Алена Захезина собрала команду танцевального театра «Фора» в Екатеринбурге в 2000 году. За 17 с лишним лет группа в неизменном составе выпустила более 80 хореографических миниатюр, а в 2015-м — первую полноценную постановку «Стол», в метафорической форме показывающую истории из жизни танцовщиц. В 2005 (Кельн) и 2011 (Мадрид) театр представлял Россию на Всемирном Дне Молодежи, проходящем под патронажем Папы Римского.

Второй большой спектакль Алены Захезиной, идеолога, хореографа и артистки танцевального театра «Фора», так и называется — «Номер Два». 22 мая он прошел на сцене ТЮЗа с аншлагом и громким успехом. Четыре девушки при помощи хореографии и лаконичного реквизита рассказывают 13 новелл, собранных воедино темой человеческих отношений и музыкой «Мумий Тролля».

The Village Екатеринбург рассказывает, в чем суть авторского хореографического метода Алены Захезиной, что объединяет спектакль «№ 2», Рене Магритта и Gucci и какое отношение к театру «Фора» имеет Илья Лагутенко.

Сюжет

С первых же сладкоголосых звуков песни «Такие девчонки» мы попадаем в пространство, виртуально разделенное на четыре квадранта. Четыре танцовщицы — две пары — четыре схематичных предмета повседневности (стул, кровать, телевизор, лампа), которые изобретательно обыгрываются в коротких — под размер песни — новеллах о людях и их отношениях. Номер два — это не только порядковый номер спектакля, но и тот второй, кто состоит в отношениях с нами. Партнер, ребенок, друг, родитель,— люди сосуществуют друг с другом в разных ролях и, как детали сломанного пазла, постоянно пытаются объединиться, совпасть с тем вторым. Редко у кого это получается гладко и бесконфликтно. На стыке разных «я», там, где нам больно и рвется сердце, и рожден этот спектакль.

Каждый узнает себя и своего № 2 в этих кратких фрагментах об отчуждении и притяжении. Вот любовники борются за право обладать и преобладать, изводя друг друга ревностью и прочими пограничными состояниями. А вот мать видит в своей дочери, как в зеркале, свои черты, обожает ее еще больше и одновременно ненавидит за то, что она моложе, ярче, свежее. В спектакле сильна визуально-образная составляющая: в одной из новелл остроумно обыгрывается алое пальто, то надетое на девушку, то появляющееся на сцене одинокой висящей тряпицей как символ утраты и дыры в сердце размером с человека.

В другом эпизоде танцовщицы носят в руках собственные головы — не такие идеальные копии, как на недавнем показе Gucci, но тоже довольно пугающие. Еще один мощный образ — ростовая кукла-бабушка, которую одна из танцовщиц, как рюкзак, проносит за спиной через сцену. Как Густав Климт в «Трех возрастах женщины», Захезина показывает триединство женщины, несущей на себе одновременно юность, зрелость и старость. Осознание неизбежности этой последовательности — одно из самых трагических в жизни женщины. В конце на сцене медленно раскрывается гигантский розовый цветок, отсылающий и к сюрреальной розе Магритта размером в комнату, и к хищным и одновременно нежным цветкам-вагинам иконы американского авангарда Джорджии О’Кифф.

Метод

Алена Захезина называет свой авторский хореографический метод «ФАЗА» (Ф — Фора, А — Алена, ЗА — Захезина). Чтобы понять суть этого метода, нужно отключить мозг, оставить на потом рациональные выводы и эмоционально подключиться к происходящему на сцене. Танцовщицы «Форы» могут не тянуть носок, но умеют вывернуть наизнанку свои чувства. Танец то уходит в полный рассинхрон и идиосинкразию, то сливается в едином гармоничном ансамбле; танцовщицы то жестоко отталкивают друг друга, то объединяются странным, причудливым образом, чтобы в следующий момент снова выпасть из ритма и из пары. В их движениях боль превращается в танец, а танец — в способ преодоления этой боли.

Музыка

Музыкальным фоном для спектакля служат песни группы «Мумий Тролль» разных лет и с разных альбомов. Чеширский голос Ильи Лагутенко обволакивает тела танцовщиц и сообщает их конвульсивным движениям теплую, ламповую основу; как под действием анальгетика, с таким саундтреком боль становится переносимей. Но есть у этой удачи и оборотная сторона: музыка «Мумий Тролля» наполнена смыслами, словоцентрична, и в какой-то момент есть риск выпасть из танца и подключиться к тексту песен.

Коллаборация девушек с Лагутенко началась уже довольно давно: в 2012 году дэнс-команда полным составом приняла участие в съемках клипа «Собака» сайд-проекта Ильи Лагутенко «Кета».


Фотографии: «Фора»/Вадим Балакин