The Village продолжает рассказывать о планах на зиму. Разобравшись с кино, концертами, театром и сериалами, мы переходим к выставкам.

На фотографии: «Вим Дельвуа»

«Вим Дельвуа»

Counter-Strike в мраморе, готический грузовик и татуировки

В этом году Галерея Гари Татинцяна снова покажет работы бельгийского художника-провокатора Вима Дельвуа (здесь же в 2014 году проходила первая персональная выставка Дельвуа в России). Если в прошлый раз упор делался на готическую серию художника, то теперь организаторы покажут работы из всех основных серий Дельвуа. Готический грузовик, занимавший весь последний зал, сейчас представлен в меньшем масштабе и соседствует с татуированной свиньей и знаменитой «Клоакой» — машиной, копирующей пищеварительную систему человека и производящей экскременты из продуктов питания. Но есть и новые работы: серия мраморных барельефов с изображениями сцен из игры Counter-Strike, напоминающие нам про «необходимость защищаться от злодеев и жестокости как в детстве, так и во взрослом мире».


когда

9 ноября — 9 февраля

где

Галерея Гари Татинцяна

«Сохрани мою речь навсегда»

Выставка к 80-летию гибели Осипа Мандельштама

Еще одной годовщине посвящена выставка к 80-летию со дня смерти Осипа Мандельштама. «Сохрани мою речь навсегда» — масштабная инсталляция, состоящая из коллажей дизайнера Ирины Горячевой и вещей Мандельштама: автографов, личных предметов и первых изданий его поэзии, которые должны создать «чувство сопричастности к судьбе и стихам поэта». В рамках выставки пройдет Мандельштамовский фестиваль с чтениями, экскурсиями и даже концертом Нойза МС, а в Центре документального кино покажут одноименный фильм режиссера Романа Либерова, который выступил куратором выставки.


Когда

13 декабря — 15 января

Где

Еврейский музей и центр толерантности

Вера Баркалова и Екатерина Коваленко

Fading Beauty

Смерть и красота в Ботаническом саду

В Ботанический сад МГУ в начале зимы нужно идти не только за тропическими фотографиями для инстаграма, но и чтобы посмотреть выставку двух молодых художниц Веры Баркаловой и Екатерины Коваленко, подготовленную совместно с галереей «Триумф». Художницы говорят о красоте человеческой жизни и смерти, сопоставляя их с красотой и жизненным циклом цветов: фотографии и скульптуры, увитые растениями, с течением времени меняются и подобно человеческому телу проходят путь от рождения до увядания. Так зритель получает возможность наблюдать процесс, обычно растянутый в течение жизни и от этого сложно уловимый.


Когда

22 ноября — 23 декабря

Где

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород»

На фотографии: «Радуга», Архип Куинджи

«Архип Куинджи»

Классика от Третьяковки

Помня успех персональных выставок Валентина Серова и Василия Верещагина, Третьяковка продолжает делать выставки одного художника. Под такие проекты традиционно отводится большое помещение на Крымском Валу, но поскольку оно сейчас занято аж двумя художниками — Ларионовым и Кабаковым, то Куинджи достался всего лишь скромный Инженерный корпус. В остальном все осталось так же: несколько разделов с названиями вроде «Тайна ночи», анимационный фильм про творчество художника и обещание «по-новому открыть личность Куинджи». Помимо хрестоматийной «Ночи на Днепре» (которых там три) и «Березовой рощи», можно увидеть работы из региональных музеев и большое количество эскизов (которые Куинджи ценил не меньше законченных работ) — именно на них и стоит обратить внимание и увидеть то самое новаторство, в котором Куинджи предвосхитил появление символизма, фовизма и экспрессионизма.


Когда

6 октября — 17 февраля

Где

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

«Бергман. Метаморфозы»

Знаменитый шведский режиссер через призму современного искусства

К 100-летию со дня рождения одного из ключевых режиссеров кино Ингмара Бергмана галерея на Солянке показывает выставку не о Бергмане, а о том, какой вклад он внес в современное визуальное и медийное искусство.

Выставка во многом субъективная и строится исключительно вокруг понимания творчества Бергмана куратором выставки, Кариной Караевой. Через экспозицию она пробует по-новому осмыслить его творчество: поведение персонажей в кадре через перформанс, а стилистику фильмов через живописные полотна. Само кино тоже будет, но на лекциях и обсуждениях, а ближе к концу года покажут и несколько фильмов, после просмотра которых можно самому понять, возможна или нет такая интерпретация.


Когда

13 ноября — 27 января

Где

Государственная галерея на Солянке

Евгений Антуфьев

«Когда искусство становится частью ландшафта». Часть II.

Световые инсталляции среди советской скульптуры

В ноябре в пространстве творческой мастерской С. Т. Конёнкова открылась выставка Евгения Антуфьева — одного из самых успешных современных российских художников. Антуфьев уже второй раз подряд представляет Россию на Европейской биеннале Manifesta. В этом году она проходила в Палермо, и там же проходила первая часть проекта «Когда искусство становится частью ландшафта». В его основе лежит проведение неочевидных связей между произведениями из разных эпох, которые практически никогда не выставляются рядом. В Италии работы Антуфьева мирно сливались с ландшафтом из скульптур греков, этрусков и финикийцев. На московской выставке скульптуры художника интегрируется уже в контекст советской монументальной скульптуры, представленной здесь работами самого Сергея Коненкова, Эрнста Неизвестного и Михаила Бурганова.

Эта экспозиция — лучший пример того, как современное искусство может сосуществовать с искусством более традиционным, не только не вступая с ним в конфликт, но и обогащая новыми значениями и делая их вновь актуальными.


Когда

9 ноября — 3 февраля

Где

Мемориальный музей «Творческая мастерская С. Т. Конёнкова»

Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог

«Когда искусство становится частью ландшафта». Часть III.

Лабиринт из нонконформистского и современного искусства

Параллельно со второй открывается и третья, заключительная часть проекта Антуфьева. В этой части Антуфьев вступает в диалог с представителем другой части советской реальности — неофициального искусства. Краснопевцева, как и Антуфьева, всегда привлекали темы времени, истории и меланхолии, неразрывно связанной с мыслью о смертности всего живого. И хотя это художники совершенно разных эпох и изобразительных языков, тем интереснее наблюдать за их диалогом, который будет происходить в формате тотальной инсталляции в форме лабиринта.


Когда

5 декабря — 24 февраля

Где

Мультимедиа Арт Музей

На фотографии: «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера»

«Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера»

Ретроспективы двух самых знаменитых мексиканских художников

Для тех, кто два года назад не смог посмотреть выставку Фриды Кало в Санкт-Петербурге, такая возможность будет сейчас. Тем более что, помимо работ с выставки в Музее Фаберже, в Москве покажут работы еще одного знаменитого мексиканца — Диего Риверы.

Кало и Ривера — одна из самых известных пар от мира искусства, их непростую историю любви знают все. Не стоит воспринимать эту выставку как оду любви двух великих художников: Фрида Кало — редкий пример художницы, которой удалось стать более успешной и независимой от знаменитого супруга. Да и организаторы делают акцент на том, что это именно ретроспективы двух самостоятельных художников, чьи работы соединятся только в центре экспозиции. На выставку стоит идти за тем, чтобы увидеть работы, которые по большей части хранятся только в мексиканских музеях и частных собраниях и до недавнего времени вообще неохотно вывозились за океан.


Когда

20 декабря — 12 марта

Где

Центральный Манеж

«Пикассо & Хохлова»

Русская культура в творчестве Пабло Пикассо

Если предыдущая выставка о двух самостоятельных художниках, то эта построена вокруг союза русской балерины Ольги Хохловой и ее мужа Пабло Пикассо. Перед кураторами стояла непростая задача — показать одного из самых известных и тиражируемых художников с незаезженного ракурса. В данном случае им стал контекст личной истории. Впервые выставку о влиянии брака с русской балериной и вместе с ней русской культуры на творчество испанского художника представил Национальный музей Пикассо в Париже в 2017 году. Московская экспозиция дополнена материалами из фондов Пушкинского музея: фотографиями, которые Ольга Хохлова в 1920-е годы присылала родственникам в Россию, а также архивами фонда FABA, возглавляемого внуком Хохловой и Пикассо, Бернаром Руис-Пикассо.


Когда

20 ноября — 3 февраля

Где

ГМИИ им. А. С. Пушкина

«Жак Липшиц (1891–1973). Ретроспектива»

Первая в России ретроспектива друга Модильяни, Пикассо и Сутина

Жака Липшица считают своим многие страны — Россия, где он родился, Франция, где сформировался творческий метод скульптора, Америка, куда он вынужден был переехать из-за сложившейся в Европе ситуации и своего еврейского происхождения, и наконец Израиль — по той же причине. Посольство Израиля даже приурочило эту выставку к 70-летию образования государства Израиль, в котором Лифшиц никогда не жил, но был похоронен.

На примере творческого пути скульптора можно понять, как происходил процесс становления скульптуры ХХ века: Липшиц прошел все стадии трансформации от натурализма к кубизму и практически абстракции, а также создал много знаковых образов нескольких эпох сначала в Европе (портреты Коко Шанель, Жана Кокто), а затем в Америке — на выставке как раз представлены портреты Гертруды Стайн и Джона Кеннеди.


Когда

27 ноября — 3 марта

Где

ММОМА, ул. Петровка, 25

«ARAKI. Чудовищный рай»

Новая серия скандального японского фотографа

Год культуры Японии еще не закончился, и галерея RuArts продолжает знакомить москвичей с японским искусством. Фотограф Нобуёси Араки получил мировую известность благодаря серии снимков, представляющих женщин, связанных в технике японского эротического связывания «кинбаку».

Новая серия «Чудовищный рай» (которая, кстати, впервые экспонируется где-либо) менее откровенная, но в основе имеет похожий посыл. Детально напечатанные цветы, насекомые и фигурки кукол, конечно, изображают не просто красивые натюрморты, а с присущей восточному искусству глубиной имеют подтекст и на самом деле передают разные стороны человеческой сущности, в которой сочетается жестокость и красота, эмоциональная раскрепощенность и физическая скованность.


Когда

8 декабря — 2 февраля

Где

RuArts Gallery


Фотографии: обложка — Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», 1 — Галерея Гари Татинцяна, 2 — Третьяковская галерея, 3 — Центральный Манеж