Что мы узнали из лекции Филиппа Вольчека о его булочных и о нем самом Создатель самой успешной петербургской сети впервые вышел к людям

В пятницу в рамках международной лекционной программы CreativeMornings в кластере «Ленполиграфмаш» прошла открытая встреча с Филиппом Вольчеком — основателем самой крупной в Петербурге сети булочных-пекарен «Булочные Ф. Вольчека». За пять лет работы проекта его основатель ни разу не выступал публично и не дал ни одного интервью прессе (The Village несколько раз посылал соответствующие запросы, но переговоры так ни к чему и не привели).

Неудивительно, что интерес к встрече был очень большим. Как рассказали представители CreativeMornings, мероприятие посетило порядка 600 человек, это была самая крупная встреча за все время существования лекционной программы. 

Редактор The Village тоже посетил лекцию и кратко законспектировал ответы на основные вопросы. Мы публикуем их с минимальными редакционными правками. 

Филипп Вольчек

совладелец «Булочных Ф. Вольчека»


По сути, мы франшиза, только со своими особенностями

Что было до «Булочных Ф. Вольчека»?

До булочных мы делали булочные: наши первые булочные назывались «Теплое место», им, наверное, уже 8–10 лет, вторые булочные — «Булка хлеба», — они тоже живы сейчас, а вот теперь — «Булочные Вольчека».

Деньги

Я не единственный владелец булочных. В самом начале у нас было четыре партнера, которые занимались непосредственно созданием сети, у нас были деньги. Деньги очень маленькие. Никаких заемов, никаких инвесторов не было, было просто много знаний и много энергии, понимание продукта. Первое производство располагалось в бывшей армянской пекарне, а один из моих партнеров, в честь которого назван «Сметанник Фокина», сам загружал машину и возил продукцию в первую булочную на Парашютной.

Размер компании

Сейчас под нашим брендом работает около тысячи человек. Я точно не знаю, сколько у нас булочных. (После подсказки из зала уточняет: «91». — Прим. ред.)

Франшиза

Как и во франчайзинге, в структуре нашего бизнеса под каждую роль есть отдельные люди: есть создатели, которые придумывают концепцию, есть люди, которые занимаются моделированием, есть управляющие, есть пекари. По сути, мы франшиза, только со своими особенностями.

О копировании концепций в других городах под похожими брендами

(В Ростове и Москве существуют булочные с похожим ассортиментом и оформлением. В Ростове — «Булочные В. Шевченко», в Москве — «Булочные Фокина»)

Они сделали это сами, мы с ними не сотрудничали и не помогали. Никаких эмоций я по этому поводу не испытываю. Моя позиция такая: идеи нам не принадлежат, они принадлежат пространству — пожалуйста, берите.

Нам бы хотелось, чтобы о нас говорили «сходи в булочную на углу»

Об открытии булочных в других городах

Я лично не хочу лететь в другой город и заниматься там франшизами. Мы хотим в Санкт-Петербурге заниматься этим. Но бывают исключения. Сейчас мужчина в Астрахани открывает первые три булочные. Под своим брендом, но с нашей помощью. Он приезжал много раз в Петербург. Звонил, говорил: я хочу, я хочу. Я отказывал, отказывал, но потом мы все же поехали к нему. Упорство решает.

О производстве

Производство большое. 97 процентов нашей продукции мы делаем на нашем заводе, еще три процента покупаем. Мы не делаем, к примеру, слойки.

Обязанности

Я не занимаюсь непосредственным управлением булочными, есть ребята, которые принимают решения, моя основная функция — помогать им. Я в большей степени ментор и немного управляющий. Я понимаю, что происходит, но оперативным управлением не занимаюсь. Я всегда занимался созданием концепций. Руками практически никогда ничего не делал. Свою функцию вижу в том, чтобы придумать что-то, понять технологию и найти человека, который сделает это лучше, чем я.

Причина успеха

Мы не теряли энергию на ошибки: мы выбирали правильные помещения, выбирали правильных людей, мы делали вкусные булки. Работали без выходных на протяжении двух лет.

Моя позиция такая: идеи нам не принадлежат, они принадлежат пространству — пожалуйста, берите

Почему все булочные расположены в угловых помещениях?

Я думаю, наша сила в том, что мы пытаемся глубоко понимать поведение людей, мы изучаем, как люди воспринимают информацию, как они принимают решения. Когда люди двигаются по прямой линии, они не успевают принять решение, скорость большая, и у них нет времени. Они могут увидеть булочную, но не успевают принять решение. А возвращаться никто не хочет. С учетом этой закономерности мы выбираем помещения. На углу улицы все просто: человек остановился, у него появилось время принять решение, — он зашел в дверь. Ну и плюс, конечно, нам бы хотелось, чтобы о нас говорили «сходи в булочную на углу». Именно поэтому мы называемся именно так: мы не называемся «Вольчек», мы называемся «Булочная», потому что это первично. Человек просто идет в булочную, глобально ему должно быть все равно, что это за бренд, он просто идет в булочную.

Об энергетике помещений

Когда мы выбираем помещение, мы стараемся учесть его энергетику. Бывает, что с точки зрения формальных параметров оно нам полностью подходит. Мы его берем, но оно не работает: оказывается, что там неуютно, что-то не так с планировкой, со светом, это никак, кроме как ощущением, не уловить. Мы садимся с людьми, и я понимаю, что помещение не очень уютное. Так же и с фасадом. Человек должен хотеть зайти в помещение, должен хотеть остаться. Такие вещи действительно влияют на бизнес. Степень влияния может доходить до 30–50 процентов.

Почему булочные не представлены в соцсетях?

Если человеку нужно узнать адрес булочной и как она работает, это на сайте есть. Сайт сделан не очень качественно, потому что нет времени этим заниматься. Конечно, мы хотим сделать хороший сайт, хорошую навигацию, навигация — это вообще наша базовая ценность, базовый принцип. Если говорить о соцсетях и других каналах с развлекательной функцией, как о блоге с красивыми фотографиями и текстами, то в таком виде мы этим сами заниматься не готовы. Нам интересно заниматься производством и дистрибуцией контента профессионально. К примеру, мы бы хотели иметь в штате журналиста, которому была бы интересна жизнь компании, который бы профессионально транслировал ее вовне. Это фактически должна быть газета. Но нам такие люди пока не встречались, а мы их сами не искали. Если кто-то скажет: «Я хочу», — пожалуйста.

Любимая булка

Я, как ни странно, сейчас практически не ем мучное. Но я пробую все, что мы делаем и продаем под своим брендом. Нет такого изделия, которое было бы введено и которое я бы не ел. Мне очень нравится наше кокосовое печенье, и нашу чиабатту я просто безумно люблю.

Хобби и свободное время

Хобби у меня, наверное, нет. 80–90 процентов моей жизни занимает компания. Последнюю книгу я читаю, наверное, уже год, и она все не кончается.

Образование

У меня нет высшего образования. У меня есть большие сомнения в тех образовательных программах, которые сейчас существуют. На протяжении двух лет мы пытаемся создать свою программу обучения менеджеров, лидеров. В моем представлении обучение должно занимать месяц. Не год, не два года — месяц.

Кто отвечает на почту flv@fvolchek.ru?

(На сайте булочных есть личный почтовый адрес Филиппа Вольчека)

Там отвечают люди, которые ответственны за конкретные вопросы. В том числе я. Я просматриваю всю почту, если на какое-то письмо хочу ответить сам, пишу, что отвечу сам. Также могу подключиться к чужому диалогу.

Упаковка и оформление

Мне очень нравится как «Буше» работает с оформлением, с коммуникацией. Они делают охрененные витрины, но одна их булочная стоит как пять наших. Мы бы хотели использовать упаковку как в «Буше», но не можем. Это не для чиабаты за 19 рублей. Мне очень не нравятся коробки, в которые мы упаковываем пирожные. Скорее всего, проблему решить можно, но тогда придется заняться производством упаковки. Мы думаем об этом.


Фотографии: обложка, 1, 3 – Даша Савельева, 2, 4 – Витя Юльев

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Лучшие эклеры Петербурга — от самого дешевого до самого дорогого
Лучшие эклеры Петербурга — от самого дешевого до самого дорогого Как отличить правильные эклеры и где их брать в Петербурге в ценовом диапазоне от 35 до 350 рублей
Лучшие эклеры Петербурга — от самого дешевого до самого дорогого

Лучшие эклеры Петербурга — от самого дешевого до самого дорогого
Как отличить правильные эклеры и где их брать в Петербурге в ценовом диапазоне от 35 до 350 рублей

Тестовый период: Гид по пекарням в Петербурге
Тестовый период: Гид по пекарням в Петербурге The Village провел ревизию небольших петербургских пекарен и выяснил, как они устроены и чем отличаются
Тестовый период: Гид по пекарням в Петербурге

Тестовый период: Гид по пекарням в Петербурге
The Village провел ревизию небольших петербургских пекарен и выяснил, как они устроены и чем отличаются

«Это у вас нет диких устриц, а у нас есть»: Игорь Мельцер — о российских морепродуктах
«Это у вас нет диких устриц, а у нас есть»: Игорь Мельцер — о российских морепродуктах Создатель La Perla Seafood Bar — о влиянии санкций на рыбный рынок и о рождении нового русского деликатеса
«Это у вас нет диких устриц, а у нас есть»: Игорь Мельцер — о российских морепродуктах

«Это у вас нет диких устриц, а у нас есть»: Игорь Мельцер — о российских морепродуктах
Создатель La Perla Seafood Bar — о влиянии санкций на рыбный рынок и о рождении нового русского деликатеса

Как в Ленобласти научились делать натуральный сидр
Как в Ленобласти научились делать натуральный сидр Предприниматель Дмитрий Тихомиров — о производстве сидра по историческим технологиям, ленинградских яблоках и победе на конкурсе Glintcap
Как в Ленобласти научились делать натуральный сидр

Как в Ленобласти научились делать натуральный сидр
Предприниматель Дмитрий Тихомиров — о производстве сидра по историческим технологиям, ленинградских яблоках и победе на конкурсе Glintcap

Тэги

Люди

Места

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Первая полоса

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»
Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга

Гуляем со Славой КПСС по веганским кафе Петербурга
Говорим о правых, Великом посте и «Криминальной России»

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Подпишитесь на рассылку