В сентябре 2013 года в Москве и Санкт-Петербурге появился сервис «Метро для всех» — специальная система прокладки маршрутов для людей с особыми потребностями. С тех пор сервис распространился на все метрополитены России и даже проник в Варшаву и Амстердам. «Метро для всех» помогает узнать, какие препятствия может встретить маломобильный пассажир на своём пути. Однако без ответа оставались более общие вопросы — например, какие станции метро в принципе доступны для инвалидов? Год назад мы решили восполнить этот пробел.

Сперва мы проверили, есть ли подобная информация у государства: Москва славится своей продвинутостью в области открытых данных. Оказалось, периодически исследования в области доступности транспорта государством действительно проводятся, но их результаты представляются лишь в самой общей форме. Официальные попытки получить подробную информацию ни к чему не привели: нам посоветовали подождать, пока она будет опубликована на Портале открытых данных Москвы (информации нет и cпустя год). Так у нас появилась идея выпустить собственное независимое исследование по доступности Московского метрополитена. Оно позволило бы описать ситуацию не с эмоциональной точки зрения, а представить цифры и факты, указывающие на конкретные проблемы и трудности, требующие решения.

Теоретически нам всего лишь нужно было собрать и проанализировать статистические данные. Но на практике оказалось, что просто цифрами не обойтись. Сложнее всего — сформулировать, какие препятствия можно считать преодолимыми, а какие нет. Сможет ли человек с загипсованной ногой воспользоваться эскалатором? Сможет ли инвалид-колясочник заехать в метро, если перед входом в него есть бордюр высотой три сантиметра? Считать ли лестницы, оборудованные рельсами, доступными для мам с детскими колясками?