Лаборатория виртуальной реальности открылась во Владивостоке в августе 2016 года. Помимо развлекательной площадки, лаборатория — место для разработок программ и проектов под виртуальную реальность. Что-то завязано на заказчиков из бизнес-среды, а какие-то проекты — исключительно социальные, например, проект по реабилитации детей с аутизмом. Его в июне этого года команда представила на Всероссийском молодежном форуме «Амур» и взяла грант. «The Village Владивосток» поговорил с соучредителем компании Павлом Мирошниченко о том, на какой стадии находится проект и чем он уникален для России и мира.

Как начинался проект

Сначала виртуальная реальность была для нас и горожан чистым развлечением — пять минут на автоматах в пешеходной туристической зоне города.  Позднее появился запрос, а следом — идея создать лабораторию, где погрузиться в компьютерный мир можно сразу на несколько часов, а помимо развлечений заниматься разработкой программ и новых систем под «виар» для нужд лаборатории и заказчиков.

В лаборатории есть две зоны — для разработчиков программ и посетителей развлекательного сегмента. В первой молодые сидят за компьютерами, разрабатывая программы или алгоритмы для работы в виаре, кто-то занимается созданием художественного оформления. Если вы пришли во вторую зону — то надевайте очки виртуальной реальности, берите в руки два пульта, с помощью которых и будете взаимодействовать с предметами, и слушайте инструкцию по нахождению в виртуальном пространстве. Главное условие — быть старше шести лет и не заходить за огороженную виртуальной сеткой зону, т. к. все датчики рассчитаны именно на это поле.

Текст

Анастасия Болелая

Фотографии

Василиса Вакилова


Хорошая виртуальная реальность зависит от качественного оборудования, компьютеров и шлемов. Тогда вы надеваете очки и не испытываете укачивания и дискомфорта


О пользе виртуальной реальности для детей

Родители сами привели к нам своих детей с расстройствами аутического спектра. Впервые это произошло в октябре 2017 года. Часто такие дети с малых лет познают компьютер и легко им управляют, но имеют проблемы с другими, повседневными и простыми вещами. К примеру, у них возникают трудности в общении, страхи, из-за которых они не могут перейти дорогу или пройти в открытую дверь. Каждый случай индивидуален. Виртуальная реальность, к удивлению родителей и нас самих, пошла ребятам на пользу — дети осознавали тот мир и взаимодействовали с ним, забыв о своих трудностях в обычной реальности.

Мы решили попробовать проследить динамику — на всех ли детей это воздействует, можно ли с этим работать и как.

Ребенок-аутист часто боится и не может совершить какие-то действия, виар дает ему возможность избавиться от страха. Мы познакомились с директором организации «Маленький принц», которая занимается с такими детьми. Начали консультироваться с их психологами. К нам привели еще четверых детей. Когда такой ребенок попадает в «виар», то будто начинает «просыпаться» от своей болезни.

Считывание реакций мозга у детей с аутизмом

Идея проекта «Escolize», с которым мы выступили на форуме «Амур» и получили грант на 300 тысяч рублей, заключается в следующем: пока ребенок с аутизмом находится в виртуальной реальности, все импульсы его головного мозга считывает специальный шлем с энцефалограммой. Это дает возможность проследить, как мозг ребенка откликается на импульсы, какие блокирует, а с какими дает работать. Часто такие дети имеют проблемы с речевым аппаратом и что-то сказать самостоятельно просто не могут, а с помощью шлема мы можем понять, что делать дальше. К примеру, ребенок получает два кубика — красный и зеленый. На красный кубик его мозг отвечает отказом, а на зеленый реагирует положительно. Тогда ему дают два зеленых кубика, с которыми он готов взаимодействовать.


Мы не будем надевать очки и показывать ребенку ужасы. Это будут сценарии, идентичные его повседневной жизни


После тщательного изучения реакций и проблемных сценариев совместно с психологами, появится возможность прорабатывать ситуации из обычной жизни в виртуальном пространстве.

К примеру, ребенка необходимо приучить переходить дорогу на зеленый сигнал светофора. В момент, когда на улице все сигналят и активно перемещаются, в голове ребенка создаются негативные сигналы, он боится и отказывается выполнять простое, со стороны здорового человека, действие. В этом случае в виртуальной реальности создается точная копия ситуации и выстраивается последовательность действий, которые должен выполнить ребенок. В это время специалист наблюдает за происходящим по приборам и способен менять виртуальную реальность в зависимости от реакций мозга. Если один раз ребенку что-то не понравится, машина запомнит это и в следующий раз скорректирует условия.

Как дети ведут себя в другой реальности

В последний раз к нам привели одиннадцатилетнего Семена. Мама называла своего ребенка «компьютерным», он с раннего детства тянулся к технике и без проблем разбирался в ней.

В лаборатории Семену надо было осмотреться, заглянуть во все уголочки, исследовать помещение, все потрогать — как объяснила его мама, так достигалось понижение нервозности. Через 15 минут он был готов надеть очки и взять в руки манипуляторы. Его привлекло увиденное, он не испугался, не перепутал реальный и виртуальный миры, однако постоянно снимал и надевал очки вновь. Мама объясняла, что так он проверял, что всегда может вернуться. Позже он начал играть уверенно, ничего не опасаясь.

Детям включали игры и симуляторы. Например, офис, где нужно взять пончик, налить кофе, вставить диск в компьютер. То есть вести себя как в жизни. Семен понял правила игры. К примеру, когда у него упала кружка, он поднял ее и отнес в раковину.

Другой мальчик, Вадим — очень увлеченный. Если увлекается чем-то, то не замечает происходящего вокруг и сложно переключается на что-то другое. Он сразу надел очки и играл более часа.


Родители волновались о том, чтобы их дети не перепутали виртуальную и реальную жизнь


Екатерина Фиденко, медицинский психолог ГБУЗ Краевая клиническая психиатрическая больница: «Виртуальная реальность активно используется специалистами как способ преодолевать фобии, как некоторые поведенческие эксперименты. Для ребят с аутизмом это может стать площадкой для ознакомления с ситуациями из реального мира и способом привыкания к ним. Реально доказанной эффективности такого метода в медицинской среде нет. Это действительно инновационный проект, прежде чем внедрять его в реальную практику, нужно провести большую исследовательскую работу. Определить, какие ситуации стоит создавать в виртуальной реальности — это может быть парикмахерская, кабинет врача, большой супермаркет, цирк. Минус, который я вижу, состоит в том, что виртуальная реальность все-таки не заменяет объективной реальности. Но положительный результат дать может»

Масштабы проекта

Да, виртуальная реальность используется для реабилитации, например, после инсульта. Но такого, чтобы одновременно происходило считывание мозговой активности и обучение в виар-среде — такого нет ни в России, ни в мире. Следующий этап работы: создание прототипа шлема для считывания импульсов мозга. Часть оборудования уже закуплена. Сейчас идет подготовка документации для патента на техническое оборудование. В скором времени будет сформирована группа психологов, которые смогут передавать нам свои мнения о проводимом исследовании. Вместе мы определим те проблемные ситуации, на которых стоит делать акцент в работе с детьми из фокус-группы. Общая стоимость проекта примерно 7,5 миллионов рублей. Средств от гранта, конечно, не достаточно, но сам интерес к проекту уже приятен. Мы продвигаем наши разработки на краудфандинговых площадках по сбору средств.