Спецпроект
Спецпроекты6 ноября 2020

Что выросло: Как начать бизнес с 80 тысяч рублей И не быть съеденным крупными сетями

Что выросло: Как начать бизнес с 80 тысяч рублей
В 2019 году количество индивидуальных предпринимателей в России впервые превысило число юридических лиц. Это свидетельствует лишь об одном: небольшие компании сегодня уже не исключение, а правило. В совместном проекте с МегаФоном мы поговорили с основателем проекта Heis.Plant Юрием Василенко о том, как москвичи полюбили экосистемы для дома и почему безопасность данных важна даже тогда, когда торгуешь растениями.
Юрий Василенко,
растения и экосистемы Heis.Plant
По образованию я агроном и долгое время работал в крупных компаниях, связанных с растениями. Приходилось много ездить по выставкам, смотреть, что популярно в Европе, и в 2018 году в Польше я случайно увидел стеклянные банки, где росли гиацинты.
Я подумал, что можно было бы создавать такие композиции, но с декоративно-лиственными растениями внутри закрытой оболочки. В России на рынке такого продукта тогда не было. Так и появился проект Heis.Plant.
Не было такого, чтобы я в один момент решил: «Завтра увольняюсь и стартую со своим классным проектом». Я проработал в компании еще примерно полгода. Наверное, я просто не очень импульсивный человек и привык сначала все основательно обдумывать, а потом уже делать какие-то шаги.
Сначала я всем занимался сам у себя дома. Через два месяца к проекту присоединилась моя девушка, которая взяла на себя пиар и продвижение. Проработав год, мы арендовали помещение — мастерскую на Бережковской набережной, в арт-кластере на территории бывшего завода. Здесь идет вся работа и находится наш шоурум. С появлением мастерской мы наняли сотрудницу, которая занимается производством экосистем, а недавно у нас появился SMM-менеджер.
Растения мы закупаем в Нидерландах и привозим в Россию через брокеров. Мы могли бы сами заказывать растения в Европе и так экономить. Но это будет не очень существенная сумма, зато все риски, связанные с перевозкой и растаможкой, ложатся на нас. Если что-то в процессе доставки пострадает, то это будут наши убытки, а так мы платим брокеру за то, что он берет эту ответственность на себя и возмещает нам ущерб. По этой же причине я решил пользоваться услугами курьеров на аутсорсе. Если взять курьера в штат и по дороге он разобьет стеклянную бутылку с экосистемой, то расходы ложатся на меня, а если это аутсорсер — на сервис доставки, с которым мы работаем.
Сотрудничество с брокерами и аутсорс-курьерами помогает масштабировать бизнес. Например, курьер в штате мог бы отвезти три-четыре заказа в день, а так мы иногда отгружаем до 15 за сутки.
Выращивать растения самостоятельно нам тоже невыгодно. Я работал в компаниях с собственными теплицами и понимаю, что полный цикл от семечка до взрослого растения занимает от полугода до полутора лет и требует значительных инвестиций — нужны большие площади с правильными условиями. Причем нужно готовиться к тому, что это долгосрочные вложения и сразу они не отобьются. У нас просто нет таких масштабов, поэтому выращивать растения самостоятельно нерентабельно.
Все растения, которые к нам приезжают, мы держим в мастерской: моем, осматриваем на предмет вредителей и, если они обнаружены, обрабатываем.
Все растения, которые к нам приезжают, мы держим в мастерской: моем, осматриваем на предмет вредителей и, если они обнаружены, обрабатываем. Мы отбираем все неповрежденные растения, пересаживаем и оставляем отдохнуть на какое-то время. Тут все зависит от самого растения. Для одних стресс пересадки может быть очень серьезным, другие все переносят легко. Обычно они стоят под лампами и проходят адаптацию от семи дней до двух месяцев. Но мы не исключаем, что даже адаптированные растения могут погибнуть в экосистеме после того, как попадут к клиенту. Это происходит из-за смены условий — температуры и освещения, а также неправильного ухода. Но если с растением что-то случается в течение месяца после покупки, мы его бесплатно меняем.
Всегда есть риск, что большие сети, где можно купить все для дома, а заодно и растения в горшках, съедят малый бизнес. Но потом я проанализировал рынок и понял, что этого никогда не произойдет: у таких проектов, как наш, будет своя аудитория. Покупатели ценят персонализированный подход, нашу экспертность и то, что у нас адаптированные растения.
Для создания экосистем нам нужны не только растения, но и коробки, бутылки, пробки, стеклянные резервуары, инструменты и удобрения. Все это мы закупаем в разных местах. Например, растения и стеклянную тару нам везут из Нидерландов, часть бутылок мы берем в Польше, в Китае заказываем расходники и инструменты, а деревянные пробки приходится искать по всей Европе. Фигурки для наших экосистем покупаем в Петербурге и Германии. Конечно, есть более дешевые китайские, но нам они не подходят: у них нет такой детальной проработки.
На запуск бизнеса я потратил свои собственные сбережения, которые удалось накопить во время работы в компании. На начальном этапе вышло около 80 тысяч рублей, и, пока я еще работал, вкладывал в проект по 15–20 тысяч в месяц. На эти деньги мы запустили первую рекламу в инстаграме, поучаствовали в нескольких офлайн-мероприятиях, закупали компоненты для экосистем, экспериментировали с продуктом. С таргетированной рекламой мы пробовали выходить на разные аудитории — и так со временем становилось понятно, кто же наш клиент.
Вообще изначально я думал, что наша целевая аудитория — это офисные работники. Они проводят много времени за компьютером, и поэтому им подойдет неприхотливое растение, которое не нужно поливать. Но, когда начался карантин, я как индивидуальный предприниматель оформил себе пропуск и сам начал развозить заказы. Оказалось, что среди покупателей очень много людей неожиданных профессий: врачи, математики, историки. В общем, нужно всегда проверять свои гипотезы.
Сейчас наша выручка в месяц — от 300 до 600 тысяч рублей, но иногда выходит и больше. Все зависит от того, есть ли в этом месяце какие-то офлайн-мероприятия, заказы от корпоративных клиентов. В этом году за первый месяц карантина наш оборот вырос в три раза — произошел настоящий бум озеленения, людям захотелось облагородить и украсить пространство вокруг себя. Но, конечно, лучшее время для нас и вообще для продажи растений — это конец февраля и начало марта, когда все начинают искать и покупать подарки к 8 Марта.
В нашей клиентской базе сейчас около 600 заказчиков, каждый месяц до 100 заказов мы получаем через наш сайт. Также мы работаем с партнерами — это порядка 20 точек продаж, где стоят наши самые ходовые товары. В основном это кофейни. Правда, после пандемии нам приходится пересматривать наше сотрудничество с точками офлайн-продаж. Поток клиентов заметно упал, и если раньше кофейня продавала десять экосистем за пару недель, то теперь — за два месяца. Также мы сотрудничаем с небольшими капсульными магазинами декора. Например, наши партнеры — Veter Shop, Lawanda на Патриарших. Кстати, такое сотрудничество тоже помогает повышать узнаваемость нашего бренда. Даже если человек зашел в магазин или кофейню и ничего не купил, он все равно так или иначе считывает наш логотип, название и потом может заказать растения у нас или посоветовать знакомым. Сарафанное радио все еще отлично работает и, наверное, будет еще долго помогать развитию таких бизнесов, как наш.
Сарафанное радио все еще отлично работает и, наверное, будет еще долго помогать развитию таких бизнесов, как наш.
Мы не только продаем растения, но еще и устраиваем мастер-классы по созданию экосистем и флорариумов, проводим онлайн-консультации. Сейчас мы думаем периодически проводить еще и интересные лекции о растениях. Недавно у нас появился новый продукт — экосистема в разобранном виде. Это небольшая коробочка, в которой все компоненты разложены по пакетам, на них есть наклейки, где написано, что внутри и зачем это нужно. Мы отправляем клиенту мох, камни, уголь, торф, песок, кору, стеклянный резервуар с пробкой, кисточку, хлопковые перчатки и, конечно же, само растение. Мы специально выбираем неприхотливые и устойчивые, так что наш набор перенесет даже пересылку из Москвы в Южно-Сахалинск. В коробочку мы вкладываем инструкцию, как из разрозненных частей сделать экосистему, но хотим еще и периодически проводить мастер-классы по видеосвязи. Также мы думаем продвигать такие наборы для корпоративных клиентов: сотрудникам компании отсылаем по такой коробочке, подключаемся к видеоконференции и вместе собираем экосистему.
Если раньше мы сами приезжали к клиентам домой или в офис, помогали им с уходом и пересадкой растений, давали советы, то сейчас мы, как и многие другие бизнесы, ушли в онлайн. Я созваниваюсь с человеком по видеосвязи, спрашиваю, где он собирается разместить растение, что хочет поставить, какой площадью располагает. После этого я обычно беру паузу и подбираю подходящие растения. Их мы можем доставить клиенту с курьером, причем есть даже бесконтактная передача — ставим все около двери. Но важно, чтобы там не было слишком холодно для растений. Есть и другая услуга: клиент оставляет растения и горшки у двери, все это забирает курьер, привозит нам, а мы все пересаживаем, приводим в порядок и так же отправляем назад. Получается, что человеку не нужно никуда ездить и никого приглашать к себе.
Периодически у нас появляются новинки или какие-то аксессуары, удобрения, инструменты, которые могут понадобиться человеку, уже купившему у нас растения. Несмотря на то что база клиентов собралась внушительная, мы пока только думаем, как оповещать их о новых поступлениях и акциях. Очень не хотелось бы, чтобы информация от нас превращалась в назойливый спам, поэтому мы смотрим в сторону рассылок через СМС и в мессенджерах, но тоже очень аккуратных.
Чтобы обезопасить данные наших покупателей, мы выбрали один из самых дорогих конструкторов магазина. Я изучал отзывы, и одним из важных критериев была именно возможность минимизировать риски того, что наша база куда-то утечет. Всю информацию мы держим на одном компьютере, не подключаем его к гостевым сетям, для аккаунтов в соцсетях придумываем длинные и сложные пароли. Также мы принципиально не используем сторонние программы, которые позволяют, например, отслеживать в соцсетях новых подписчиков, но при этом просят дать им доступ к данным.
Вообще я сторонник классных цифровых продуктов и решений, которые позволяют оптимизировать работу, экономить время и усилия. Я обязательно воспользуюсь сервисом, если с ним смогу создать документ не за десять минут, а за две. Например, у нас есть электронная касса, чеки выбиваем прямо на телефоне, а еще сейчас думаю оформить электронную цифровую подпись.
{{ number }}
0{{ activeReminder }}
0{{ activeReminder >= reminders.length ? 1 : activeReminder + 1 }}
Советы от Юрия Василенко и МегаФона
{{ index + 1 }}
Материал подготовлен
при поддержке
Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Уйти красиво: Как подготовиться к увольнению
Уйти красиво: Как подготовиться к увольнению Приводим в порядок резюме и личные финансы
Уйти красиво: Как подготовиться к увольнению

Уйти красиво: Как подготовиться к увольнению
Приводим в порядок резюме и личные финансы

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье И делятся своими финансовыми лайфхаками
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
И делятся своими финансовыми лайфхаками

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
«Я выбрал работу с меньшими доходами» Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом
«Я выбрал работу с меньшими доходами»

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом

Как делают шоколад Mojo Cacao
Как делают шоколад Mojo Cacao Без молока, сахара и даже заявленного в названии печенья
Как делают шоколад Mojo Cacao

Как делают шоколад Mojo Cacao
Без молока, сахара и даже заявленного в названии печенья

Тэги

Бренды

Прочее

Новое и лучшее

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

«Основной инстинкт»

Как провести последнюю неделю июля в Москве

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

Первая полоса

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной И другие гастрономические новости этой недели
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
И другие гастрономические новости этой недели

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Рассказываем, как это было и что делать со штрафами

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России Что об этом известно
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
Что об этом известно

Подпишитесь на рассылку