«Как я была волонтером в „Родине“» Почему вам нужно посмотреть спектакль в апреле

«Как я была волонтером в „Родине“»

Четырехчасовой спектакль Андрея Стадникова «Родина» ближе к современному искусству, чем к театру. Большую часть времени актеры читают по ролям стенограммы заседаний, а сидящие спиной к сцене зрители видят лишь выступление 48 светловолосых девушек-перформерок, которые поют и маршируют по одним им понятной схеме. Девушки — не профессиональные актрисы: продюсеры искали блондинок-волонтерок, которые могли бы потратить две недели на репетиции. На прошлой неделе «Родину» номинировали на «Золотую маску», главную театральную премию страны, и поэтому покажут еще несколько раз в апреле. The Village поговорил с одной из перформерок, Катей Стрельниковой, о том, как устроен спектакль изнутри и почему этот опыт был для нее важным.

Как я попала в проект

Для меня театр — это единственное медиа, которое позволяет побыть в моменте и перекликается с другими опытами осознанности. Изначально я поставила перед собой цель разобраться в нем, поэтому за последние два года я посетила 65 современных спектаклей. Так вот, ничего похожего на «Родину» я не видела вообще. Постановку номинировали на «Золотую маску» в категории «Эксперимент» — и это эксперимент буквально над всеми участниками процесса.

Обычно я не хожу на премьеры и на премьеру «Родины» не пошла год назад, хотя многие мои друзья и знакомые это сделали. После прочтения отзывов и рецензий у меня возникло ощущение, что все это слишком неоднозначно и непонятно для того, чтобы добровольно потратить четыре часа своей жизни на стенограммы. Я бы так и пропустила этот спектакль, если бы не увидела расшар подруги в Facebook, что «Родина» ищет блондинок. Я поддалась моменту и написала, а утром получила сообщение, что меня ждет не развлечение на три вечера, а большой, трудоемкий процесс: на две недели нужно будет посвятить себя спектаклю полностью. Взвесив за и против, я подумала, что это будет новый опыт, возможность, которой, может, больше и не будет в моей жизни — и согласилась.

Спектакль исследует конкретный исторический период — внутрипартийную борьбу 20-х годов после смерти Ленина и победу Сталина над Троцким. По сути, это история о том, откуда берутся диктаторы и диктатура. Текст читали 11 актеров, а наша роль была в том, чтобы находиться на сцене, делать несложные перестроения, маршировать и петь наизусть песни: гимн Интернационала, «Песню о Ленине» и «Красный смех» Гражданской обороны. Звучит просто, но продюсер проекта, Даша Вернер, сразу предупредила, что роль перформера — это не просто участие в массовке: каждый в строю, стук каблуком и хлопок могут повлиять на длительность первого акта, а наша включенность влияла на общее настроение и на атмосферу спектакля.

Как проходили репетиции

Первое, что мне сказали: «Нельзя прогуливать репетиции!». Но я все равно пропустила две из семи. Репетировали мы не в зале, а в небольшой аудитории — и к реальности будущей это, как показала практика, имело мало отношения.

У нас есть специальная группа для перформерок, где выкладывается важная информация, расписания, рекомендации. Там 97 человек: спектакль ставился трижды, не все могут сыграть в любой момент. Да и не все, наверное, готовы повторять этот подвиг во второй раз. Тут хочу отдельный респект выразить команде спектакля — это очень сложная нагрузка: постоянно искать, брифовать, поддерживать столько разных людей.

На репетицию я пришла уже на следующий день после моего сообщения. Волновалась, но совсем чуть-чуть. На репетиции был только Андрей Стадников. В тот первый день мы не пели, а только ходили с девочками строем по три человека в ряду, учились поворачивать и разворачиваться — но по большей части тренировать периферийное зрение и пытаться идти ровными рядами.


Я подумала, что это будет новый опыт, возможность, которой, может, больше и не будет в моей жизни, — и согласилась


Ощущения были такие, будто я буквально училась ходить — никогда бы до этого не подумала, что руки с ногами в процессе хождения у меня идут не синхронно. Пришлось даже чуть задержаться после, вместе с помощником режиссера я училась контролировать синхронность действий. Я это заучила как правило: идем всегда с левой ноги, параллельно правая рука идет вперед. Потом еще ходила дома по квартире так, на улице начала обращать внимание — наверное, иногда выглядела как городская сумасшедшая, когда внезапно останавливалась на секунду, а потом шла «правильно».

Дальше мы уже репетировали и с Андреем, и с Митей Власиком, композитором и вторым создателем проекта (автором «перформанса блондинок». — Прим. ред.). С ним мы не только ходили строем, но и тренировали «индивидуальные паттерны». Каждая из нас должна была придумать себе какое-то зацикленное действие на восемь счетов, которое мы совершали в определенный момент спектакля. А еще с ним мы пели хором песни. Это была моя любимая часть, потому что я люблю петь, но как-то не получается обычно, а тут давали волю.

Каково играть в спектакле

За два дня до спектакля наконец собрали сцену, оказалось, что нам еще нужно разделиться на взводы по три, шесть, девять человек — и придумать и разучить еще паттерн для взвода (его, собственно, можно было менять от спектакля к спектаклю, как и свой собственный). Еще оказалось, что в финале первого действия нужно будет падать в свободном падении — это был большой сюрприз, мне пришлось сделать над собой усилие. Но это оказалось не таким уж страшным. Страшно было, когда мы с одной девочкой во время спектакля ударились головами, она буквально на меня упала. По нашей части зала прошел ропот, а я лежала и думала: «А вот что делать в ситуации, если случается несчастный случай, и другой человек не встает? Маршировать в сторону выхода и звать помощь? Или хлопать, чтобы пришли другие перформерки и на руках вынесли человека?» В общем-то, обычная паранойя, никаких несчастных случаев такого масштаба там не было и не будет.

Вообще, сколько ни репетируй, во время спектакля все идет не так. Во время спектакля я не испытывала волнения — может быть, сказался опыт публичных выступлений. Самым сложным оказалось стоять 40 минут по стойке смирно в самом начале — на репетиции мы, разумеется, этого не делали. По задумке режиссера, мы встречаем гостей, стоя по периметру зала, ждем, пока они рассядутся, затем следует еще пара актов, и только после этого начинается наш выход. За это время затекает все тело, болят колени и спина, горят пятки, течет пот. Из-за этого вся отрепетированная история идет уже немного иначе — маршировать с затекшим телом не то же самое, что маршировать свежим, бодрым и отдохнувшим. К концу перформанса у всех пересыхает в горле, потому «Интернационал» начинается очень тихо и почти неслышно — мы элементарно пытаемся из себя звуки выдавить на первых двух строчках. Зато потом распеваемся — ого-го!

Откуда взялись костюмы

С большинством девушек я старалась знакомиться, но по факту запомнить имена получилось у человек десяти, потому что общаться там и некогда было особо. Зато я запомнила несколько людей, которые умеют плести косы — прически на спектакле должны быть вариацией на тему кос.

Отдельная история — это костюмы. Так как мы играем такую безликую «красную (черную) армию» — на нас не должно было быть своей одежды. Год назад в Центре Мейрхольда стоял бак, и ребята собирали «черные вещи для Родины». В результате накопился довольно большой гардероб, из которого создавались образы для девушек-перформеров.

С самого начала нам сказали выбрать то, что ты никогда не наденешь в жизни — чтобы наверняка ничего не связывало с реальностью. Многие жульничали, но я решила пойти до конца — и выбрала максимально провокационный наряд с прозрачным бюстгальтером. Те, кто меня знают, не дадут соврать, что у меня такого даже в гардеробе нет. А учитывая мои сложные отношения со своим телом и его принятием, это был реальный челлендж.


Каждая из нас должна была придумать себе какое-то зацикленное действие на восемь счетов, которое мы совершали в определенный момент спектакля


Справедливости ради замечу, что некомфортно я себя чувствовала только на первом спектакле и перед ним. А потом я уже это надевала как униформу — и это уже ни у кого из окружающих вопросов не вызывало.

Многие мне делали комплименты, говорили, что я хорошо и круто выгляжу — как команда, так и друзья из зала. Так что можно сказать, что это еще и как терапия для меня сработало в каком-то смысле.

Мое собственное отношение к происходящему менялось радикальным образом. Я млела от гордости и причастности, я умирала от усталости, от боли и эмоционального истощения, я ненавидела всех, я любила каждого, я не понимала, я понимала или думала, что понимала. За две недели репетиций и три дня спектакля он настолько запал мне в сердце, настолько впечатлил, что я считаю, что должна рассказать, почему на него стоит пойти!

О свободе высказывания

С самого начала нам сказали, что нужно делать. Мы репетировали. А потом сказали, что делать можно все, чего требует душа. То есть, сидя в зале, это невозможно понять, но каждый раз происходит что-то совершенно новое.

На сцене 48 непрофессиональных актрис, которые несколько раз отрепетировали свой перформанс, вдохновляясь видео советских маршей и «Лекцией о ничто» Кейджа. Никто не говорил нам, как правильно стоять, о чем думать, как ходить: нам давали рекомендации, но использовать их или нет — решала каждая. Точнее, решала сама жизнь — у каждого в голове свое, свои заботы и проблемы. Так легко забыться, запариться, затупить. И, казалось бы, все испортить. Но нет, потому что рассинхрон — это тоже действие.

Конечно, мы слышали, как некоторые зрители злорадствовали, когда мы начинали сбиваться. Сразу вспомнила шутку — как легко сделать другому человеку приятное, просто совершить ошибку. Или иногда у нас настолько круто получался «Интернационал», что зритель думал, что мы тут «Хор Турецкого». Каково же было их разочарование, когда мы вразнобой (не специально, просто потому что так вышло) пели «И Ленин такой молодой»...

Все мы каждый раз могли и поступали по-разному: придумывали новые паттерны, уходили со сцены, не шли со всеми вообще, падали и вставали невпопад — мы сами никогда не знаем, что будет дальше.

Все три спектакля, в которых я участвовала, были очень разными — в этом и есть суть перфоманса. Даже актрисам разрешены вольные трактовки. А два Сталина, не договариваясь, начинают и заканчивают реплики друг друга. На третьем спектакле, например, в последний момент Митя Власик решил, что нам нужно петь «С чего начинается Родина». Мы ее быстренько разучили — по-моему, получилось неплохо. И забавно, что люди, которые приходили, даже не понимали, что эта песня звучит впервые в этом спектакле.

Это очень крутое ощущение: видеть, как каждый раз рождается что-то новое и особенное. То, что невозможно запланировать заранее, потому что есть человеческий фактор. Это такое странное ощущение — понимаешь, что от тебя зависит все и ничего одновременно, и нужно этому покориться.

Спектакль как особое состояние

«Родина» не про то, чтобы что-то рассказать или развлечь — этот спектакль для того, чтобы ввести всех участников в определенное психоделическое состояние. В самом начале люди крутят головами, пытаясь увидеть актера, который что-то говорит. Чаще всего это невозможно, а главное — не нужно. Во втором действии люди, смирившись, сидят, уткнувшись в одну точку, программку, телефон, а то и вообще с закрытыми глазами.

При этом каждый элемент спектакля, каждая деталь находится там неслучайно. Но со смысловой точки зрения объяснять я не возьмусь — лучше прочесть то, что говорят создатели. Но у меня создается ощущение, что каждый раз все происходящее может объясняться по-разному и обретать новые смыслы.

Для перформерок это было почти религиозным опытом — попробуйте постоять без движения 40 минут, а потом маршировать на восемь счетов в течение часа. В тот момент, когда слышалось «Начинаем!», включались прожектора и звуки вертолетов, а мы вытягивались по стойке смирно, уставившись рассеянным взглядом в одну точку, я буквально провалилась в какое-то безвременное пространство, откуда выбиралась только через четыре часа. Судя по комментариям, нам, перформеркам, действительно удавалось вводить людей в транс. А разок я даже услышала из зала женский шепот: «Ой, как страшно!» — когда мы маршировали общей колонной. Мне кажется, от нас исходило такое напряжение (не случайно мы 40 минут стоим), что его в зале невозможно было не чувствовать.


Конечно, мы слышали, как некоторые зрители злорадствовали, когда мы начинали сбиваться


Многие зрители не выдерживали и уходили. Наверняка артистам непросто читать наизусть эти многостраничные тексты партийных заседаний. Но видеть то, как зрители уходят из зала, не чувствовать никакой отдачи — не знаю, но кажется, что это тоже очень непросто.

Сложно понять, зачем каждый участник этого процесса на это подписался. Но тем ни менее, спектакль ставили третий раз. От этой тяжести и напряженности создается нереальная атмосфера чего-то грандиозного, прекрасного и ужасного одновременно.

В этом спектакле никто ни от кого ничего не ждет. Ты можешь не понимать, ты можешь заниматься своими делами, ты даже можешь в любой момент покинуть «Родину», двери открыты. Но этот опыт ты не получишь больше нигде.

Спектакль номинировали на «Золотую маску» — это значит, что его будут ставить снова. Сперва мне казалось, что я не смогу больше пережить это. Но, сейчас понимаю, что если позовут, придется идти. Ведь когда Родина зовет, просто невозможно сказать «нет».


Фотографии: обложка — Таня Симакова, 1, 2, 3 — Ксения Бабушкина

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village. Мы и есть «вайс на русском». Мы всегда им были, а теперь делаем наш интернет-журнал по подписке. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал про преодоление, травмы, протесты, панк, образ жизни, искупление и смелость оставаться собой. Эксцентричная журналистика про наших людей и для наших людей — где бы мы ни оказались теперь. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр
На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр Четырехчасовой спектакль мучает зрителя эпическим разговором об отечестве
На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр

На косе повеситься: Как «Родина» Андрея Стадникова изменит российский театр
Четырехчасовой спектакль мучает зрителя эпическим разговором об отечестве

11 театральных событий осени
11 театральных событий осени Попытки выжить в «Гоголь-центре», «Практике» и «Театре.doc», двухдневный спектакль в плацкарте и даже книга
11 театральных событий осени

11 театральных событий осени
Попытки выжить в «Гоголь-центре», «Практике» и «Театре.doc», двухдневный спектакль в плацкарте и даже книга

Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске»
Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске» The Village поговорил с театральными критиками и выяснил, что недоговаривают власти
Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске»

Потеря финансирования и провластная альтернатива: Что угрожает «Золотой маске»
The Village поговорил с театральными критиками и выяснил, что недоговаривают власти

«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы»
«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы» Они будут танцевать в окнах московских домов
«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы»

«Смешно дрыгаюсь в историях в инстаграме»: О чем говорят участники спектакля «Домашние танцы»
Они будут танцевать в окнах московских домов

Новое и лучшее

Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Первая полоса

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Что делать в Белграде в конце марта?
Что делать в Белграде в конце марта? Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах
Что делать в Белграде в конце марта?

Что делать в Белграде в конце марта?
Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша» «Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
«Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта? «400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
«400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России? «У тебя была возможность иметь больше детей»
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
«У тебя была возможность иметь больше детей»

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге Это преподаватели СПбГУ
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Это преподаватели СПбГУ

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым«Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым «Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Что делать в Ереване во второй половине марта
Что делать в Ереване во второй половине марта Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»
Что делать в Ереване во второй половине марта

Что делать в Ереване во второй половине марта
Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»

Что говорят на российском телевидении о смерти
Что говорят на российском телевидении о смерти «Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»
Что говорят на российском телевидении о смерти

Что говорят на российском телевидении о смерти
«Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики Ну, типа
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Ну, типа

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной

7 винтажных магазинов Стамбула
7 винтажных магазинов Стамбула Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе
7 винтажных магазинов Стамбула

7 винтажных магазинов Стамбула
Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий» Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года? Хуже монстров здесь только сами люди
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
Хуже монстров здесь только сами люди

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентахФоторепортаж Григория Радченко с протестов

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах Фоторепортаж Григория Радченко с протестов

 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии? Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х
 «Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?

«Самдэй, самдэй»: Почему инди-рок так и остался предметом ностальгии?
Последний эпизод сериала об истории нью-йоркской сцены начала 2000-х

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»
Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел

Трэш-шапито о медведе из заповедника, который обнюхался контрабандного кокаина — и всех съел
Алиса Таёжная — о «Кокаиновом медведе»

Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры?
Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры? Рецензия Артура Гранда
Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры?

Что не так c «Концом режима» — книгой Баунова про диктатуры?
Рецензия Артура Гранда

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем
Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем «Побольше, побыстрее и, желательно, подешевле»
Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем
«Побольше, побыстрее и, желательно, подешевле»

Они встречают 8 Марта в СИЗО
Они встречают 8 Марта в СИЗО Напишите письмо женщинам-политзаключенным
Они встречают 8 Марта в СИЗО

Они встречают 8 Марта в СИЗО
Напишите письмо женщинам-политзаключенным

«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности
«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности От Флоренс Найтингейл до Полины Моховой
«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности

«Мы живы, пока мы боремся»: Книги о женщинах в благотворительности
От Флоренс Найтингейл до Полины Моховой

Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?
Почему российская арт-тусовка молчит во время войны? Обличающая колонка Джульетты Саркисян
Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?

Почему российская арт-тусовка молчит во время войны?
Обличающая колонка Джульетты Саркисян

Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые
Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые Люди жалуются на сильные побочные эффекты
Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые

Россиянам с ВИЧ меняют схемы терапии на более дешевые
Люди жалуются на сильные побочные эффекты

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-х

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-хКак «темные годы» объединили нацию. Рассказы и снимки

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-х

Только одна страна в современности уже имела опыт выживания без света, газа и воды — Армения 90-х
Как «темные годы» объединили нацию. Рассказы и снимки

Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi
Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi Слухи об этом ходили давно, но у команды Навального нашлись доказательства
Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi

Мэрия Москвы спонсирует Венедиктова, Собчак и RTVi
Слухи об этом ходили давно, но у команды Навального нашлись доказательства

Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги
Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги Ностальгия, предприимчивость и децентрализация
Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги

Год самой массовой волны эмиграции из России с распада СССР. Лев Левченко подводит первые итоги
Ностальгия, предприимчивость и децентрализация

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так? «Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»
В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?

В Грузии все переругались из-за закона об иноагентах. Что с ним не так?
«Он приближает нас к порочной модели России, а не Европы»

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха. Полиция выселила их на улицу

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха

Репортаж из сквота в Ереване, где жили ветераны и беженцы из Карабаха
. Полиция выселила их на улицу

Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова
Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова «Быть чеченкой — это из ряда обязательств, которые ты несешь всю жизнь»
Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова

Малика Мусаева — о чеченской войне, травме и учебе у Сокурова
«Быть чеченкой — это из ряда обязательств, которые ты несешь всю жизнь»

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 5 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 5 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Что произошло под Брянском 2 марта?
Что произошло под Брянском 2 марта? The Village собрал ответы на основные вопросы
Что произошло под Брянском 2 марта?

Что произошло под Брянском 2 марта?
The Village собрал ответы на основные вопросы

За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет
За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет Почему такие трагедии будут повторяться? Объясняем
За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет

За убийство велосипедиста петербурженка получила меньше года колонии, но даже этот приговор отсрочили на 14 лет
Почему такие трагедии будут повторяться? Объясняем

Что делать в Ереване в начале марта
Что делать в Ереване в начале марта Ретроспектива Тарковского, благотворительный арт-аукцион и спектакль с Хаматовой
Что делать в Ереване в начале марта

Что делать в Ереване в начале марта
Ретроспектива Тарковского, благотворительный арт-аукцион и спектакль с Хаматовой

О чем манга Hunter x Hunter, эстетику которой использует «ЧВК Редан»?
О чем манга Hunter x Hunter, эстетику которой использует «ЧВК Редан»? Или как анимешник дал отпор гопнику. Авторская колонка Петра Полещука
О чем манга Hunter x Hunter, эстетику которой использует «ЧВК Редан»?

О чем манга Hunter x Hunter, эстетику которой использует «ЧВК Редан»?
Или как анимешник дал отпор гопнику. Авторская колонка Петра Полещука

Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?
Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году? Фильм про мох, любовное письмо Вирджинии Вулф и полицейское насилие
Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?

Репортаж с Берлинале — или что мы будем смотреть в этом году?
Фильм про мох, любовное письмо Вирджинии Вулф и полицейское насилие