В тестовом режиме лицензии стали выдавать еще полторы недели назад, а с 25 июля — уже в массовом порядке. В городском Департаменте транспорта признают, что пока спрос не слишком высокий: в данный момент выдано около 300 разрешений. Однако уже к сентябрю власти планируют создать единый реестр официального такси, и тогда все частники станут правонарушителями. Штрафы за отсутствие лицензии (до 5000 рублей) полиция будет взимать только с нового года. The Village пообщался с одними из первых обладателей лицензий.

 

АНДРЕЙ ЖИГУЛЬСКИЙ
ЧАСТНЫЙ ИЗВОЗЧИК


«Новый закон вряд ли избавит город от бомбил. Штраф за нелегальный извоз всегда был, 500 рублей, но кого это останавливало? Теперь разве что цены на перевозку вырастут. Бомбил очень много и любой полицейский без труда вычислит, кто занимается извозом. Скажем, я уже восемь лет стою на одном месте, рядом пост ГАИ. Они знают, кто я, я знаю, кто они. Иногда просятся посидеть в моей машине под кондиционером — прячутся от жары. Иногда я их о чем-то попрошу, так и живем. Я думаю, чтобы закон заработал, нам ничего своего придумывать не надо — надо перенимать чужой опыт. Я бывал в Литве и Латвии: там бомбил нет, избавились буквально за год. Потому что закон продуманный и полиция работает слаженно. А у нас все болтается из стороны в сторону».

 

СЕРГЕЙ СЕМЕНОВ
ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ «ПРЕСТИЖ»


«Я по доверенности делаю лицензии для всех машин нашей диспетчерской, чтобы водители не тратили время. Весь автопарк уже оборудован счетчиками, поэтому никаких затрат не будет и цены, скорее всего, мы не повысим. А станет ли меньше бомбил — не думаю. У этих лицензий нет ни одной степени защиты, только с нового года обещают делать пластиковые карты с чипом. А так: сканер, принтер, и любой таджик может сделать себе такое разрешение. Обидно, что мы мотаемся, а кто-то сделает ксерокопию и будет ездить с ней. Как со всем этим быть? Не только менять закон, но и менять менталитет. У нас же во всем он проявляется. Вот, например, многие таксисты до сих пор по жаре ездят в майках и шортах — я лично считаю, что это неприемлемо, когда ты везешь клиента».

 

ДМИТРИЙ ДЕНИСОВ
ДИРЕКТОР ТАКСИ «19 ПАРК»


«Тарифы, конечно, вырастут, ведь теперь придется покупать таксометр и кассовый аппарат. Впрочем, если подходить с умом, можно сэкономить. Совет водителям — не покупать дорогущие аппараты, а заказать у любого программиста приложение для сотовых телефонов. Для своей компании я давно так сделал. А кассовый аппарат на самом деле ставить необязательно — вместо чека можно выдавать бланк строгой отчетности. Это у нас тоже есть. Остальные редко их используют. Хотя мой знакомый бомбила заказывает в типографии бланки, скажем, ООО «Пупкин и компания», ставит левый адрес, делает печать и раздает по требованию. А свою лицензию я обязательно размещу на нашем сайте — для клиентов с понтами, которые захотят ехать только на легальном такси».

 

ИЛЬЯ САВКИН
ЧАСТНЫЙ ИЗВОЗЧИК


«Сейчас все говорят о лицензиях, я тоже решил прийти, пока нет больших очередей. Никаких проблем не возникло — машина у меня в собственности, ИП давно открыто, работаю пять лет. Взял выписку в налоговой, пришел сюда и уже через 15 минут получил разрешение. Был бомбилой, теперь буду легальным таксистом — это приятно. А еще я надеюсь, что с появлением лицензий отсеются гастарбайтеры на разбитых «шестерках»и конкуренции станет поменьше. В любом случае, я за легализацию этого бизнеса, как в других странах».

 

КРИСТИНА АРОСЯН
СОТРУДНИК ТАКСИ «СИТИ-МОБИЛ»


«Я подаю документы на лицензии за всех водителей — у нас их четыре тысячи. Наша компания заинтересована в том, чтобы все было по закону. Я считаю, что лицензии изменят ситуацию к лучшему: водители с разрешением будут увереннее чувствовать себя на дороге и наш бизнес окажется под крылом государства. Единственное «но» — еще не все наши машины оборудованы таксометрами и обклеены шашечками. К осени мы обязательно это сделаем. Конечно, это определенные затраты, но таковы новые требования. А насколько лицензирование отразится на цене перевозок, мы еще не подсчитывали».

 

КАК ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ


Лицензия выдается на пять лет и пока получить ее можно бесплатно. Для этого водитель должен подать заявление: лично — в Управление по надзору и контролю за деятельностью легальных таксомоторных перевозок, или в электронном виде на портале госуслуг. Из документов понадобятся права, талон техосмотра, а также свидетельство о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. 

Важное условие: машина должна быть либо в собственности, либо в лизинге. Если документы в порядке, лицензию выдадут сразу и ее нужно положить под лобовое стекло. Помимо лицензии, у легального такси должны быть «шашечки» по бокам, оранжевый фонарь на крыше и счетчик внутри. В награду законным такси мэрия обещает выделить бесплатные стоянки на вокзалах и возле метро, а также разрешит ездить по выделенным полосам для общественного транспорта. Сегодня, по оценкам экспертов, в Москве работает больше 40 тысяч «бомбил», количество легальных перевозчиков не превышает 9 тысяч.

Фото: Иван Афанасьев


 


ЭКСПЕРИМЕНТ
THE VILLAGE: САМЫЕ БЫСТРЫЕ ТАКСИ В ГОРОДЕ

 


РАБОТА НА ИЗВОЗ: 8 МЕГАПОЛИСОВ В БОРЬБЕ С НЕЛЕГАЛЬНЫМ ТАКСИ