Несколько месяцев назад многие переживали за отношения двух курьеров больше, чем за свои. После того как в соцсети попала фотография, на которой целуются парень в зеленой куртке Delivery Club и девушка в желтой жилетке «Яндекс.Еды», пару сразу же начали сравнивать с Ромео и Джульеттой, намекая на то, что две конкурирующие компании не допустят любовной связи между своими сотрудниками. Все закончилось благополучно: доставщиков еды не только не наказали, а даже наоборот — пообещали отправить их в романтическое путешествие. Но тут, правда, не обошлось без соперничества: как только в Delivery Club заявили, что подарят влюбленным тур в Париж, сервис «Яндекс.Еда» предложил оплатить расходы на посещение достопримечательностей и ужин в мишленовском ресторане. Пока Дмитрий и Юлия (так зовут влюбленных курьеров) готовятся к поездке и оформляют загранпаспорта, мы узнали, как две компании конкурируют на рынке доставки еды и что они делают для того, чтобы вы чаще заказывали ужин именно у них.

Delivery Club


Время доставки: 30–35 минут

Цена доставки: от 0 до 99 рублей

Количество ресторанов-партнеров: 8 300

Рекорд заказов в месяц: 2 миллиона

«Яндекс.Еда»


Время доставки: 32 минуты

Цена доставки: от 0 рублей*

Количество ресторанов-партнеров: 9 000

Рекорд заказов в месяц: 1 миллион

*Бесплатная доставка у «Яндекс.Еды» действует только в регионах при заказе от 500 рублей, в Москве минимальная цена — 39 рублей при доставке курьерами сервиса, цена растет в период повышенного спроса. 


Почти пополам

Delivery Club и «Яндекс.Еда» не любят, когда их сравнивают друг с другом, и на вопросы о конкурентах отвечают либо вежливым молчанием, либо сдержанными фразами: «Мы следим за тем, что они делают». Но избежать сравнений очень сложно: на московском рынке доставки готовых блюд из кафе и ресторанов всего два крупных игрока, и они делят его практически поровну. По оценке «Сбербанк CIB», в конце прошлого года доля «Яндекс.Еды» по числу заказов составляла 43 %, а Delivery Club — 46 %. В масштабах всей России Delivery Club заметно вырывается вперед: сейчас компания работает в 107 городах против 24 городов у «Яндекс.Еды», но скоро разрыв сократится: курьеров в желтой форме выпустят на улицы всех городов с населением от 500 тысяч человек.

Сейчас оба сервиса принадлежат технологическим корпорациям с соизмеримыми масштабами и амбициями в сфере фудтеха. За «зелеными» стоит Mail.ru Group, за «желтыми» — «Яндекс». Но на поле доставки еды первый ход все же сделали «зеленые». Стартап Delivery Club появился в 2009 году, в 2014-м его купила международная компания Foodpanda, но через два года уступила выросший бизнес за 100 миллионов долларов Mail.ru Group. «Яндекс.Едой» же владеет не сама корпорация, а «Яндекс.Такси», выделившаяся в отдельную компанию. Сервис доставки был создан в 2018-м на основе купленного за год до этого Foodfox и Uber Eats, который попал в ведение «Яндекс.Такси» после объединения с Uber на территории России.


В конце прошлого года доля «Яндекс.Еды» по числу заказов составляла 43 %, а Delivery Club — 46 %


Компании доставляют блюда из примерно равного количества ресторанов: в «Яндекс.Еде» их 9 тысяч, а в Delivery Club — 8 300. Оба сервиса работают с заведениями-партнерами по двум моделям: маркетплейс и доставка собственной курьерской службой. В случае с маркетплейсом кафе или ресторан подключается к мобильному приложению и получает из него заказы, но доставкой занимаются сами сотрудники заведения. При втором варианте еду развозит курьерская служба сервиса. За каждый заказ Delivery Club берет с заведения комиссию 35 % при доставке курьерами агрегатора и 15–20 % — если готовые блюда отвозят клиенту собственными силами ресторана. В сервисе «Яндекс.Еда» размер комиссии не раскрывают и говорят, что он зависит от многих факторов, прежде всего от выбранной модели доставки.

Среднее время доставки заказа «Яндекс.Еды» — 32 минуты, в Delivery Club обычно справляются за 30–35 минут, но своим лучшим результатом считают средний показатель по некоторым заведениям в 23 минуты. В компании с гордостью рассказывают, что за месяц ее курьеры однажды развезли 2 миллиона заказов. «Яндекс.Еда» впервые поставила рекорд в миллион заказов в декабре прошлого года.

Общие партнеры

Долгое время заказать популярный фастфуд можно было преимущественно через «Яндекс.Еду», но в конце прошлого года в зеленом приложении помимо Burger King появились «Макдоналдс» и KFC (последнего нет у «Яндекса»). Какие кафе и рестораны стали самыми популярными у пользователей, компании не раскрывают. В Delivery Club говорят, что готовы объединить на платформе разные заведения, чтобы клиент мог выбирать, что ему поесть сегодня — устриц или картошку фри. Директор по маркетингу Delivery Club Олег Хаустов утверждает, что сотрудничать готовы со всеми кафе и ресторанами, прошедшими проверку качества.

Чтобы подключиться к сервису доставки, у заведения есть два варианта. Можно использовать специальное приложение для планшета, который выдают в Delivery Club. Или же ресторан интегрирует программное обеспечение сервиса в свою собственную систему управления заказами.  Это нужно для того, чтобы отслеживать наличие имеющихся позиций в меню или изменение цен. В компании подтверждают, что ряд заведений предпочитает работать только с Delivery Club, так как один сервис дает необходимый объем заказов и подходит по коммерческим условиям и техническим параметрам. «У ресторанов нет причины метаться туда-сюда, делать технические доработки под нового партнера», — говорит Хаустов.

В «Яндекс.Еде» считают, что заведениям самим невыгодно быть партнером только одного сервиса. «Доставка становится заметной частью оборота ресторанов, и ее значимость продолжит расти. Поэтому в перспективе, чтобы выстроить прибыльный бизнес, нашим партнерам будет выгоднее работать со всеми сервисами доставки», — ответили представители компании на запрос The Village. При этом блюда нового гастромаркета «Депо» эксклюзивно доставляют курьеры в желтой форме. По словам одного из резидентов, фудмолл не планирует подключать второй сервис.  

Дело в деньгах

Сейчас «Яндекс.Еда» полностью отказалась от бесплатной доставки в Москве и Московской области. «Это необходимый этап в развитии нашего бизнеса. С момента введения платной доставки мы не увидели снижения темпов роста, количество заказов не просело, оттока пользователей не было», — рассказывают в сервисе и добавляют, что ждут роста клиентской базы и числа заказов благодаря дополнительным инвестициям. Бесплатно получить заказ можно только в регионах при заказе от 500 рублей; если же сумма окажется ниже, придется заплатить 99 рублей. Заведения, работающие по модели маркетплейса, устанавливают цену сами. Для ресторанов Москвы и Подмосковья, пользующихся курьерской службой «Яндекс.Еды», минимальная цена составляет 39 рублей.

Стоимость доставки для заказчика зависит от нескольких факторов: ресторана, уровня спроса, расстояния. Как и в «Яндекс.Такси», здесь действует динамическое ценообразование, или просто «сурж» (от английского surge pricing). В «Яндекс.Еде» придумали и внедрили технологию, которая автоматически рассчитывает баланс числа заказов и курьеров, готовых их выполнить. Повышающий коэффициент включается, если спрос значительно превышает предложение, например во время плохой погоды. «Нам это дает возможность сохранить работоспособность и надежность сервиса даже в период очень резкого всплеска заказов», — объясняют в «Яндекс.Еде». 


Сотрудник сервиса не должен выглядеть слишком       по-курьерски


Delivery Club берет с клиента 99 рублей при заказе из KFC, Burger King и «Макдоналдса», доставка из других кафе и ресторанов бесплатная. Довольно низкие цены в ресторанах быстрого питания не позволяют привозить заказы из них без дополнительной платы. В остальных случаях стоимость доставки заложена в комиссию для партнера. В компании считают, что компенсировать затраты за счет заведения вполне логично, ведь в этом случае они экономят места за столиками и время на их обслуживание. Динамическое ценообразование в Delivery Club не используют, а просто нанимают больше курьеров к холодному сезону и времени повышенного спроса. Олег Хаустов уверен, что высокая цена за доставку может отпугнуть многих потенциальных клиентов: «Мы максимально сфокусированы на том, чтобы развивать рынок, и стремимся к тому, чтобы в ближайшие три года он вырос в 10–15 раз. Мы понимаем, что если сейчас начнем так действовать, то рынок ждет стагнация».

Промокоды не нужны

«Яндекс.Еда» предпочитает не разбрасываться скидками и промокодами. Гарантированно сэкономить можно только при первом заказе, рестораны-партнеры иногда проводят собственные акции. А вот постоянное стимулирование клиентов маркетинговыми акциями в «Яндекс.Еде» называют признаком нездорового бизнеса. «Мы не верим в этот механизм — скидки не создают лояльность к сервису или ресторану. В конечном итоге это негативно сказывается на бизнесе, ведь постоянные скидки — это убытки, прожигание инвестиций ради кратковременного результата», — говорят в сервисе.

Delivery Club, напротив, щедро раздает промокоды, которые обычно привязаны к каким-то событиям: например, в Москве потеплело — пользователи приложения получают скидку по промокоду SPRING. Чтобы скидки лучше работали, поведение клиента в интернете отслеживается с помощью машинного анализа: склонен ли он сейчас что-то заказать, если удастся заплатить меньше. Внутренние рекламные технологии Mail.ru позволяют делать выводы о том, что пользователь голоден и готов к заказу, на основе нескольких десятков факторов: на какие сайты он заходит, на какие баннеры кликает. «И в этот момент мы показываем очень вкусный бургер, прекрасный, горячий, обтекающий сыром, будто его только что приготовили, вставили туда палочку, положили рядом с картошкой, и даем классный welcome offer — сделай первый заказ со скидкой 25 %. Люди в этом случае реагируют намного лучше», — объясняет Олег Хаустов.


Cистема, названная в честь математика Алана Мэтисона Тьюринга, прогнозирует и определяет спрос в конкретных зонах


В случае опоздания курьера Delivery Club клиент получает промокод на 200 рублей в качестве извинения. Также пользователям начисляют кешбэк в виде баллов, которые можно обменять на бесплатное блюдо в одном из ресторанов-партнеров, участвующих в акции. Заведения тоже предлагают собственные акции: счастливые часы, подарки, скидки. «Промокоды создаем мы, а партнеры могут дать скидку в те часы, когда недостаточно загружена кухня — это можно сделать прямо из нашего интерфейса. Специальные предложения — один из способов сделать доставку еды привычкой», — говорит директор по продукту Delivery Club Дмитрий Константинов.

Аппетит и алгоритм

В марте к команде Delivery Club присоединился «Алан» — искусственный интеллект, который формирует расписание курьеров, исходя из множества факторов. Раньше этим занимались диспетчеры, которые работали полный день и могли периодически ошибаться. Сейчас система, названная в честь математика Алана Мэтисона Тьюринга, прогнозирует и определяет спрос в конкретных зонах, принимая в расчет время, день недели, погоду, праздники, маршрут, акции в ресторанах и самом приложении. Так у Delivery Club формируется расписание на неделю вперед по каждому району. С помощью искусственного интеллекта удается оптимизировать работу доставщиков — они не сидят без дела и направляются в те места, где ожидается самый высокий спрос, а за счет этого клиент получает свой заказ быстрее. В этой же системе курьеры могут высказывать свои предпочтения по зонам работы.

В «Яндекс.Еде» тоже используется алгоритм, который предсказывает, где, когда и что мы захотим заказать, и на основе этого распределяет курьеров по районам. Он делает прогнозы с учетом исторических данных по загрузке в конкретном месте, погодных условий, наличия акций в ресторанах и других факторов, а затем вычисляет оптимальное количество смен для каждой зоны. Эти смены потом выбирают сами курьеры при формировании своего графика. Другой алгоритм распределяет заказы среди доставщиков «Яндекс.Еды». Он работает с фактическим количеством курьеров на карте, учитывая человеческий фактор: один мог не выйти на смену, а другой оказался не в той зоне, которую выбрал изначально. Этот алгоритм передает заказ курьеру, который находится ближе всех к ресторану.

Форма еды

Особая гордость «Яндекс.Еды» — заметная желтая форма курьеров: в компании считают, что с помощью внешнего вида сотрудников смогли изменить городской пейзаж. Изменилось и отношение к ярко-желтым вещам: в интернете периодически появляются шутки о боязни людей попасть в неловкую ситуацию из-за одежды яндексовского цвета.

В блоге компании дизайнер Маша Буторина рассказала, как в «Яндекс.Еде» работали над формой. Прежде всего, там посчитали, что сотрудник сервиса не должен выглядеть слишком по-курьерски, и поэтому отказались от кепки — типичного атрибута сотрудника доставки. Для футболки поло тестировали разный хлопок, чтобы понять, в какой одежде можно несколько часов комфортно ходить по улице в жару. А на зиму сотрудникам выдают теплую парку и жилетку, которую можно носить поверх своей куртки.

Под погодные условия пришлось подстраиваться и термосумке. Ее специально разрабатывали в «Яндекс.Еде», так как готовые рюкзаки не выдержали бы российский холодный климат. Сумка сделана из термоизолирующего материала, внутри есть перегородка, чтобы разделять горячие и холодные блюда.


Повышающий коэффициент включается, если спрос значительно превышает предложение, например во время плохой погоды


В Delivery Club рассказывают, что с тех пор, как компанию купила Mail.ru Group, некоторые элементы брендинга поменялись: название теперь написано другим шрифтом, зеленый цвет стал немного ярче, а с курток курьеров исчез черный. Но в компании обещают, что страус на логотипе никуда не денется. Директор по маркетингу Олег Хаустов говорит, что яркая форма помогает бизнесу: «Наверное, потому что я живу в России, я не понимал, как можно было сделать для гиганта рынка доставки еды форму и сумки черного цвета, где тонким шрифтом написано „Uber Eats“. Многие горожане и так ходят в черном — курьеров в форме такого цвета никто бы не заметил». Уже сейчас в сервисе работают над новой, еще более заметной одеждой для курьеров, но обещают, что она не станет розовой или фиолетовой, тем более что Все привыкли, что есть две стороны — зеленая и желтая.

Сумки доставщиков Delivery Club тоже сделаны из термостойкого материала, и в компании постоянно думают, как сделать так, чтобы еда приезжала к заказчику горячей и свежей. Сейчас обсуждают идею, как добавить внутрь нагревающие элементы, но сделать это так, чтобы не утяжелить сумку. Она должна быть легкой и удобной для курьера, поэтому в ней предусмотрели внешние карманы для зонта или бутылки воды.

Курьер с продуктами

Недавно «Яндекс.Еда» начала тестировать новую услугу — доставку продуктов и товаров для дома. Пока воспользоваться ей могут только жители Бабушкинского района Москвы: там находится «темный магазин», то есть специальный склад, на котором собирают онлайн-заказы. Генеральный директор онлайн-гипермаркета «Утконос» Максим Бахтин считает, что сейчас рынок доставки продуктов выглядит привлекательным для многих компаний. По его мнению, новая услуга «Яндекс.Еды» поможет развить сегмент, но с доставкой из супермаркетов конкурировать не сможет: «В первую очередь мы закрываем потребность в больших покупках и покупках уникальных продуктов, тогда как экспресс-доставка носит характер дозакупки, сродни походу в магазин у дома».


Рекламные технологии Mail.ru позволяют делать выводы о том, что пользователь голоден и готов к заказу, на основе нескольких десятков факторов


Директор по продукту Delivery Club Дмитрий Константинов рассказывает, что несколько лет в приложении сервиса тоже была возможность заказа продуктов из магазина, но от нее отказались, чтобы сосредоточиться на доставке готовых блюд. «Это была не самая популярная услуга. Можно было бы, наверное, ее прокачивать и развивать, но мы не видели большого спроса, при этом она требовала внимания менеджеров, коммерческого отдела и поддержки партнеров». В Delivery Club выходить на этот рынок пока не собираются, но не отрицают, что могут снова запустить эксперимент. Сейчас компании интереснее доставка готовых блюд. Недавно к сервису подключился проект основателей Рокетбанка «Кухня на районе», который готовит домашнюю еду навынос. Уже сейчас Delivery Club обеспечивает некоторым точкам нового партнера до 70 % заказов.

Фуд-трак едет в «Депо»

Некоторое время назад на улицах российских городов появились зеленые фуд-траки. Но вскоре в Delivery Club решили, что фургонам нет смысла стоять в произвольных местах — сейчас их можно встретить только на фестивалях и других массовых мероприятиях. Они приезжали на Geek Picnic, Bosco Fresh Fest, «Нашествие» и горнолыжные курорты Сочи. В основном с них торгуют партнеры сервиса доставки, но Delivery Club готов сдавать фургоны в аренду и гастроэнтузиастам, у которых пока нет своего постоянного места. Оборудование фургонов позволяет приготовить в них практически любые блюда, а подключение воды и электричеством берет на себя Delivery Club. 

Новый формат «Яндекс.Еды» связан с недавно открывшимся в Москве гигантским фуд-кортом «Депо». Для тех, у кого нет желания пробираться через ряды припаркованных рядом автомобилей и толкаться с другими жертвами гастрохайпа, можно заказать доставку в приложении «Яндекса». Помимо нее, на фуд-корте работает собственная точка «Яндекс.Еды». Покупатели фермерских лавок «Депо» могут привезти в желтый корнер тележку с продуктами и оплатить доставку до дома — от 100 рублей в районе «Белорусской» до 350 рублей. Покупки упакуют и в тот же день отправят домой к клиенту в пределах МКАД.

В Delivery Club не планируют открывать зеленые корнеры на фуд-кортах, так же как и «Яндекс.Еда» не выпускает на улицы желтые траки. Похоже, что здесь каждая из компаний собирается идти своей дорогой.


Фотографии: обложка — Ведомости/ТАСС, 1, 9 — Delivery Club, 2, 8 — «Яндекс.Еда», 3 – Алексей Зотов/ТАСС, 4 – Вячеслав Прокофьев/ТАСС, 5 – Валерий Шарифулин/ТАСС, 6 – Александр Миридонов/Коммерсантъ, 7 – Михаил Терещенко/ТАСС