сейчас, конечно, такие герои реже встречаются, но, может быть, эта потребность стала не такой явной. Может быть, из-за шлагбаума, а может, благодаря кафе, которых появилось так много.

Поскольку я художник, работаю здесь не по графику. Могу увлечься и уйти из мастерской в час ночи. Иногда бывало так, что открываю дверь, а за ней уже кто-то спит. Здесь, наверху, нет жильцов, бомжи поднимаются и находят себе уютный уголок. Как-то раз я засекла наркоманов, ужасно неприятно. Впрочем, так было до установки домофона, сейчас мы цивилизованно живем.

Чернопрудовцы

То, что я художник из объединения «Черный пруд» и работаю в «чернопрудском небоскребе», случайность, но важная для меня. Есть негласная традиция, что мастерские располагают на верхних этажах, так по всему миру. Это связано с тем, что художнику, для того чтобы видеть цвет, нужно много дневного света. Здесь это переделанное пространство, как и в «Блиновском пассаже». В советские годы в некоторых домах специально проектируются рабочие зоны под крышей. На улице Богородского, например, есть такие дома. После Советской власти ни одного помещения больше не было передано под мастерскую.

С одной стороны, в советское время много делалось для художников — мастерские, госзаказы, закупки, социальная защищенность. С другой — чрезмерная политизированность мешала свободе самовыражения. Союз художников был единственной организацией, через которую было можно реализовать выставку или получить заказ, но, конечно, очень консервативной. В Союз стремились за успешной жизнью. Советская действительность не принимала и не поддерживала тех, кто больше успеха ценил свободу творчества. Альтернатива — участвовать в квартирных выставках и дарить картины друзьям. В 80-е что-то изменилось, появилась надежда, что все это кому-то будет нужно, и так начало складываться альтернативное объединение художников. Сначала они выставлялись официально и не состояли ни в каких союзах, а в 1987 году придумали название «Черный пруд». У них были свои представления о красоте, они были молоды и интересны, они много работали, и каждый из них имел свой, индивидуальный артистический почерк. Я тогда ходила на все выставки чернопрудовцев в «Рекорд», участвовала в обсуждениях, мне было это близко. Вступила на два года позже, в 1989-м. Этот творческий период сформировал меня как художника.

Официально «Черный пруд» никогда не распускался, но активной творческой жизни уже нет. Это неизбежный процесс: во всей мировой истории искусства любое художественное объединение живёт недолго. Люди меняются: кто-то перестает творить, а кто-то мечтает о «сольной» карьере.  Художники «Черного пруда» Яков Васильченко и Николай Сметанин ушли в иконопись и монументальную храмовую живопись, Галина Каковкина, Сергей Сорокин и я много выставляемся. Много творит и организатор нашего объединения Алексей Сахаров. В этом году мы сделали большую выставку к 30-летию объединения.

Свежий слой искусства на памятнике

В июне этого года проходил фестиваль стрит-арта, и уличные художники выбрали наш дом для создания работы. Я просто проходила мимо, когда ребята расписывали торцевой фасад. Не общалась с ними, но в тот момент возникла неприятная ситуация: жильцы вызвали полицию и хотели остановить процесс. Я попыталась помочь художникам и защитить их, хотя это спорный вопрос: дом все-таки относится к культурному наследию, изменение облика невозможно. У ребят был документ от департамента культуры, но, кажется, там была какая-то ошибка, что-то вроде «Пискунова, 15» вместо «Алексеевская, 8/15». Когда соседи хотели совсем их прогнать, я стала убеждать их в том, что незаконченная работа будет смотреться совсем плохо. Я рада, что они успели ее завершить. Люди, которые знают меня лично, были удивлены моей реакции — у них своя логика: с ними не согласовали роспись. Как человек, который живет в Нижнем, я, конечно, обращаю внимание на уличное искусство, могу понять эту эстетику. Но вижу, что у очень многих людей к нему негативное отношение. Многие не любят стрит-арт, многие называют уличных художников хулиганами от искусства, многие не хотят перемен. Стрит-арт может сломать архитектуру дома, а может изменить ее к лучшему, дать новое прочтение уже известному. Роспись на «чернопрудской высотке» не мешает восприятию дома. Мне она кажется уместной.

Сложно сказать, повезло ребятам или нет с этим домом. Место выигрышное, на торце смотрится удачно, но можно понять и тех, кто защищает неизменный облик наследия. Посмотрим, если не будет никаких писем, значит, роспись будет жить. Ведь город не может не меняться. Раз наш дом постоянно привлекает внимание художников, краеведов, фотографов и журналистов, значит, он живет полной жизнью.


За искусствоведческую справку спасибо Антону Марцеву

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Активисты нижегородской еврейской общины
Активисты нижегородской еврейской общины Молодые евреи — о своем отношении к традициям, еврейском браке и антисемитизме
Активисты нижегородской еврейской общины

Активисты нижегородской еврейской общины
Молодые евреи — о своем отношении к традициям, еврейском браке и антисемитизме

Тест: Как получить работу мечты
СПЕЦПРОЕКТ
Тест: Как получить работу мечты Рассказываем, какие навыки нужны для разных профессий
Тест: Как получить работу мечты
СПЕЦПРОЕКТ

Тест: Как получить работу мечты
Рассказываем, какие навыки нужны для разных профессий

Работающие в ночную смену — о себе и о том, как не спать всю ночь
Работающие в ночную смену — о себе и о том, как не спать всю ночь Пекарь, бармен, бильд-редактор, таксист и санитар морга рассказывают о своей работе и о том, как они привыкали к ночному графику
Работающие в ночную смену — о себе и о том, как не спать всю ночь

Работающие в ночную смену — о себе и о том, как не спать всю ночь
Пекарь, бармен, бильд-редактор, таксист и санитар морга рассказывают о своей работе и о том, как они привыкали к ночному графику

Как совмещать работу и другие важные занятия?
Как совмещать работу и другие важные занятия? Как живут люди, которые в свободное от офиса время развивают свои проекты, готовятся к соревнованиям или ведут блог
Как совмещать работу и другие важные занятия?

Как совмещать работу и другие важные занятия?
Как живут люди, которые в свободное от офиса время развивают свои проекты, готовятся к соревнованиям или ведут блог

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест