«Алита: Боевой ангел»

режиссер: Роберт Родригес

В ролях: Роза Салазар, Кристоф Вальц, Киан Джонсон, Махершала Али

Приятное развлечение Роберта Родригеса по сценарию Джеймса Кэмерона

На свалке под городом Залемом, повисшим над переполненным мегаполисом Айрон-Сити, доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц) находит остатки выброшенного робота. Хороший ученый, он вынужден перебиваться недорогой починкой киборгов, на которую не то чтобы проживешь — киборги к Идо заходят в основном бедные. Из найденного металлолома Идо собирает Алиту (Роза Салазар в компьютерном измерении) — высокоинтеллектуального киборга с замечательными физическими характеристиками. Алита быстро заводит дружбу с местным мотоциклистом Хьюго (Киан Джонсон), от которого узнает про самую популярную игру в Залеме — моторболл — по сути, гладиаторские бои для людей, сделавших апгрейд. Пока доктор Идо тоскует по погибшему ребенку и бывшей жене (Дженнифер Коннелли), которая теперь работает на могущественную корпорацию, а Алита, страдающая киборг-амнезией, пытается выяснить свое прошлое и происхождение, в Айрон-Сити орудует потрошитель киборгов — на жителей нападает серийный маньяк и шустро отпиливает самые дорогие части тела, не оставляя следов.

Фанаты манги, по которой поставлен фильм, «Алиту», скорее, опрокинут, поэтому лучше подходить к ней без особых ожиданий. Это несложная, сделанная по всем правилам экшена история — достаточно захватывающая, чтобы не отрываться от экрана во время драк и погонь, и достаточно предсказуемая, чтобы все сюжетные ходы были известны заранее. Порадоваться за Роберта Родригеса стоит в любом случае — за последние десять лет с ним как режиссером не случилось почти ничего примечательного: «Мачете» и «Планета террора» были последними яркими проектами в его фильмографии.

Экшен Родригеса — это young adult с цитатами из главных киберпанк-фильмов от «Робокопа» до «Бегущего по лезвию», где подростковой любви (и совсем не справляющемуся с ролью Хьюго сериальному актеру Джонсону) уделено не меньше внимания, чем гонкам и поискам идентичности. The Guardian назвал «Алиту» ванильной мелодрамкой, и с этим сложно не согласиться: по прошествии пары часов фильм больше всего похож на остатки с барского стола Кэмерона, который носился с идеей экранизации этой манги 20 лет, написал к фильму сценарий, но режиссерское кресло в итоге уступил Родригесу. При всем нагромождении красивых сцен и антигероев с пилами вместо конечностей перед нами очень, очень консервативная романтическая история про девочку с телом бойца, не претендующая ни на что трехмерное, кроме образа в 3D-очках.


Смотреть? Возможно

«Честный человек»

режиссер: Луи Гаррель

В ролях: Луи Гаррель, Летиция Каста, Лили-Роуз Депп, Джозеф Энджел

Ироничная французская мелодрама о Луи Гарреле в плену двух женщин

Утром Абель (Луи Гаррель) встречает свою девушку Марианну (Летиция Каста) в коридоре: она рассказывает, что беременна от общего друга Поля и собирается к нему уйти — назначена даже дата срочной свадьбы. Через несколько лет Поль, который на экране так и не появляется, внезапно уходит из жизни: остановка сердца, совсем молодой. Абель никуда не может деться от мыслей о Марианне и желания быть снова с ней, хотя странноватый сын Марианны и Поля его явно не принимает, да еще и выдумывает странные истории. В то же время подросла младшая сестра Поля Эва (Лили-Роуз Депп), которая когда-то была маленькой и неловкой девочкой, а сейчас превратилась в восхитительную девушку с грустными глазами, тесной квартирой и посредственной работой риелтора (что абсурдно само по себе). Все эти годы она была влюблена в Абеля, но не находила в себе храбрости ему об этом сказать.

«Честный человек» — совсем короткая (чуть больше часа) зарисовка о любовном треугольнике в сдержанных серых тонах, но с хитрой улыбкой на устах автора. Париж здесь какой угодно, но не туристический: серый, осенний или зимний, в туманной дымке, с героями, выдыхающими влажный пар изо рта. Для второго фильма о напрасной и непонятной любви в большом городе Гаррель пригласил свою жену Касту, дочку Деппа и Ванессы Паради, новое рекламное лицо Chanel.

То, что разыгрывается между ними, с закадровым голосом каждого героя по очереди — трагикомедия на троих, где не самый сильный духом мужчина даже не мечется, а болтается между двумя куда более сильными женщинами. В этой истории взрослого мужчины, живущего в тени женщин, ему помогает соавтор сценария Жан-Клод Карьер — постоянный соавтор знаменитого отца Луи Гарреля, Филиппа («Постоянные любовники», «Ревность», «Любовник на день»). Не самый великий французский фильм, но неглупое решение для тех, кто все же решится выбраться в кино после Дня святого Валентина.


Смотреть? Возможно

«Айка»

режиссер: Сергей Дворцевой

В главных ролях: Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова, Давид Алавердян

Мучительная драма о киргизской нелегалке в Москве

Открыв окно в роддоме, на улицу выбегает 25-летняя киргизка Айка. В сумке — ее первый ребенок, но у нее нет денег и возможности о нем заботиться. Айка живет за занавеской с другими мигрантами в общежитии под абсурдным названием — хостел «Солнечный», у нее есть только матрас и половина подоконника. Хозяин хостела регулярно дает взятку ментам, за просрочку те раздают постояльцам дежурные подзатыльники. Ближайшие три дня Айка будет искать работу: в аномально снежную зиму она найдет родственную душу в ветеринарной клинике и будет постоянно отвечать на назойливые телефонные звонки с требованиями вернуть долг. Одновременно с этим Айка страдает от постродового кровотечения, мечтает открыть швейный бизнес и пытается сцеживать молоко, проживая свою боль на бегу во враждебной холодной Москве.

Каннская лауреатка прошлого года, казахская актриса Самал Еслямова действительно играет в «Айке» трагическую роль, которых на русском языке не играли и вряд ли сыграют в обозримом будущем. Выпускница ГИТИСа, работавшая уже в прошлом фильме Сергея Дворцевого «Тюльпан», создает пронзительный портрет целого поколения женщин, живущих в современном рабстве. То, что кажется зрителю адом, для Айки и женщин ее судьбы — испытание каждого дня: от грязного спального места до бесчисленных километров по снегу и слякоти.

Создатели фильма собрали сценарий на документальном материале: холодный компресс из сосулек, ощипывание куриц, нелегальные аборты, взятки всем подряд и мечты о собственном деле, которое сделает восточную женщину независимой, — об этом сценаристам во время многочисленных интервью во время препродакшена рассказали женщины из Средней Азии, живущие в Москве. Смотреть на мытарства Айки больно и страшно, но и отводить глаза стыдно: это фильм, которому давно пора было появиться на свет, как бы правда ни разъедала глаза.


Смотреть? Да

«Капернаум»

режиссер: Надин Лабаки

В ролях: Зейн Аль Раффеа, Йорданос Шифероу, Болуватифе Трэжа Банкоул

«Миллионер из трущоб» без голливудских поворотов — трагичное кино о несчастливом ливанском ребенке

Маленький мальчик (Зейн Аль Раффеа), выглядящий на восемь-девять лет (на самом деле ему 12), в зале суда заявляет, что хочет посадить родителей за то, что они произвели его на свет в нищете. Зейн получил пять лет за особо тяжкое преступление, и у нас есть два часа, чтобы понять, как он стал ребенком-преступником.

В современном нетуристическом Ливане полно городов, где дети выживают на улицах и берутся за любую работу. Зейн — один из тысяч таких мальчиков, чьи папа и мама пытаются выжить без крыши над головой. Они не могут позаботиться о старших детях, ругаются и пререкаются, рожают еще, хотя живут в одной комнате в доме без кроватей, куда их пустили на время. Здесь ножку маленького ребенка приковывают цепью к столу, чтобы он далеко не ушел — следить за ним все равно некому; дети продают свекольный сок, чтобы купить скудный ужин, или просто нюхают клей, курят сигареты и передают наркотики за решетку.

Потеряв любимую сестру Сахар (ее отдают замуж в 11 лет продавцу в магазине, который покупает ее фактически за лакрицу и лапшу), Зейн решает уйти из дома. Выживающие в аду, созданном и поддерживаемом родителями, уличные дети рассказывают старую как мир историю, известную нам от Диккенса до итальянских неореалистов. Бездомные дети давно наводнили улицы Бейрута, и спасительной соломинкой для Зейна становится дружба с эфиопской мигранткой с маленьким ребенком, которая тоже выживает, подрабатывая в ресторане.

«Капернаум» снят в Ливане без актеров: всех автор фильма Надин Лабаки нашла на улицах среди непрофессионалов — многие разыгрывают перед камерой фрагменты личных историй или историй людей, которые им знакомы. Большинство детей в кадре по-настоящему выросли в бедности, потеряли родителей или не знают своей даты рождения. Но то, что делает «Капернаум» (номинант на «Оскар») собственно кино, а не квазидокументальным исследованием бездомных Бейрута, — это камера и исполнитель главной роли — ребенок с невозмутимым взглядом и потрясающей органикой, прекрасно уловивший природу выживающего. Зейн не просто интуитивно умный уличный пацан, приспособляющийся и берущий на себя ответственность, этот герой — сама жизнь вопреки среде, которая произвела его на свет. Теперь эта жизнь снята на арабском летящей камерой, берущей общий план пыльных бейрутских крыш.


Смотреть? Возможно


Обложка: «Вольга»