В Новой Третьяковке близится к завершению выставка, посвященная Василию Верещагину. Но если вы хотели на нее попасть вместе с друзьями и поговорить о живописи, не отходя от картин, будьте осторожны — возможно, сотрудники музея вам не обрадуются. Об этом в социальных сетях предупреждают посетители выставки, которых выгнали из музея за нелегальные экскурсии.

The Village выяснил, почему Третьяковская галерея пытается регулировать свободные беседы об искусстве в своих стенах, а заодно узнал политику других московских музеев по этому вопросу.

Что происходит в Третьяковке

На днях пользователь фейсбука с ником Tnargime Rǝnni посетил Третьяковскую галерею на Крымском Валу с двумя друзьями. Просмотр и обсуждение экспозиции были прерваны сотрудником службы охраны, который потребовал предъявить бейдж гида. Затем компанию друзей выставили из музея. Журналистам The Village Tnargime Rǝnni сообщил, что никто из Третьяковки не вышел с ним на связь после случившегося инцидента и не принес извинений.

В июне несколько сотрудников МГУ опубликовали открытое обращение к министерству культуры, в котором рассказали об отказе в посещении выставки на Крымском Валу совместно с аспирантами и студентами. Авторы письма сообщили, что работник музея обратил их внимание на запрет экскурсий, после того как они стали обсуждать увиденное. Об аналогичной ситуации заявил и редактор журнала Fashionograph Тим Ильясов: он комментировал друзьям картины в Третьяковке в Лаврушинском переулке.

Что говорят в Третьяковке


Официальный комментарий Третьяковской галереи

Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например в Музеях Московского Кремля. Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий или экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы. А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии.

Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована. Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано «гид-гость». Эта мера необходима, так как нередко в Третьяковскую галерею поступают жалобы от посетителей на то, что некий экскурсовод в одном из залов распространяет неверную информацию. При выяснении подробностей оказывается, что это вовсе не сотрудник музея, а кто-то из гостей.

Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме галерее не приходится сомневаться. Но есть просто лихие специалисты, которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов. Все сообщество аккредитованных гидов возмущено такой ситуацией. И сейчас на страницах ассоциации в соцсетях большую поддержку получают наши усилия, направленные на решение этого вопроса.

Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.

Анна Котляр

пресс-секретарь Третьяковской галереи

Мы не против того, чтобы компании друзей и семьи посещали галерею. Многие СМИ и блогеры стремятся к своей кликабельности и доводят эту ситуацию до абсурда. Мы не просим никого не разговаривать, а просим говорить тише, чтобы не мешать другим посетителям.

Система новых бейджей была создана исключительно для противостояния нелегальным экскурсиям, которых очень много. Многие люди пытаются делать бизнес: берут деньги за экскурсию на стороне и проводят ее в стенах галереи. Тем самым они мешают обычным посетителям и авторизованным экскурсоводам. Система новых бейджей была создана также для урегулирования экскурсионных потоков, а не против людей и обычных посетителей. Преподаватели, которые хотят провести экскурсию для своих студентов, действительно должны оформить занятие на сайте галереи.

Как это устроено в других музеях

Антон Белов

директор музея современного искусства «Гараж»

Как и в любом другом музее, в «Гараже» есть своя экскурсионная служба — ежедневно наши гиды проводят экскурсии для взрослых, школьников (в составе групп) и посетителей с инвалидностью. Мы не препятствуем вузовским преподавателям, которые проводят небольшие групповые занятия в экспозиции, но всегда просим их заранее оповещать музей о запланированном визите.

Разумеется, в «Гараже» каждый посетитель может делиться своими знаниями о современном искусстве со своими друзьями и близкими. В то же время за десять лет существования мы не сталкивались с тем, что кто-то пытается провести самостоятельную коммерческую экскурсию по нашим выставкам — к сожалению, специалистов по современному искусству в России не так много. Если же подобное произойдет, мы будем действовать по ситуации.


Пресс-служба «Мультимедиа Арт Музея»

Наш музей всячески приветствует обсуждение и обмен знаниями на своих экспозициях. Мы организуем тематические экскурсии по выставкам, летом ежедневно проводятся специальные бесплатные экскурсии для школьников. Считаем важным, что педагоги приводят к нам своих учащихся для проведения тематических занятий на базе музея. Предупреждать о таких визитах заранее не нужно — только в случае, если преподаватель заказывает экскурсию с нашим экскурсоводом.


Специалист экскурсионного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА)

ММОМА рад всем гостям музея вне зависимости от того, разговаривают они в залах или нет. Современное искусство часто провоцирует зрителей на диалог, и его необходимо обсуждать - это может быть компания, с которой пришел посетитель, и он рассказывает своим спутникам о выставке и дает комментарии к работам, или музейные волонтеры/медиаторы, которые находятся в залах и отвечают на вопросы посетителей. Если группа планирует посещение музея со своим гидом, то им следует заранее связаться с экскурсионным отделом, чтобы согласовать время посещения и не столкнуться с другими группами в залах, а также по необходимости приобрести путевку на экскурсию.



ОБЛОЖКА: Государственная Третьяковская галерея