The Village продолжает неделю «Злая Москва». В течение пяти дней мы рассказываем об агрессии, ненависти и тоске в городе. В этом материале мы выясняем, насколько обоснован стереотип о том, что пользователи Рунета агрессивнее других. Чтобы ответить на этот вопрос, The Village пообщался с людьми, которых с интернетом связывают профессиональные отношения. 

Оглавление

1. Самые злые комментарии читателей The Village

2. Опрос. Кого вы ненавидите больше всего?

3. Агрессия в цифрах: Кто, где и почему обижает других

4. Модератор The Village — об агрессии в комментариях

5. Из-за чего горожане воюют с ресторанами в их домах

6. Шесть историй пациентов на антидепрессантах

7. Милославе Чемодановой посвящается

8. Последняя капля: На что москвичи жалуются барменам

9. Как журналист, кассир, политик, таксист и другие люди борются
с агрессией

10. 100 вещей, которые нас бесят в Москве

11. Читатели The Village о том, что их бесит

12. Почему русские не улыбаются?

13. Антрополог Акоп Назаретян о насилии, компьютерных играх и религиозном ренессансе

14. Как я боролась с телефонным терроризмом

15. Вырви глаз: 7 новых фильмов, снятых с особой жестокостью

16. Почему русский интернет такой злой?

17. The Village смотрит сериал «Управление гневом» с психологом

18. Антирейтинг персонажей и явлений от читателей The Village

19. Москвичи и приезжие о нелюбви друг к другу

20. Чему учат на курсах самообороны

   

 

Маша Дрокова

основательница агентства 
Strategic Marketing & Corporate Communications

Наверное, нетерпимость, поспешность выводов, зависть любым успехам, склонность к осуждению и обсуждению у пользователей Рунета в среднем выше, чем у пользователей других европейских и западных стран. В то же время, на мой взгляд, есть и страны, в которых обсуждения по накалу эмоций едва ли уступают российским. Это те же Бразилия и Турция. Правда, там и охотнее делятся радостью и удачами. Европейцы ведут себя гораздо сдержаннее в информационном пространстве, они очень чётко делят личное и рабочее, оберегают личное от вторжения рабочего. В моей команде были немцы и французы. Убедить их постить про компанию в личном фейсбуке нельзя было даже под страхом увольнения. Специально для таких целей заводился второй аккаунт.

Это очень отличает их от русских, у которых, кажется, в Сети нет разделения персонального и рабочего «я». Русские чаще чувствуют себя очень уверенно и яро отстаивают позицию в вопросах, в которых у них нет и быть не может экспертного мнения. На Западе люди ведут себя скромнее. Американцы могут быть эмоциональны, но всегда держат себя в рамках. Американец должен оставаться найсовым в любой ситуации. Он может увлечься обсуждением сериала, селебрити, нового айфона, президента, но с меньшей долей вероятности это будут сплетни про друга и коллегу. Если это троллинг, то скорее мягкий и дружеский. Естественно, без перехода на личности и без нарушения политкорректности.

Сплетни в Сети для русских — это, по-моему, норма. Хорошим примером разницы поведения в сети служит приложение Secret. Американский Secret наводнился безопасными офисными шутками, в то время как в России он на несколько недель стал рассадником сплетен о медиа- и IT-рынках. Русские чаще спорят и ссорятся онлайн. И звёзды, и простые смертные. Мне сложно представить споры республиканцев и демократов в твиттере, хоть отдалённо напоминающие батлы прокремлёвских блогеров и оппозиции.

Медийно-айтишно-политическая тусовка в России — это явление, требующее отдельного изучения. В обсуждении более успешного знакомого блогеры иногда увлекаются настолько, что забывают разлогиниться с корпоративного аккаунта. Не могу представить такое у американцев. В защиту русских скажу, что мы честнее. Иногда даже обескураживающе честнее. Поведение в соцсетях — отражение настоящей жизни, сложившейся до появления интернета.

 

Антон Носик

блогер, интернет-деятель

Не думаю, что уровень агрессии пользователей Рунета чем-то отличается. Но отличается, конечно, уровень агрессии людей, которые принимают законы об интернете, — такого не видели даже в Китае. 

А ещё у нас в стране за словесную агрессию инакомыслящих платят деньги. Если понимать, что такие люди получают за каждый оскорбительный комментарий свои 11 рублей 80 копеек, то можно понять, что они к тебе даже не относятся плохо, они просто так работают.  

 

Айнур Абдулнасыров

основатель сервиса для изучения
английского языка LinguaLeo

О различиях в поведении пользователей интернета мы можем судить по «Саванне» — внутренней социальной сети LinguaLeo. Когда мы только появились в Турции, мы заметили, как активна там мужская часть аудитории: они массово добавляются в прайд к российским девушкам и пишут им. Пользователи из России отличаются низким уровнем жалоб. Только 2 % всех пользователей нажимают на кнопку «удалить из прайда и заблокировать». Например, в Бразилии этой кнопкой пользуются 3 % пользователей, в Турции — 12 %. Исходя из этой статистики, нельзя сказать, что русские ведут себя агрессивнее других.

 

Денис Кутергин

сооснователь сервиса для решения
бытовых задач YouDo

Агрессивное поведение пользователей в интернете не зависит от географического положения. Такая у людей психология. Чем отдаленнее наш оппонент, тем проще его критиковать, спорить или язвить в его адрес. Повторить то же самое человеку лично или по телефону уже гораздо сложнее. Кому-то это не позволяют нормы приличия, а кому — инстинкт самосохранения. Действительно, истории бизнес-успеха вызывают массу негатива в интернете. В национальном геноме у нас есть черта — по умолчанию относиться к любому бизнесу с недоверием или предвзятостью. Нельзя разбогатеть, не нарушив закон, нельзя выигрывать гостендеры без откатов, а этому вообще бизнес купили родители и т. д. К большому сожалению, нам сложно радоваться успехам других людей без подозрений, что закаляет отечественного предпринимателя ещё сильнее.

 

Евгений Гордеев

сооснователь венчурного фонда 
Russian Ventures

Стереотип русских, что «там» все умные и добрые, видимо, основан на просмотре сериалов. В реальности же на американских и английских форумах бардак покруче нашего. Единственное отличие, там всё же шутят смешней.

Не думаю, что в дальнейшем появится какой-то глобальный этикет в интернете или все станут ещё жёстче, но наверняка все будут крыть друг друга стикерами.

 

Владислав Цыплухин

менеджер издательского дома
«Комитет»

Так обычно рассуждают люди, для которых интернет «других стран» заканчивается на нескольких средствах массовой информации. Мои путешествия по Сети показали, что люди вообще везде одинаковы. Далеко ходить не надо — достаточно покопаться в комментариях на YouTube. Все эти разговоры о культуре пользователей в зависимости от страны проживания можно уже потихоньку заканчивать. Они актуальны только при наличии поколения, которое узнало об интернете в середине жизни. Мы будем жить в большом мультикультурном интернете, где на одной площадке соберутся агрессивные русские, украинцы и американцы, чтобы вместе покритиковать продукты Apple, на другой — представители тех же стран будут ругаться между собой из-за политики. Тормозит процесс перемешивания только лишь языковой барьер. Но для современных российских школьников это не проблема — мне довелось пообщаться с двумя представителями этого поколения, чья культура общения уже формируется, например, в коридорах американского проекта Reddit.

 

Руслан Фазлыев

основатель сервиса Ecwid

Рунет действительно более агрессивен. У нас не модно радоваться чужому успеху. Это часть культуры пассивно-агрессивного поведения, корни которого восходят к советскому времени. Люди в Союзе были лишены влияния на социально-политическую жизнь и возможности строить своё дело. Что им делать? Совершенствовать искусство едкого комментария на кухне. Интернет позволяет собрать все эти кухни в одну склочную коммуналку.

Нам в Ecwid везёт, мы редко сталкиваемся с негативом. Бизнес-модель freemium тут помогает: каждый пользователь может бесплатно попробовать создать интернет-магазин на нашей платформе. Деньги берём только с тех, кому нравится.

А ещё мне кажется, россиянам нужно больше поводов для гордости. Своих достижений, не внешних. Когда у каждого в России будет чем гордиться — пассивно-агрессивное поведение уменьшится. Обратное тоже верно.

 

Залина Маршенкулова

основательница Breaking Mad

Не сказать что я глубоко погружена в изучение иностранных блогов, но считаю, что на *** посылают всё и всех во всём мире. Но думаю, что у нас свой особый колорит в русском интернете всё же есть, да. Если иностранцы чаще всего довольно долго стараются держать какую-то позитивную и вежливую планку в разговоре, то у нас максимально быстро переходят на «ты ***** мудило» без объяснения причины.

В России вообще любой человек может обозвать тебя  ***** мудилом без объяснения причины. В этом наша мощь, непредсказуемость и духовная скрепа! Но величие в том, что мы это можем делать ещё и в знак любви и дружбы (и американцы тоже так делают, но слегка по-своему). Просто у нас «пошел ты в *****» — это такое доброе семейное выражение зачастую, типа похлопывания по плечу, после этой фразы все нормальные русские люди идут пить чай с пряниками.