Квартира — это, пожалуй, самое дорогое и ответственное приобретение, которое человек совершает в своей жизни. Даже если жилье покупают для сдачи в аренду, будущий доход будет напрямую зависеть от планировки, качества постройки дома и удобства района. Понимая это, люди обычно выбирают квартиру по несколько месяцев, оценивают риски и придирчиво осматривают каждый угол. Но во время карантина, когда перемещаться по городу было запрещено, продажи жилья не остановились. В марте состоялась первая онлайн-сделка. Покупатель опасался заразиться коронавирусом и не выходя из дома приобрел пятикомнатную квартиру за 42 миллиона рублей в московском жилом комплексе бизнес-класса Shome. The Village рассказывает, как проходят дистанционные сделки и кто готов покупать жилье, в котором ни разу не был.

Риелтор в виртуальной реальности

Карантин на рынке недвижимости сказался негативно: в условиях неопределенности людям стало сложнее расставаться с большими суммами, а система пропусков мешала потенциальным покупателям осматривать объекты. Тем не менее продажи квартир в Москве не останавливались. Так, менеджеры «Донстроя» проводили онлайн-презентации, стороны подписывали договор ипотеки в системе «Метр квадратный». Деньги покупатель переводил с помощью сервиса безопасных расчетов, и средства блокировались до окончания регистрации договора. В девелоперской компании Sminex с введением режима самоизоляции для клиентов запустили отдельный лендинг, где расписали пошаговый алгоритм покупки онлайн, и создали виртуальный макет квартала Jazz, который можно было осмотреть со всех сторон. С помощью такого макета клиенты видели не только дом и квартиру, но и территорию вокруг.

Клиент из Красноярска в очках виртуальной реальности оценил расположение дома и планировку, после чего решился на покупку квартиры в Петербурге

Но покупка квартиры онлайн — это вовсе не нововведение карантинного времени, застройщики уже несколько лет проводят удаленные осмотры и сделки. Например, в Renaissance Development такая возможность появилась в 2016 году — менеджеры связывались с потенциальными покупателями по видеосвязи, на конференциях выбирали планировку апартаментов, а сделку оформляли дистанционно. Как объясняют в компании, эти функции ввели прежде всего для удобства клиентов из регионов или из-за рубежа, для которых было проблематично приезжать ради осмотра и прохождения всех формальностей.

Увидеть квартиру живьем не всегда могут даже москвичи: по правилам безопасности заходить в дом, пока он не сдан, запрещено. В лучшем случае людям показывают шоу-рум, а иногда ограничиваются 3D-визуализацией. Чтобы создать эффект максимального присутствия, некоторые компании запустили туры по будущему жилью в виртуальной реальности. Так, в прошлом году была заключена первая сделка по VR-ипотеке в банке ВТБ. Клиент из Красноярска в очках виртуальной реальности оценил расположение дома, инфраструктуру района и планировку, после чего решился на покупку квартиры в Петербурге, в которой он никогда не был.

От подъезда до балкона

Покупателю жилья на вторичном рынке приходится быть особенно внимательным, так как его могут ждать неприятные сюрпризы — грязный подъезд, старый лифт или хозяйский ремонт, который переделать будет куда сложнее, чем базовый white box в новостройке. Тем не менее цифровое агентство недвижимости «33 слона» запустило возможность удаленной покупки вторичного жилья. Было отснято уже более тысячи квартир и частных домов в Москве, по которым клиенты интерактивно «гуляют» с помощью 3D-туров. Фотографируют помещения сами риелторы, им для этого выдали штативы, ротаторы и дополнительные линзы, которые можно подсоединить к мобильному телефону. Хозяев просят подготовить квартиру к фотосъемке — прибраться, как если бы они ждали гостей. Для тех, кто не готов наводить порядок сам, у «Слонов» есть услуга клининга от партнеров, ее стоимость уже входит в комиссию. Затем панорамные фото квартиры склеивают и собирают полноценный 3D-тур.

Съемка начинается от самого подъезда, захватывает первый этаж и лифты — все, что потенциальный покупатель будет регулярно видеть, если выберет это жилье. В описании указывают год постройки дома, когда проводился капитальный ремонт или на какой год он запланирован. Чтобы показать вид с балкона, штатив специально поднимают выше — на уровень 160 сантиметров. Пока покупатель осматривает квартиру онлайн, к конференции могут подключить еще и продавца. Так получится сразу задать все вопросы — например, готовы ли хозяева оставить кухонную мебель.

Сделка прошла между жительницами Омска и Кирова, ни одна из которых не решилась приехать в Москву из-за пандемии

«Мне 47 лет, я человек консервативный, можно сказать, старой закалки. Когда в январе я получила оборудование, мне казалось нереальным, что квартиру можно купить онлайн. Я понимала, что это хороший инструмент для иногородних, но не думала, что мы будем так массово его использовать», — рассказывает Наталья Варнакова, риелтор агентства «33 слона». Она провела уже несколько онлайн-сделок по продаже жилья в Москве и Подмосковье. Одну квартиру купил мужчина из Туапсе, другую — женщина из Москвы, которая все равно решила не ехать на осмотр. В квартире, которую она приобрела, никто не жил и ремонт не делал (как говорят риелторы, это жилье «в бетоне»), и покупательница ограничилась тем, что просто нашла дом на панорамной карте и посетила 3D-тур от агентства. Третья сделка прошла между жительницами Омска и Кирова, ни одна из них в Москву приехать не решилась из-за пандемии.

После карантина

SmartDeal — это сервис для электронной регистрации сделок в Росреестре, также с его помощью застройщики могут взаимодействовать с банками для удаленного одобрения ипотеки. Алексей Макаров, CEO SmartDeal, рассказывает, что подключиться к сервису, позволяющему продавать жилье онлайн, давно собирались несколько компаний, но переговоры тянулись полгода, пока карантин не заставил их поторопиться. Когда застройщики поняли, что госорганы и банки тоже уходят в онлайн, договоры с сервисом подписали буквально за неделю. Макаров отмечает, что общее число сделок по продаже квартир, безусловно, снизилось, но зато электронных сделок в период с марта по май стало больше почти в пять раз.

«Сейчас, когда меры по карантину ослабевают, количество электронных транзакций не падает. Компании, которые вынужденно приобщились к онлайн-продажам, отказываться от них не собираются», — говорит предприниматель. Он объясняет это тем, что застройщики поняли выгоду онлайн-сделок: электронная регистрация проходит быстрее, значит, компания раньше получит деньги и сможет пустить их в оборот.

Хозяева жилья теперь предпочитают показывать квартиры онлайн: им не приходится постоянно встречать потенциальных покупателей

Риелтор Наталья из агентства «33 слона» говорит, что клиенты новой услугой онлайн-осмотра довольны и готовы пользоваться ей и после карантина. Обычно люди выбирают из десятка квартир и могут сэкономить время, если хотя бы на первоначальном этапе увидят все из них на экране. Так можно сразу понять, что точно не подходит, а потом поехать лично осматривать только хорошие варианты. Хозяева жилья тоже теперь предпочитают показывать квартиры онлайн: им не приходится постоянно встречать потенциальных покупателей.

Наталья Антонова из Казани рассказывает, что купила за время карантина две квартиры в Москве, которые теперь собирается сдавать. Если бы она дожидалась окончания режима самоизоляции, то потратила бы больше: недавно цена жилья выросла почти на 2 миллиона рублей. Брокер по недвижимости Вадим Черданцев, который помог женщине провести сделку, говорит, что тоже оценил преимущества онлайн-продаж: «Я сейчас переосмысливаю профессию. Раньше я завидовал брату-программисту, который может работать в Мексике на побережье или в Израиле на крыше коттеджа, а мне приходилось постоянно быть в Москве, показывать квартиры. Сейчас я бы хотел проводить как можно больше онлайн-продаж, это даст мне больше свободы».

Жилье с подвохом

Но, несмотря на кажущиеся простоту и удобство онлайн-осмотра и покупки, многим застройщикам пока удобнее встречаться с потенциальными покупателями вживую: так можно впечатлить их, к примеру, масштабом объекта или показать в шоу-руме выигрышный пример отделки. Директор по продажам Sminex Иван Обухов подтверждает, что встреча онлайн не заменит живого посещения: «Клиенту важно погрузиться в проект, его окружение, оценить атмосферу места. Покупатели едут смотреть дорогу, метро, магазины, школы, детские сады. Таким образом, формируется общее впечатление и сценарии будущей жизни». Клиенты зачастую тоже предпочитают приобретать жилье по-старому. Они понимают, что могут столкнуться с недостатками, о которых даже не подозревали, виртуально прогулявшись по территории и посмотрев квартиру с помощью 3D-визуализации.

Процесс дистанционной покупки прошел просто. Выйти из дома пришлось всего один раз, чтобы подписать договор

Александра задумывалась о покупке квартиры в Москве и до карантина: молодой семье нужно было собственное жилье, а сумма платежей по ипотеке вполне сопоставима с той, которую сейчас приходится отдавать за аренду. Александра с мужем хорошо обдумали свое решение, накопили на первый взнос, изучили все подходящие жилые комплексы и были готовы к покупке — но тут объявили карантин. Девушка объясняет, что ее смущала неопределенность на рынке недвижимости, но сделку решили не откладывать. Жилье нашли в строящемся доме, и по мере приближения его сдачи цены на квартиры росли. Процесс дистанционной покупки прошел просто: Александра посмотрела варианты планировок на сайте, договорилась с менеджером по телефону, а ипотеку оформила онлайн в Райффайзенбанке, где получала зарплату. Выйти из дома пришлось всего один раз, чтобы подписать договор.

Если с формальностями удалось разобраться быстро, то с выбором жилья у молодой семьи все оказалось сложнее. Александра вспоминает, что смотрела два жилых комплекса, и один вариант казался более выгодным — его должны были достроить и сдать раньше, а квадратный метр в нем стоил дешевле. Другие очевидные плюсы — интересная архитектура, красивый двор, рядом скоро появится метро. Но перед принятием окончательного решения покупательница решила все же оформить пропуск и посмотреть на комплекс живьем. «Когда видишь этот дом на карте, замечаешь, что у него хорошая транспортная доступность, рядом Кутузовский проспект, скоро будет метро. Где-то проходит железная дорога, но если смотреть на карту, кажется, что она совсем не близко. А когда мы приехали на место и вышли из офиса продаж, было ощущение, что поезда буквально ездят тебе по голове, причем электрички ходят часто, раз в десять минут, — рассказывает Александра. — Даже если в квартире будет не сильно слышен шум, потому что она находится на высоком этаже, я все равно представила, как выхожу в этот красивый двор с прудом и слушаю бесконечный „тыдыщ-тыдыщ“. Это точно не то, что хочешь получить, когда платишь больше 10 миллионов рублей».


Фотографии:  Renaissance Development