«Мумия», «Анна Каренина. История Вронского», «Манифесто» Зомби-апокалипсис в компании мумий, воспоминания об Анне Карениной 30 лет спустя и взгляд на историю искусства ХХ века
текст: Алиса Таёжная
«Мумия»
режиссер: Алекс Куртцман
в ролях: Том Круз,
Рассел Кроу,
Аннабелль Уоллис
Зомби-апокалипсис в компании мумий, тамплиеров и Тома Круза
Искатель приключений и спекулянт древностями Ник (Том Круз) оказывается с приятелем (Джейк Джонсон) в Северном Ираке — мужчины, похожие на боевиков ИГ, громят вечные ценности Месопотамии. После американского воздушного удара открывается пропасть — с многообещающим захоронением, не похожим на все, что обычно встречают археологи: для могилы здесь не хватает ритуальных символов, а в центральный бассейн из пещеры стекает ртуть. У гробницы главного героя настигает блондинка, с которой он провел ночь тремя днями ранее (Аннабелль Уоллис), а главное — выкрал у нее письмо от какого-то Генри с указанием на «харам». Харам переводится как проклятие, но предприимчивый Круз решает, что речь идет о большом сокровище. Спустившись в гробницу, оба достают на поверхность и привозят в Великобританию саркофаг с мумией принцессы Аманет (София Бутелла) — властолюбивой наследницы, убившей отца и его наследника-сына по сговору с египетским богом смерти тысячи лет назад. В какой-то момент в историю включатся английский пригород, захоронения времен Крестовых походов, легенда о докторе Джекилле и мистере Хайде и очень много мумий, которые хоть и выглядят как скелеты в перевязках, но ведут себя как самые обычные зомби. Их задача — преследовать и удержать Ника, который, сам того не зная, стал избранником египетской принцессы и нужен ей для завершения древнего обряда.
«Мумия» мало отличается от фильмов, которые крутят в дневной ротации по выходным на «Первом мистическом» или «Остросюжетном ТВ»: это безобидное одноразовое кино для шумной компании на даче, ленивых выходных на кухне или куриных крылышек с доставкой на дом. Сценарист «Трансформеров» и «Стартрека» должен был решить две задачи: с одной стороны, раскрутить рассказ про египетскую мумию так, чтобы история про пятитысячелетнее проклятие смотрелась живо. С другой — напридумывать кошмариков, из-за которых захочется отправиться на сеанс 3D. Со второй задачей он более или менее справился: трупы с закатившимися глазами, мумии с отличной растяжкой, компьютерные вороны и жуки, а еще несколько крупных планов, берущих эффектом неожиданности, — подпрыгнуть с попкорном на фильме хочется не раз и не два. Отдельное удовольствие — Том Круз, издевающийся в своей роли над своим мачистским образом, с десяток раз зависающий в кризисной ситуации с репликой: «Я думаю» — или кричащий в пустоту: «Кто здесь главный?» Сердце радуется, когда он снимает в переулке компьютерных крыс или шарахается от нарисованных призраков. Так же тепло на душе становится, когда Рассел Кроу с серым лицом кричит: «Все дамочки будут нашими». Но зачем-то главный герой (за которым сам Круз наблюдает с ухмылкой) — пластмассовая копия Индианы Джонса — к концу фильма начинает рефлексировать о победе Добра над Злом (именно с большой буквы) и теряет все свое обаяние.
«Мумия» быстро превращается в «Ночь живых мертвецов», а в самые бессовестные моменты — в «Зомби по имени Шон» и ожидаемо сбавляет обороты в конце, когда сценарная группа собирает перед титрами все неработающие клише («добрая блондинка против злой брюнетки», «блондинка в опасности», «я спасу тебя ценой своей жизни») и забывает про всесильную Аманет — все ее фокусы вы уже видели в трейлере, и никаких других зрелищ у авторов «Мумии» нет. Ближе к концу «Мумия» раскручивается в подростковую версию «Инферно», где десятки уважаемых людей пересказывают зрителям мифы и легенды, мешая в блендере короля Артура, археологию, биологические эксперименты и египетский пантеон. Все в итоге выглядит как шпаргалка для тинейджера, которому завтра утром надо сдать зачет по истории, и компания Тома Круза в этом может быть хоть каким-то помощником.
Смотреть? Нет (если вы не подросток)
«Анна Каренина. История Вронского»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.