В кинотеатрах (пока еще не закрытых, несмотря на слухи) — новая, мрачная и реалистическая версия «Пиноккио» от одного из лучших итальянских режиссеров момента Маттео Гарроне. Алиса Таёжная — о фильме.

«Пиноккио»

Pinocchio

Режиссер
Маттео Гарроне

В ролях
Роберто Бениньи, Федерико Иелапи, Рокко Папалео, Массимо Чеккерини

Печально известный в итальянской деревне бедняк-столяр Джеппетто (Роберто Бениньи) бродит по соседям в поисках заработка: навязывает починку столов и стульев хозяину таверны и получает из сочувствия бесплатный ужин. Репутация у него хуже некуда, на нем — куртка и жилетка «дедушки дедушки маркиза», а в нищей комнате главная ценность — потрепанное красное покрывало. Пьющий сосед с радостью отдает Джеппетто полено, самовольно катающееся по его мастерской, — и после вечера обработки Джеппетто чувствует в недовырезанной кукле бьющееся сердце.

Теперь у него есть сын — сын! не просто кукла — Пиноккио (Федерико Йелапи с карими глазами-дротиками), а сыну нужен букварь, школа и приличная одежка — тут и пригождается красное покрывало. Выменяв последнее на школьный учебник, столяр отправляет Пиноккио учиться, но тот бежит в странствующий кукольный театр, где знакомится с живыми куклами — почти такими же, как он, только на веревках. В середине дня его и след простыл: деревянный ребенок уезжает с театральной труппой, встречает вороватых Лиса и Кота, пытается посеять пять золотых на Поле Чудес, знакомится со своей хранительницей феей, превращается в ослика, попадает в цирк, а потом и в пасть огромной рыбы. Впереди — тревожный взрослый мир, где никому нет до него дела, кроме покинутого папы: антропоморфные птицы, обезьяны, сверчок, улитка, общительный тунец — только несколько восхитительных героев, оживленных режиссером Гарроне со страниц Карло Коллоди. Степень сюрреализма, волшебства и фантазии сравнима или даже превосходит его же «Страшные сказки».

В ближайшее время планируется еще два «Пиноккио». Гильермо дель Торо делает проект для Netflix, а Роберт Земекис старается для Disney. Но экранизация итальянца Гарроне на его родном материале, скорее всего, так и будет стоять особняком — в том числе среди бесчисленных сказочных экранизаций, ставящих на звездные имена и компьютерную визуальность (привет, Disney). Герои этого «Пиноккио» — актеры, сросшиеся с клювами и жабрами, зелеными и серыми мордочками, — не ряженые и не нарисованные, а рукотворные чудеса мастера, понимающего природу волшебной сказки. В исполнении художника по гриму и невероятно проницательных костюмеров проходные эпизоды и персонажи нескольких минут выглядят как ожившие картины Босха. Персонажи Гарроне нелепо двигаются, хорошо шутят, неровно дышат и обладают той ускользающей телесностью, рядом с которой «Чем дальше в лес» или «Малефисента» выглядят как театр наспех слепленных масок.

Отлично чувствуя, что история Пиноккио — это сказка об одиночестве и случайном попадании беззащитного доброго ребенка в агрессивный мошеннический мир, Гарроне нанизывает эпизоды Коллоди с аккуратностью Гомера. Это действительно больше «Одиссея», чем детское зрелище, обманчиво зовущее родителей с детьми рейтингом 6+. Здесь не будет ничего совсем не понятного ребенку, но «Пиноккио» — недетская сказка. И, что важно, это ни минуты не классический советский мюзикл «Приключения Буратино», куда не попала и половина оригинальных итальянских придумок.

Если вы знакомы с тем, что уже делал Гарроне (а это его десятый полный метр и самый коммерчески успешный фильм), то знаете, как тонко он умеет работать с фантасмагорией и гротеском. Будь то криминальный «Догмэн» или разоблачающая постмодернизм «Реальность», в его фильмах достаточно черного юмора и мрака, который не уловят дети, но оценят внимательные взрослые. В этом «Пиноккио» есть бедность и коррупция, несказочное надувательство и антихристианское предательство, спасти от которого может только вмешательство доброго волшебства. Сказка полуторавековой давности об обреченности бедноты и борьбе за выживание и любовь резонирует с новостями обо всех существующих в реальности невезучих детишках, чью жизнь ценят не больше, чем полено.


Смотреть? Да


обложка: «Вольга»