«Верность»

Режиссер:
Нигина Сайфуллаева

В ролях:
Евгения Громова, Александр Паль, Марина Васильева

Лена (замечательная Евгения Громова) работает гинекологом в калининградской частной клинике и чаще всего сталкивается с молодыми небедными женщинами, планирующими семью. У самой Лены с собственным телом взаимопонимания нет: она отстраненная, малоопытная и рано вышла замуж.

Ее муж Сережа (Александр Паль с грустной улыбкой плюшевого мишки) — когда-то совершенно точно любимый — сейчас живет параллельной жизнью и играет в театре. Мир Лены — светлые холодные стерильные комнаты приемных, мир Сережи — сцена, игровая страсть с актрисами, вечеринки и друзья. Не очень ясно, как такие разные люди прожили в браке несколько лет — и от недопонимания и неудовлетворенности Лена начинает ревновать.

На телефон Сережи падают двусмысленные сообщения от его партнерши по спектаклю (Марина Васильева). Вместо того, чтобы обсудить свои подозрения, Лена воображает худшее и решается на реванш — не для мужа, а для самой себя. Одна, другая, третья измены выдирают ее из зоны комфорта, но одновременно с этим расковывают в браке, где давно не было событий. Новое поведение жены выводит Сережу из равновесия: она — непривычная, смелая, даже немного напористая — совсем не похожа на ту дистанцированную женщину, с которой он привык сосуществовать все это время.

Завоевать доверие актеров, расслабить их, дать им спокойные невычурные реплики — это дуэт режиссера Нигины Сайфуллаевой и сценаристки Любови Мульменко умеет еще с первого фильма Нигины «Как меня зовут». Там сексуальное пробуждение девочек-подростков совпадало с нервным возвращением в отчий дом и турбулентностью первой дружбы: саспенса добавляли намеки на инцест и конкурирующая тинейджерская чувственность Саши Бортич и Марины Васильевой.

Новый фильм дуэта прохладнее, выдержаннее и короче (длится меньше полутора часов), но тоже разыгран на несколько человек. Сценарий довольно точно ухватывает охлаждение и равнодушие усталого брака, где у слишком разных людей не хватает не только времени поговорить, но даже задать самим себе вопрос, что движет их отношениями, кроме инерции.

«Верность» была одним из самых обсуждаемых фильмов летнего «Кинотавра», но больших наград не получила. Все говорили о том, что таких откровенных фильмов о семье и сексе, да и эротических сцен, в отечественном кино никогда не было. Секса в российском кино действительно нет, а прямо о телесной близости не снимали, кажется, со времен «Маленькой Веры»: про секс в мейнстриме или сально шутят, или гасят свет в решающий момент, или показывают украдкой из соседней комнаты. «Верность» — очевидное исключение.

Но для преодоления общенационального стыда разговоров о сексе — а именно о стыде и способности быть честными с собой в конечном счете «Верность» — нужно больше одного фильма или отчаянный прыжок в бездну в духе Гаспара Ноэ, здесь явно не тот случай. Для любого человека младше 40 здесь не будет ничего неловкого или неожиданного. В «Близости» нет и намека на какую-нибудь «Жизнь Адель» или хотя бы персик из «Зови меня своим именем». Да, это не «Аритмия» о несчастном браке, где самый интимный момент — песня Валентина Стрыкало про Ялту и парус, но чувственность дана в «Верности» аккуратно мерным стаканчиком.

Мелодрама Сайфуллаевой осторожно движется в ту сторону, куда мировое кино пришло к началу 70-х, а страна, где секса не было, еще даже не приблизилась. Так по историческим причинам «Верность» осторожно мнется в коридоре с добрыми намерениями, как главные герои фильма неловко пытаются подступиться друг к другу после месяцев холода и отрицания.


Смотреть? Возможно


Обложка: WDSSPR