Скоро будет десять лет, как трудновыговариваемым словом «коллаборация», пришедшим в мир массовой моды с подачи H&M, стали обозначать любые совместные действия домов моды и магазинов с актрисами, моделями, редакторами и другими людьми неопределённых профессий.

Иногда эти сочетания бывают совсем уж неправдоподобными: например, когда внезапно выясняется, что Карл Лагерфельд — приглашённый редактор газеты Metro. Впрочем, в области коллабораций дерзкий немец вообще не знает слова «нет»: ежегодно он сотрудничает как минимум с тремя не связанными с модой марками, на продукции которых можно поместить его имя или на крайний случай логотип: от производителей сейфов и ручек до баночек Coca-Cola.

Шведская марка H&M, в своё время подарившая лексикону московского модника «коллаборацию», до сих пор не может остановиться: поклонники проводят время между выходами новых коллекций, гадая, кто будет делать следующую, Александр Вэнг или Том Форд. В этом году большого сюрприза не вышло, и приглашённой звездой стала Изабель Маран, которая сделала для шведов то же, что обычно делает для французов: объёмные пальто, пёстрые джемперы и узнаваемую обувь — с той лишь разницей, что вещи стоят дешевле и выглядят немного хуже. Как, собственно, и всегда.