3 июня не в самом людном торговом центре «Тройка» заработал датский мебельный Jysk (читается как «Юск»). Рассказываем, почему приход новой сети в Россию так важен, что искать среди скандинавского минимализма и почему IKEA не стоит беспокоиться.

Что такое JYSK?

Датская марка, получившая название по старинному имени полуострова, на котором расположена Дания, была основана Ларсом Ларсеном в 1979 году. Основной специализацией бренда стали матрасы (они и сейчас составляют немалую часть ассортимента Jysk и хороши в соотношении цены и качества) и нехитрая мебель. Со временем ассортимент расширился: появились товары для сада, предметы для ванной, домашний текстиль и приятные глазу аксессуары, выдержанные в духе скандинавского минимализма, горячо любимого за пределами родины.

Через пять лет компания обзавелась магазином в соседней Германии, чуть позже — в Гренландии и других близлежащих странах. К 2017 году компания Ларсена располагала 2 400 магазинами в 48 странах мира. К этому моменту ассортимент бренда охватывал практически все сферы жизни в квартире и доме, а также за ее пределами. У Jysk завелась толковая линейка для кемпинга: палатки, раскладные стулья и прочие компактные аксессуары для походов. По дизайну предметы влегкую обходят товары из аналогичного раздела в каком-нибудь «Декатлоне», а цены куда ниже, чем у профильных аутдор-брендов. Также у Jysk есть вся необходимая мебель для спальни, кабинета, отдыха на открытом воздухе, детских комнат, гостиной и ванной комнаты.

Коллекции Jysk — скандинавский стиль (или сканди) в чистом виде. Много дерева и натуральных материалов, светлые оттенки, незамысловатые принты, однотонные ткани, прямые линии и минимум деталей. Скандинавский стиль — одно из самых популярных направлений в дизайне последних десяти лет, и этому есть простое объяснение. Простой стул с округлой спинкой и тонкими ножками из натурального дерева или диван с однотонной обивкой и двумя подушками уместно смотрится и в ясеневской хрущевке, и в бруклинском лофте. А для россиян, уставших от аляпистого евроремонта и разухабистых советских диванов со скрипучими стенками, скандинавский минимализм стал глотком свежего воздуха и настоящим прорывом. Недаром 20 лет назад москвичи стояли очередь в открывшуюся в Химках IKEA: идея заполучить домой СОЛЬСТУ взамен опостылевшего дивана «Елизавета» грел душу многим.

Как это выглядит в Москве

Датская компания уже пыталась прийти в Россию. В первый раз — в 1996 году, опередив даже главного конкурента IKEA. Во второй — в 2005-м. Обе попытки провалились: в первый раз москвичи не были готовы к столь современному дизайну, во второй — не заметили тихого появления Jysk на фоне бума IKEA.

На 2019 год у Jysk было запланировано покорение Ирландии и очередной заход в Россию. Грянувший кризис и эпидемия планам не помешали — с опозданием, но все же первый магазин заработал в Москве. Бренду досталось небольшое помещение на втором этаже не самого популярного торгового центра «Тройка» — прежде на этом месте был цветочный отдел «Ашана». Главные здешние точки притяжения — «Ашан», Zara, «Декатлон», «Старбакс» и «Леруа Мерлен». Jysk больше хочется представить в каком-нибудь «Метрополисе» или «Афимолле» в окружении Zara Home и H&M Home.

Конечно, небольшое пространство магазина никак не поможет случайному посетителю составить представление об ассортименте Jysk. В магазин поместились пара рядов с креслами и стульями, несколько моделей кроватей, матрасы и ротанговые кресла для улицы — малая толика мебельного изобилия, которым славится бренд. Зато мелочами магазин, кажется, забит до отказа: все пространство удалось разделить на узкие проходы (забудьте про социальную дистанцию) с рядами постельного белья, пуховых и синтетических подушек, одеял разной толщины, штор и занавесок, мелочей и пушистых ковриков для ванны, ароматических свечей и искусственных цветов.

Зайти за кремовой простыней 160 на 200 и выйти с занавеской из тонких нитей, лампой для балкона с солнечной батареей, парой губок для раковины и граненой вазой — история про Jysk в «Тройке». Заказывать мебель и постельное белье лучше всего онлайн — московский магазин стал скорее витриной для бренда.

Ikea или Jysk

В отличие от IKEA (сравнения здесь неизбежны), компания обошла стороной кухонную мебель и бытовую технику. Ванны, смесители и мебель для туалета и ванной тоже не стали коньком Jysk. За кухнями и серьезным наполнением ванной комнаты по-прежнему придется ехать в «Химки», «Белую дачу» или на «Теплый Стан»: базовые столешницы, бытовая техника и унитазы шведов по соотношению цены и качества остаются лидерами на российском рынке.

Но найти в Jysk аккуратный диван, кровать любого размера, обеденный стол или рабочее кресло не составит труда — в этих категориях компания мало уступает своему главному конкуренту. Более того, некоторые товары Jysk и IKEA иногда настолько похожи, что отличить их практически невозможно. Плюс это или минус? Скорее плюс: не найдя нужную вещь у одного бренда, отыскать похожую можно у второго: в интерьер Jysk икеевская мебель и аксессуары впишутся как родные, и наоборот.

Что касается цен, Jysk и IKEA идут вровень: одни товары стоят у шведского гипермаркета чуть дешевле, другие выгоднее покупать у датчан. Например, скромный выбор Jysk окупается бюджетными моделями диванов и кроватей, а вот постельное белье к ним в IKEA дешевле (а размеров простыней больше).

Что покупать в Jysk

В первую очередь — матрасы, одеяла и подушки. С первых марка начинала полвека назад и за 50 лет не растеряла хватку. Есть совсем узкие и полноценные двуспальные, пружинные, беспружинные и пенополиуретановые разной степени жесткости. Цены на матрасы начинаются от 1 750 рублей, а на дорогие модели дается 100 дней тест-драйва: если по прошествии трех месяцев матрас вас разочаровал, его можно вернуть или обменять на другой. Гарантия на все модели — 25 лет.

Выбор одеял и подушек у Jysk тоже впечатляет: есть пуховые, с искусственным наполнителем, квадратные и прямоугольные, в том числе очень пухлые и с аккуратными узорами. По соседству ищите ковры с коротким ворсом — самые маленькие стоят от смешных 350 рублей и здорово оживляют интерьер. В Jysk стоит заглянуть в поисках садовой мебели: найдутся все варианты фонариков, работающих от солнечной батарейки и спокойно живущих на открытом балконе, плетеные кресла, наборы из столов и стульев, которым не страшен дождь. К ним можно захватить гамак, раскладной стул, детский батут и полосатый зонтик, совсем как на пляже в Италии. В любом случае не стоит думать, что Jysk — это гипермаркет сродни IKEA, где можно закупить разом всю обстановку для новой квартиры с голыми стенами.

Стоит понимать, что ассортимент в «Тройке» и на русскоязычном сайте Jysk различается. Заказывать мебель, постельное белье с одеялами или текстиль для ванны лучше онлайн — выбор здесь больше, а доставка по Москве занимает до девяти рабочих дней (по нынешним меркам — сущая ерунда!). В магазине на «Красносельской» удобнее выбирать мелочи вроде ваз или небольших ковриков, ароматические свечи и шторы.

Постельное белье

1 150 рублей

Кресло уличное

4 000 рублей

Стеллаж

4 000 рублей

Вешалка

4 500 рублей

Кровать

18 999 рублей

Фонарь

1 299 рублей

Горшок

1 299 рублей

Кто не рискует

Открывать магазины в России — дело рискованное, и многие бренды не спешат это делать. На этом фоне упорство Jysk вызывает уважение, и хочется верить, что третья попытка станет удачной. Хороших мебельных в Москве по-прежнему катастрофически мало. Кроме народной IKEA, невысокими ценами может похвастаться разве что Hoff, где периодически можно найти неплохую базовую мебель. Дизайнерские магазины немилосердно дороги, шоу-румы и винтажные лавки огорчают скромным выбором, а в Zara Home и H&M Home, несмотря на приписку «Дом», можно найти только аксессуары и мелочи для дома.

Икеевская мебель за 20 лет превратилась для москвичей из диковинки в базовую среду обитания: сложно найти квартиру, в которой не встретится десяток предметов из шведского гипермаркета. И тут для минималистичного сканди Jysk открываются сразу две возможности: органично вписаться в уже существующую обстановку и разнообразить «икеевские интерьеры». Другое дело, что открывать физические магазины для этого вовсе не обязательно. За пару месяцев самоизоляции мы все освоили онлайн-шопинг.


Фотографии: Таня Решетник