«Зеленая книга»

Режиссер: Питер Фаррелли

В ролях: Вигго Мортенсен, Махершала Али

Один из главных фаворитов «Оскара»: режиссер «Тупого и еще тупее» против расовой дискриминации

Нью-йоркский вышибала Тони Валлелонга (Вигго Мортенсен) соглашается на легкую подработку — стать водителем для некоего мужчины, известного как Док. При знакомстве выясняется, что Док, он же Дон Ширли (Махершала Али, звезда «Лунного света» и один из самых востребованных актеров прямо сейчас) никакой не доктор, а пианист-афроамериканец с аристократическими манерами и большой коллекцией антиквариата, получивший приглашение на тур по южным штатам. На дворе начало 60-х, в Америке черные все еще посещают отдельные туалеты, но вознаграждение манит Тони, да и он в какой-то степени привык к обращению к себе как к человеку второго сорта, говорящему с акцентом. Тони отправляется в путешествие, вооружившись «Зеленой книгой» — путеводителем по Америке, написанным для меньшинств и перечисляющим отели и рестораны, где у небелых путешественников не будет проблем с хозяевами и постояльцами. Тони показательно груб и карикатурен, Дон — сдержан и знает себе цену. Чем больше времени они проводят вместе, тем лучше понимают друг друга — и вот уже Тони знает еще один секрет Дона и делится открытиями о сегрегации в переписке с оставшейся в Нью-Йорке женой.

Прототипом киношного Тони выступил совершенно реальный человек Тони Лип, которого болтливость привела к мелким, но все же ролям у Скорсезе в «Крестном отце», «Бешеном быке» и «Клане Сопрано». События «Зеленой книги», написанной сыном Тони по рассказам отца, впрочем, происходили намного раньше — на момент происходящего главному герою было чуть больше 30 лет. Питер Фаррелли, очевидно, знает, как найти дорогу к «Оскару»: «Зеленую книгу» номинировали за незамутненный оптимизм, веру во все хорошее против всего плохого и актерский дуэт, воплощающий два неравноправия. Один — агрессивно-мужиковатый итальянец на вторых ролях, привыкший к роли семейного добытчика, пройдохи и посмешища. Другой — интеллектуал, чьи ценности и принципы расходятся с социальными стереотипами. Обоих уже через несколько лет перемелют жернова истории, но, как и в «Дикой жизни» Пола Дано или сериалах о безумцах с Мэдисон-авеню и Миссис Майзел, главные герои — первые ласточки грандиозных перемен.

«Зеленая книга» — пособие по сценарному мастерству и голливудским стандартам. Фаррелли (тот самый Фаррелли. Представляете, как это должно выглядеть? «Новый фильм от номинанта на премию „Оскар“, режиссера фильмов „Тупой и еще тупее“ и „Тупой и еще тупее-2“!») недаром снимал все эти 20 с лишним лет: фильм словно сделан под метроном, в нем нет ни одного неожиданного поворота, ни одной яркой детали, делающей историю о вынужденной дружбе несовершенной, осязаемой, недосказанной, неровной, удивительной и человечной. Заходят италоамериканец и афроамериканец в бар — что-то типа того. Так и устроены сезонные крауд-плизеры и фильмы, годами выигрывающие призы зрительских симпатий на народных фестивалях. Сироп, который на время помогает смириться с окружающей реальностью и который, возможно, не выдержит испытания временем. Показательно, что «Книга» и «Черный клановец» — история о преемственности и никуда не девшейся сегрегации — часто находится в тех же оскаровских номинациях, но представляет принципиально другой взгляд: человека, который понимает, что любая такая дружба может легко измениться, когда ветра подуют в другую сторону.


Смотреть? Возможно

«Море соблазна»

Режиссер: Стивен Найт

В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй

Бестолковый неонуар о рыбаке и рыбке с замечательными актерами

На острове Плимут, затерянном в океане, рыбак Бэйкер (Мэтью МакКонахи, у которого очень давно не было хороших ролей, опять как в нулевые) зарабатывает на жизнь толстыми и самодовольными туристами, которым позволяет дернуть за удочку с крупной рыбой, когда основная работа уже сделана им самим. В свободное время он приходит к местной королеве красоты в отставке (Дайан Лэйн) и прикладывается к крепкому в баре. В один из многочисленных солнечных дней в бар приходит Карен (Энн Хэтэуэй в образе роковой блондинки) — девушка, слишком красивая для этих мест и, конечно же, находящаяся в беде. Ее муж — алкоголик, абьюзер и большой друг кубинской мафии — терроризирует сына, которого Карен, как оказалось, завела от Бэйкера, правда, много лет назад, когда того еще звали Джоном. Карен просит помощи — скормить мужа рыбам, избавить ее от побоев и жестокости, а главное — спасти сына, который ищет спасения от домашнего кошмара в компьютерных играх. У Бэйкера есть еще одна одержимость из сюжета Мелвилла — убить огромного тунца, за которым он охотится годами. Помимо Карен, встречи с Бэйкером упорно добивается один торговец рыболовным оборудованием, а окружающие все чаще намекают Бэйкеру, что ему надо обратиться за помощью к врачу.

Фильм Стивена Найта — сценариста «Порока на экспорт», «Грязных прелестей», «Локка» и «Острых козырьков» — не получается сложить в какую-то определенную коробочку, и если для большинства мультижанровых фильмов это часто преимущество, то здесь — скорее проблема. Персонажи как будто бы не разношены отличными актерами — МакКонахи дает классического МакКонахи, Хэтэуэй кажется совершенно неуместной в роли страдающей жены мафиози и играет без блеска в глазах, а остальным достаются роли статистов: потерявший края муж, помощник в глубокой депрессии, любовница с коварным взглядом, ребенок-социопат перед клавиатурой компьютера.

«Море соблазна» пляшет от фильма «Остров» к «Шоу Трумэна», потом к «Петле времени» и какому-нибудь сюжету средней руки про отчаянную блондинку в поисках спасителя. То, что принято называть твистом, пару раз поворачивает фильм в другое (но до обидного ожидаемое) русло, флешбэки перепутаны со снами, а вся наживка будет поймана зрителями, как кусочки тунца акулой в океане. Кино, которое придумано быть захватывающим, оказывается тягостным кроссвордом, лишенным юмора и оригинального видения — самое плохое, что может случиться с неонуаром.


Смотреть? Нет

«Красивый мальчик»

Режиссер: Феликс ван Грунинген

В ролях: Стив Карелл, Тимоти Шаламе

Трудная, но честная драма о наркозависимости со Стивом Каррелом и Тимоти Шаламе: отец спасает сына

Не все счастливые семьи счастливы одинаково — в дом обеспеченного журналиста Дэвида Шеффа (Стив Карелл) приходит беда: его сын Ник (Тимоти Шаламе) сел на метамфетамин (и перепробовал много чего еще). Родители Ника развелись, и он остался в Сан-Франциско с папой, а мама живет в Лос-Анджелесе. Ник — красивый мальчик и любимый сын — много пишет и рисует, поступает во все колледжи подряд и давно является гордостью образцовой и любящей семьи (Дэвид женился во второй раз), где родители привыкли поддерживать детей. Тем удивительнее его зависимость, реабилитационные центры и группы поддержки, постоянные срывы и нарушенные обещания.

Фильмов о зависимостях — не наркофобных и не нарочито мелодраматических — снято очень немного, и «Красивый мальчик» не будет легким зрелищем для тех, у кого срабатывает триггер на саму тему. Это не резвые контркультурные продукты 90-х вроде «На игле», не психоделия «Входа в пустоту» и не ужасы «Реквиема по мечте»: драма Феликса ван Грунингена касается будничной части зависимостей. Мы не видим ничего, что происходит внутри самого Ника — как не видит этого его любящий родитель, а только замечаем тревогу и агрессию, меняющийся почерк, нежный секс и настораживающую полуулыбку, вранье с опущенными глазами и риторику человека в стадии отрицания. «Красивый мальчик» подробно рассказывает о зависимости, которая становится бедой для целой семьи, и о том, что не обязательно надо вырасти в семье родителей-тиранов и пострадать от насилия и травли, чтобы целенаправленно гробить свою жизнь. Плохое случается и с красивыми мальчиками.


Смотреть? Да


Обложка: «Пионер»