Прямая речь: Владелица «Ткачей» о том, почему культура — это бизнес Накануне официального открытия «Ткачей» их владелица Александра Славянская рассказала The Village о том, что кластеры — это антикризисная мера и почему государство не должно ими заниматься.
Спустя два года после начала реконструкции руководство «Ткачей» объявило об официальном открытии площадки. Теперь на пяти этажах работают несколько десятков магазинов, студии, офисы, кафе и выставочный зал. The Village поговорил с владельцем одного из самых крупных кластеров Петербурга о том, как сделать культуру прибыльным бизнесом и нужно ли это городу.
Пространству «Ткачи» на Обводном канале, 60 пророчат судьбу главного креативно-делового кластера города. По сути, сейчас это единственный пример успешного бизнес-центра, одновременно связанного с креативными индустриями и запущенного большим инвестором. За последний год здесь открылись Banya Concept Store, салон Off, флагманские магазины киевского бренда Syndicate и велосипедной марки Electra. В здание уже сейчас заселились ещё около полусотни арендаторов, а на пятом этаже заработала полноценная ивент-площадка.
Александра СлавянскаяВладелец «Ткачей» | Руководитель группы компаний «Овентал», профессиональный менеджер, консультант по управлению. С 1999 по 2005 год руководила компаниями, повышающими прибыльность торговых центров и розничных сетей. В числе клиентов: «Арбат Престиж», «Азбука вкуса», «Сибнефть» — в общей сложности более 200 предприятий. C 2005 года состоит в руководстве группы компаний «Овентал», которая в том числе занимается открытием бизнес-центров. |
Кластер вместо бизнес-центра
Несколько лет назад компания «Овентал» приобрела пустующее здание на Обводном с идеей сделать в нём классический бизнес-центр. Мы ещё собирались докупить площадку во дворе, сделать там торговый центр, но оказалось, что территория уже принадлежала другому собственнику. Дальше начались сложности с самим зданием: оказалось, в нём есть неучтённые помещения, проблемы с электричеством и водой, поэтому на некоторое время пришлось заморозить проект. В этот момент директор отдела рекламы в нашей компании Алексей Нешитов в качестве антикризисной меры предложил идею создания кластера, которая впоследствии и стала нашим экспериментальным бизнес-проектом.
Вообще мне показалось, что для города — чем больше культуры, тем лучше. Если люди будут приходить сюда и проводить здесь своё время, а не пить пиво на лавочке у дома — это будет просто замечательно.
Полубезумные и менеджеры
Современная культура — это бизнес. Он может быть очень прибыльным, малодоходным или даже дотационным. Многие сильно заблуждаются, считая, что культура — это то, что делают полубезумные люди без организаторских навыков, да и организовывать вообще в ней ничего не нужно. Якобы это поток сознания. Это особенность русских, но мне кажется, такой подход к культуре в масштабах страны просто губителен. Есть гениальные люди, но вокруг них должно нарасти какое-то «мясо» — то, что будет использовать, популяризировать и развивать их творчество.
Культура, несомненно, требует администрирования, и её нужно рассматривать как бизнес. Из этого есть одно важное следствие: когда культура начнёт правильно развиваться, мы начнём её правильно понимать. В XII веке города были окружены стеной, в XVI веке, благодаря промышленности, населённые пункты вышли за пределы этой стены и начали разрастаться. Спустя три столетия это уже были мегаполисы. Такая же ситуация и с культурой: если раньше были классические направления — музыка, искусство и танец, — то сейчас это графический дизайн, современная музыка и дизайн интерьеров. Очевидно, что часть этого обширного культурного пласта — квинтэссенция творчества, но большинство направлений — бизнес.
Заброшенные здания
Приобрести помещение, вышедшее из пользования, вообще не проблематично. Владельцам зданий в промзонах зачастую всё равно, что будет на его месте: яма или культурный кластер. Деньги ведь немаленькие, а здание простаивает. Насчёт госинициативы в создании кластеров: можно вспомнить Финляндию, где государство из кабельной фабрики создало одно из лучших в стране культурных пространств. Так что это не всегда плохо. Но в России государство — не самый эффективный собственник: оно плохо управляет всем, что у него есть. В этом действительно есть некоторая проблема. С другой стороны, в Петербурге, как и в Москве, достаточно много промзон, и с этими зонами нужно работать. Это огромная возможность для развития, город должен развиваться именно там. То, что государство начало этим интересоваться, — большое достижение.
Деньги
Не знаю, сколько именно зарабатывают наши арендаторы, но они платят нам деньги, поэтому, думаю, у них всё в порядке. Для нас это проект с хорошей доходностью — выше среднего. Срок окупаемости — 10 лет, это нормальный уровень доходности для недвижимости. Другое дело, управлять такими объектами сложнее, чем торговым или бизнес-центром: здесь другие отношения арендодателя и съёмщиков. У собственника должен быть какой-то уровень энтузиазма в отношении проекта, личный интерес к культуре. Когда ты заполняешь бизнес-центр, тебе не важно, кто будет арендовать твои помещения. Ты сажаешь их, берёшь деньги и обеспечиваешь выполнение технических требований. В творческом пространстве всё иначе. Есть арендаторы, составляющие ядро и привлекающие остальных, с ними нужно общаться и договариваться. В кластере существуют разные типы арендного бизнеса: торговые площади, офисы, а на последнем этаже зона интертеймента. Управление ими осуществляется по-разному и разными людьми.
Арендаторы
Такие пространства привлекают не арендной ставкой, а возможностью работать в среде единомышленников. Это подтверждает и наш опыт, и опыт «Винзавода», где ставки отнюдь не низкие. При этом есть другие объекты — «Этажи», «Флакон», — где арендаторы заезжают в пустое неотремонтированное помещение, сами приводят его в порядок, но сидят на низкой ставке. В основном это стартапы: у них нет денег, но есть желание развиваться. У нас мало стартаперов — около 15 % («Геометрия ТВ», «Неваленки», книжный, школа капоэйры, танцев и йоги), остальные — компании, которые существуют 3–5 лет. Их много и они достаточно успешные. |
Востребованность
Некоторым собственникам действительно нравится делать разные вещи: одни инвесторы работают по шаблону прибыльного бизнеса, а другие готовы инвестировать в рисковое дело, притом что оно несёт какую-то социальную нагрузку, в нашем случае создаёт культурное пространство. Рынок сам определяет конечное число таких проектов: если у только что созданного кластера не найдётся арендаторов — значит, пора завязывать. Мне кажется, Петербургу до такой ситуации очень далеко, тем более что в городе есть тренд современного искусства. Город перестаёт быть памятником и становится живым. С этой точки зрения креативные пространства — интересный и перспективный проект.
Фотографии: Игорь Симкин, Дима Цыренщиков