В конце 2019 года на Митрофаньевском шоссе, за зданием бывшего Варшавского вокзала, сдали БЦ «Депо № 1». Это редкий для Петербурга пример новой бизнес-постройки, сделанной качественно и с хорошим вкусом. Заказчицей была известная бизнесвумен Лариса Карабань, а спроектировал «Депо» архитектор Артем Никифоров в сотрудничестве с Никитой Базжиным и Татьяной Паньковой. Весь комплекс — с атриумом, концертным залом и вертолетной площадкой — снял один арендатор (крупная федеральная компания). Рассказываем, из чего сделан и как устроен красивый бизнес-центр.

Текст
Юлия Галкина

Фотографии
Виктор Юльев

Текст
Юлия Галкина

Фотографии
Виктор Юльев

Бизнес-центр «Депо № 1»

Адрес: Митрофаньевское ш., 2, корп. 9, лит. В

Год постройки: 2019-й

Проект: Артем Никифоров, Никита Базжин, Татьяна Панькова


Случайный прохожий не сможет оценить постройку, и просто так с улицы внутрь бизнес-центра не попасть. Здание находится в глубине квартала, двор — за оградой, проход — через пост охраны. Недалеко от «Депо» возводят новый жилой комплекс «Галактика» по проекту «Студии-44», и часть новоселов ЖК сможет видеть БЦ из своих окон.

Раньше на месте центра были две полуразрушенные двухэтажные постройки 1838 года. Обе не обладали статусом охраняемого памятника, поэтому теоретически собственница могла их снести. Однако в итоге исторические стены с арочными окнами оставили, надстроив двумя этажами, а между бывшими постройками организовали атриум, концертный и конференц-залы — таким образом, единое здание фактически состоит из трех корпусов.

Архитектор бизнес-центра Артем Никифоров родом из Владивостока. В 1999-м переехал в Петербург, окончил Художественно-промышленную академию. С Ларисой Карабань он работал и раньше. «Никаких ограничений со стороны заказчика не было. Я руководствовался только собственными эстетическими предпочтениями», — говорит архитектор. Правда, проект 2014 года все же сильно отличается от более позднего. Так, изначальная задумка была создать «комплекс отдельных домов со скатными крышами, своего рода маленькую европейскую площадь». Но затем стало ясно, что крыша БЦ должна быть плоской из-за вертолетной площадки, в итоге здание возвели по новому проекту.

Постройка отличается от финальных рендеров лишь отсутствием скульптуры на крыше. «Мы коллегиально решили, что это избыточно. У нас и так столько художественных приемов на квадратный метр. Достаточно чугунных панелей и часов», — поясняет Артем Никифоров. Орнамент на чугунных панелях выполнен в стилистике идеолога Чикагской школы архитектуры Луиса Салливена; в остальном Артема вдохновляла голландская архитектура 1920-х — 1930-х годов.

Сама стройка заняла два года. Облицовочный кирпичный везли из Бельгии: «Искали наш, но он не проходил по прочностным характеристикам. Подсчитали и поняли, что в долгосрочной перспективе выгоднее привезти кирпич из Бельгии, чем потом ремонтировать», — рассказывает архитектор. Кстати, по похожей причине кирпич для другой красивой петербургской новостройки — ЖК «Дом на излучине Невы» / «Четыре горизонта» на Пискаревском — везли из Эстонии.

Визуальный код интерьеров Артем Никифоров описывает как «черно-белое плюс обнаженный кирпич». Из особенностей: коммуникации, в том числе на потолке, не стали прятать — «чтобы не создавать бесконечные люки или уродливые подвесные потолки», поясняет архитектор. Офисы (они расположены по бокам от центральной части «Депо») сдали в единой отделке, чтобы арендатор оформил их по своему усмотрению.

На первом этаже БЦ, напротив входа, расположен зал-трансформер с передвижными перегородками. Над ним — большой концертный зал (мы фотографировали его в начале января, помещение еще не было готово). «Глухую стену фасада, которая находится напротив концертного зала, я задумывал как своего рода кулису. То есть мы как бы проходим через эту кулису и попадаем в пространство четырехэтажного атриума бизнес-центра. В этом есть интрига», — рассказывает Артем. Прямо над концертным залом находится вертолетная площадка; правда, арендатор решил, что по прямому назначению использовать ее не будет, — возможно, летом там начнут проводить мероприятия. В теплое время в БЦ также организуют веранду на уровне четвертого этажа. Из других планов — заменить часть мощения во дворе на клумбы.

«Хороший симптом для петербургской 
архитектуры»

Мария Элькина

архитектурный критик

Появление этого бизнес-центра — хороший симптом для петербургской архитектуры. В последние годы самая острая (в практическом смысле) проблема заключается в низком качестве рядовых построек. Здесь же и найдено удачное визуальное решение, и хорошо проработаны детали. Здание оказалось и в меру сдержанным, и опрятным. Такая слегка ностальгическая стилистика часто встречается в северных странах, она позволяет создавать привычный горожанину контекст, при этом апеллирует к более современным образам европейской архитектуры 1930-х. Конечно, для Петербурга случай почти исключительный: чтобы построили качественно и с хорошим вкусом.