«Апгрейд»


Режиссер: Ли Уоннелл


В главных ролях: Логан Маршалл-Грин, Мелани Валльехо, Стив Даниелсен

Экшен с предсказуемой интригой о встроенном чипе у отчаявшегося мужчины

В результате случайной аварии в заброшенном квартале оказываются муж Грей (Логан Маршалл-Грин, трудно весь фильм отделаться от ощущения, что это недорогая копия Тома Харди) и жена Аша (Мелани Валльехо). Он — немного маргинал, автомеханик и один из последних людей, в тело которого не внедрено никаких усовершенствований: в век протезов и оружия, вживленного прямо в руку, это большая редкость. Она — сотрудница высокотехнологичной компании. На обоих совершают нападение: и вот Аша смотрит на небо застывшим окровавленным лицом. К доставленному в больницу Грею приходит могущественный техногений и предлагает вживить в пострадавшего имплант СТЕМ, который должен вылечить его от паралича и других ограничений травмированного тела (практически «Аватар»). Имплант, как жучка, надо вживить к спинному мозгу — и СТЕМ научит тело не только двигаться, но и быстро драться, искать информацию, принимать верные решения и время от времени передавать чипу полномочия руководить телом. Изначальный план — воспользоваться помощью СТЕМа, чтобы найти головорезов и отомстить за смерть жены. Но в реальности у героя со СТЕМом начинается напряженный диалог как о краткосрочном выборе, так и о глобальных ценностях.

«Апгрейд» уже начали называть «Веномом здорового человека». Неудивительно, учитывая, что блокбастер с Томом Харди разочаровал почти всех — за исключением автора The Village. «Апгрейд» действительно острее работает с формулой марвеловского блокбастера (там герой тоже вел напряженные диалоги с захватившим его тело организмом), переполнен незасвеченными лицами, не старается быть смешным там, где это неуместно, и в целом выглядит мощнее многих прокатных экшенов. Если и смотреть что-то в жанре в этом сезоне, то именно «Апгрейд», снятый за каких-то 5 миллионов долларов: актер «Пилы» и режиссер третьего «Астрала» сделал крепкий фильм без больших претензий. Это его и спасает — «Апгрейд» подойдет тем, кто придет в кино вообще без ожиданий. Злодеи улыбаются, садисты убедительны, а развязка становится понятна любому внимательному зрителю «Мира Дикого Запада» или «Черного зеркала» через 15 минут. В «Апгрейде» хватает мелочей, чтобы держать в легком напряжении, но принципиально недостаточно собственно мяса, чтобы почувствовать вкус чего-то брутального, нового и насыщающего. Хмурый, лаконичный и непретенциозный «Веном здорового человека» или развлекательный, избыточный «Веном курильщика» — тут уж каждый выбирает сам.


Смотреть? Возможно

«Ральф против интернета»


Режиссер: Фил Джонстон, Рич Мур


В главных ролях: Джон Си Райли, Сара Сильверман, Галь Гадот

Бойкий мультфильм о хаосе в мире интернета, а на самом деле — о дружбе и праве быть собой

В мир игровых автоматов внезапно приходит интернет, и герои незамысловатых игр остаются на перепутье между логотипами eBay, Facebook и Spotify. Главная героиня гонок Веннелопа (в оригинале ее озвучивает звезда стендапа Сара Сильверман) имеет все шансы потерять возможность жить любимой жизнью после поломки автомата — гости игрового клуба ломают руль, а хозяину дешевле избавиться от куска железа, чем чинить вышедший из обращения автомат. Гонки отменяются, и Веннелопа и ее подружки-соперницы сидят без дела. Готовый прийти ей на помощь лучший друг Ральф (комик Джон Си Райли) отправляется с Веннелопой в интернет. Правда, как решить проблемы с помощью этого хаоса, никто не знает, разве что покупка руля на eBay кажется обоим хорошей идеей. Еще они попытаются заработать на виртуальных гонках и вирусных роликах в BuzzTube, будут интуитивно подбирать правильные поисковые запросы и укротят огромный вирус. Ближе к концу фильма двое будут все чаще говорить о природе своих отношений, принятии и о том, почему отпускать другого не менее важно, чем держаться вместе. Бонусом — одна лиричная песня и очень смешная сцена с диснеевскими принцессами, переоткрывающими себя.

Авторы первого «Ральфа» и «Зверополиса» схватились за тему интернета так жадно, что первая половина фильма рассыпается от количества деталей. За диалогами героев следить оказывается не проще, чем за мельканием логотипов на виртуальной площади интернета, а большинство ситуаций скорее подражают привычному интернету, чем изобретают новый мир. Перегруженному «Ральфу» (как и «Зверополису») требуется время, чтобы прийти, собственно, к главной идее. Вторая часть делает поворот на 180 градусов и начинает прямо формулировать то, о чем принято говорить в детском кино, чтобы дети предположительно выросли более или менее счастливыми. Твое предназначение — только твое. Самое важное качество друга — умение поддержать и принимать твою радость и самостоятельность. Нет ничего принципиальнее борьбы за то, во что веришь. Все это в яркой упаковке цветных конфет, добрых шуток и милых героев — совершенно кавайной Веннелопы и Ральфа с большим сердцем, чей талант любить и помогать ломает циничные механизмы интернет-рейтингов и рекомендательных алгоритмов.


Смотреть? Да (лучше с детьми)

«Быть Астрид Линдгрен»


Режиссер: Пернилла Фишер Кристенсен


В ролях: Альба Аугуст, Трине Дюрхольм, Бьёрн Густафссон

Толковый фильм о молодости известной детской писательницы

Молодая Астрид (Альба Аугуст) из набожной семьи — жительница провинциальной деревни. Ее родители — жесткая мать (Трине Дюрхольм) и более лояльный отец (Магнус Креппер) — мечтают о благополучном будущем для дочки, которое предполагает создание семьи и взросление на этой же земле. Но Астрид довольно рано и естественно для себя усваивает идеи эмансипации: состригает косы, танцует на сельских дискотеках без приглашения и, кажется, вообще не заботится о будущем. Больше всего она хочет самовыражения, и сочувствующий отец предлагает ей устроиться на стажировку в местную газету к приятелю: город такой маленький, что все всех знают. Астрид схватывает все на лету, бойко пишет и производит невероятное впечатление на главного редактора — у них быстро начинается неудобный и осуждаемый роман с серьезными последствиями. До большой писательницы Астрид еще далеко, а вот ее испытания начинаются прямо сейчас.

Профеминистский байопик — жанр, который активно осваивается прямо сейчас и время от времени, как любой героический жанр, бывает очень спекулятивным. Про «Астрид» этого не скажешь — у авторов и исполнительницы главной роли Альбы Аугуст получилась умная и чуткая драма о том, как трудно расти в провинции, сталкиваться с предрассудками и переживать небеззаботное материнство. Редко случается, что биографию, сжато описанную в «Википедии», хочется рассмотреть поближе и увидеть за последовательностью событий поколенческий слом. Простая, но убедительная история о силе воли, хватке, таланте, сомнениях и материнской любви шаг за шагом показывает, откуда в одной из главных детских писательниц в мире взялись ее идеи о маленьких героях, завоевывающих мир, которые всегда хотели приключений и любви больше, чем комфорта.


Смотреть? Да

«Жена»


Режиссер: Бьёрн Рунге


В главных ролях: Гленн Клоуз, Джонатан Прайс, Кристиан Слэйтер

Еще один фильм про писательское ремесло: горькая драма с Гленн Клоуз о том, как больно играть в жизни роль второго плана

Годы терпения и самопожертвования окончились долгожданным признанием: мужа Джоан (прекрасная пара Джонатана Прайса и Гленн Клоуз), наконец, наградят Нобелевской премией по литературе. После радостных новостей — какие еще вершины может покорить известный романист — Джоан замирает в нерешительности и смятении: ей хочется переосмыслить все, что она годами делала в отношении мужа. Поддержка, то, что называется эмоциональным обслуживанием, годы маленького и незаметного труда — это несомненно. Но принимать комплименты о том, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, Джоан не менее больно. В их давно сложившейся семейной арифметике есть еще одна фигура — сын, к чьим писательским талантам отец относится снисходительно, невнимательно, с апломбом ленивого льва. Во время поездки в Стокгольм многолетнее подавленное неудовольствие Джоан выходит на первый план и начинает губить привязанность к мужу: она вспоминает, как ее амбиции молодой писательницы были встречены снобизмом авторов-мужчин, что не помешало ей поставить на рельсы неуклюжую раннюю карьеру мужа. И когда к уважаемой паре с предложением собрать биографию писателя обращается журналист (Кристиан Слэйтер), Джоан сомневается, получится ли у него справедливо осветить их совместную историю и ее личный вклад. Насколько время и обстоятельства ранней молодости определили ее судьбу и можно ли все переиграть — эти мысли живут в ней фоном, пока муж проживает долгожданный триумф.

«Жена» (как и «Вдовы» Стива МакКуина, тоже в прокате с этой недели) расставляет приоритеты так, как принято в последние пару лет в голливудских историях. С одной стороны, безусловно, это дань времени, где разговор о женском вкладе, наконец, уходит от эфемерных понятий «музы» и «хранительницы очага» в обсуждение равноправного участия в жизни друг друга. «Жена» продолжает историю «Больших глаз», недавнего байопика Мэри Шелли и всего в паре недель опережает в прокате «Колетт» — историю еще одной писательницы, сомнения в таланте которой однозначно мешали ее успешной карьере. Но в «Жене» есть и кое-что еще, что делает фильм не просто набором лозунгов: тщательно прописанная семейная динамика, напоминающая отличную драму о кризисе долгих отношений «45 лет». Фильм говорит не только о женщине на вторых ролях, но и о трудностях совместного становления, где прощения и любви всегда больше, чем эгоизма и расчета — хотя бы с одной стороны.


Смотреть? Возможно

«Подбросы»


Режиссер: Иван И. Твердовский


В ролях: Денис Власенко, Анна Слю

Драма о неудобной России: молодой человек, не чувствующий боли, — жертва коллективного насилия

Подросток Денис (Денис Власенко) живет в интернате: «подбросы» — это все подкинутые и бездомные дети, часто с живыми родителями (посмотрите реальную статистику в России по семейной истории детей в детдомах). Его главное свойство — не чувствовать боли, которого Денис совершенно не стыдится и старается с ним работать: ребята в детдоме — кажется, его настоящая и сложившаяся семья. Внезапно за сыном в детдом заявляется его мать (Анна Слю) — незамужняя, еще очень молодая женщина с собственной квартирой и доходом, формально вызывающая подозрение у опеки только из-за отсутствия мужа. Она берет ребенка на себя и постепенно обнажает многоступенчатый план: Денису надо участвовать в сложной коррупционной схеме, где он инициирует ДТП, а мать и ее несколько помощников зарабатывают деньги на подставленных водителях. Как именно это происходит — пожалуй, без спойлеров, — но в схему включены полиция, врачи, представители судебной власти и сама мать — как обязательное связующее звено.

До «Подбросов» Иван И. Твердовский снял два апокалиптичных фильма о том, как трудно жить в России не таким, как все: сюрдраму «Класс коррекции» об инвалидности и черную сказку «Зоология» о женщине с хвостом. «Подбросы» — тоже, скорее, про мифологию при узнаваемых приметах российской реальности. Звягинцев-суперлайт или Дарденны для тех, кто любит попроще, «Подбросы» с одной стороны, вроде бы разбираются с феноменом отечественного «мне не больно» и природой долготерпения. С другой — к середине твердят одно и то же про главного супергероя, его околоинцестуальную связь с матерью (привет Ксавье Долану) и путаются в демонических чиновниках, в которых легко узнаются фигуранты правозащитных репортажей. И выдуманному Денису, и реальному Твердовскому русская жизнь снова оказывается не по зубам: моральная боль при ее физическом отсутствии и ресентименты нуждаются в филигранном исполнении, которого за Иваном, при крепости историй, никогда замечено не было.


Смотреть? Нет

«Три лица»


Режиссер: Джафар Панахи


В ролях: Бехназ Джафари, Джафар Панахи

Новый Джафар Панахи о свободе — иранское кино, в котором так много российского

Еще один эксперимент в докфикшне, которым так славно иранское кино — режиссер Джафар Панахи получает от своей постоянной актрисы Бехназ Джафари противоречивую просьбу. Накануне она получила видео, снятое на телефон молодой девушкой в пещере. Не известная ей девушка рассказывает свою историю и упрекает актрису в равнодушии: она давно мечтает быть актрисой и даже поступила в училище, но семья запрещает ей переезжать и учиться актерскому мастерству, поэтому суицид — ее единственное решение. Все потому, что на самом деле до таких, как она, нет дела главным деятелям иранского кино. Джафар и Бехназ едут в другую часть Ирана, чтобы найти девушку (вдруг она жива, а самоубийство просто имитировано), а заодно поговорить с теми, кто может ее знать, о том, каким человеком она была, чем выделялась и кто ее семья. Два женских лица, на которые обращено внимание, уже понятны. Третья проявляется только в пересказе: еще одна женщина, игравшая в кино в 70-е до прихода к власти фундаменталистов, — ее карьера изменилась на 40 лет вместе с режимом.

О непостижимой в нашем понимании роли иранского кино в жизни обычных людей снят великий полудок Махмальбафа «Салям, синема!». Об исцеляющей силе искусства и преодолении дистанции между преступлением и наказанием — «Крупный план» Аббаса Киаростами. О женщинах, скованных одной цепью молчания и унижения, — «Круг» того же Джафара Панахи. Режиссер уже десять лет как не может выезжать из страны, передает фильмы на фестивали самыми невероятными способами и снял во время официального запрета на профессию уже четыре фильма — и все об ограничениях, которые определяют методы и находчивость современного иранского кино. Женщины и несвобода — главная тема нынешнего опыта Панахи, но, как и прежде, его волнуют отношения реальности, вымысла и постановки, химеры авторитарного государства и расхожий народный треп, из которого вырисовывается карта мещанских предрассудков. Они вызывают у Панахи не меньше негодования, чем запрет прямо высказываться о жизни через критичные и остроумные фильмы.


Смотреть? Да


Обложка: Capella Film