Продолжаем рассказывать о планах на зиму. Вслед за театральными событиями сезона — главные выставки.

Текст

Мария Евдокимова

Томас Гейнсборо

Лучо Фонтана. Ретроспектива

Впервые в Москву привозят одного из самых известных итальянских художников послевоенного времени. Его знаковые работы не спутать ни с чем — именно Лучо Фонтана придумал не расписывать, а прорезывать холст. К этому простому и радикальному действию, в котором выразилось окончательное освобождение от ограничений холста, художник шел много лет.

Знаменитые «Разрезы» (Tagli) художник создал лишь в последнее десятилетие своей жизни. Этой работе предшествовали долгие эксперименты со скульптурой, материалами, использованием неона и, главное, теоретические размышления на тему освобождающей роли науки для искусства — весь этот путь покажут в МАММ. И если самые знаменитые работы можно увидеть в итальянских музеях, то малоизвестную серию керамических распятий вряд ли увидишь где-то еще — директор музея Ольга Свиблова особенно гордится тем, что серию удалось заполучить, ведь фонд не давал ее на крупные ретроспективы ни в нью-йоркский Метрополитен, ни в музей Гуггенхайма.


Когда

27 ноября — 23 февраля

Где

Мультимедиа Арт Музей

Сколько

500 / 250 рублей

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова «Метафора, метафизика, метаморфоза»

Огромное пространство МАММ позволяет проводить несколько полноценных выставок одновременно — выставку Лучо Фонтаны с двух сторон обрамляет выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Диалог двух выставок не случаен: будучи людьми совершенно разных эпох, и Фонтана, и Инфанте в одно и то же время были увлечены космическими открытиями 50–60 годов, с той разницей, что Фонтана было уже за 50, а Инфанте — 20 с небольшим.

Позднее, в конце 1960-х, творчество Инфанте и Горюновой обратится в сторону синтеза природы, техники и человека. Их работы сами по себе оказывают терапевтический визуальный эффект, какой оказывает на нас сама природа. В идиллические природные пейзажи вписаны идеальные абстрактные фигуры — цветные или зеркальные, а ключевым звеном в балансе живого и неживого, природного и космического становится сам человек — и тот, кто создает, и тот, кто созерцает.


Когда

27 ноября — 16 февраля

Где

Мультимедиа Арт Музей

Сколько

500 / 250 рублей

Томас Гейнсборо

Пушкинский продолжает показывать великих классиков, на которых стоят очереди: в музее только-только закончился Якоб Йорданс, а теперь открылась выставка Томаса Гейнсборо. В России он известен прежде всего «Дамой в голубом», которая хранится в Эрмитаже.

За свою творческую карьеру Гейнсборо успел стать одним из основателей британской пейзажной школы живописи (несмотря на то, что Гейнсборо был по большей части портретистом, большее удовольствие ему приносили собственные пейзажи), был одним из основателей Королевской академии и стал любимым художником короля. Все годы плодотворной работы подробно отражены в выставке — более 100 работ и архивных материалов, и это лишь небольшая часть его наследия. Мужчины в париках, дамы в атласе, дети, похожие на ангелов и умиротворенные английские пейзажи: Гейнсборо настолько точно изобразил британское общество периода расцвета колониализма, что, кажется, герои всех фильмов о том времени были списаны именно с его полотен.

Разговорные портреты и графика, вымоченная в молоке: Гейнсборо в Пушкинском
ЧИТАТЬ


Когда

3 декабря — 1 марта

Где

ГМИИ имени Пушкина

Сколько

500 / 250 рублей

«Кристаллография Малевича и Леонидова»

«Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985»

Этой зимой «Гараж» пощадит москвичей и на время приостановит производство выставок-блокбастеров, заполняющих инстаграм примерно на полгода, и обратится к более вдумчивым, исследовательским темам. 11 декабря открывается выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» — она продолжит серию выставок-исследований работ из архива «Гаража».

Как следует из названия, выставка посвящена советскому арт-андерграунду, который, подобно тайникам в детской игре времен СССР, скрывали от окружающих. Речь не только об искусстве — кураторы создадут целую сеть из вещей, которые прятались от общественности и государственной цензуры: дневники, личные предметы, сама принадлежность человека к религиозной или духовной практике. Все эти архивные данные не стоит воспринимать лишь как документацию застоя — лучше подумать над тем, как один период отражает естественное для человека желание скрыть детали своей жизни и разделить их лишь с узким кругом людей.


Когда

11 декабря — 24 мая

Где

Музей современного искусства «Гараж»

Сколько

500 / 250 рублей

«Кристаллография Малевича и Леонидова»

Кажется, ни один выставочный сезон в Москве не обходится без выставок, посвященных авангарду, и этот — не исключение. Здесь нечему удивляться, ведь русский авангард, так горячо любимый на Западе, является неисчерпаемым источником тем, которые каждый сезон методично раскрывает галерея на Шаболовке. Этой зимой здесь проиллюстрируют прочную связь искусства 1910–1920-х годов и научных открытий этого же времени.

На примере подлинных рукописей художников, фотографий, писем и собственно самих произведений выставка покажет, что Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Наум Габо и другие авангардисты не только были знакомы с научными публикациями своего времени, но и активно применяли их в своем искусстве. Всем нам известны памятники конструктивистской архитектуры (а если нет, то по пути к галерее их можно изучить: в районе Шаболовки сохранилось много построек 1920–1930-х годов, и в галерее один зал почти целиком посвящен району), но выставка поможет увидеть первоисточник этих идей в открытиях кристаллической решетки Максом фон Лауэ, первых фотографиях снежинок, сделанных Уилсоном Бентли, и кристаллических исследованиях Брэггов — отца и сына.


Когда

5 декабря — 9 февраля

Где

Галерея на Шаболовке

Сколько

200 рублей

«Рик де Бу. Остерегайтесь открытых окон»

Еще один художник, проникшийся Малевичем и Матюшиным, — бельгиец Рик де Бу. Увлечение русским авангардом появилось у художника недавно: после прошлогодней поездки в Россию и рейда по музеям и художественным институциям художник решил сопоставить русский и европейский авангард, заодно показав свои работы из серий последних лет. Рику де Бу свойственно совмещать известные произведения искусства с явлениями массовой культуры и просто бытовыми сюжетами: квадраты Пита Мондриана в оконных проемах, знаменитый принт Burberry, будто разрезанный Лучо Фонтаной, и в целом бесконечный оммаж авангарду в любых геометрических фигурах. Ну и чтобы совсем погрузиться в мир Рика де Бу — одна из стен галереи будет отдана под реконструкцию его мастерской.


Когда

3 декабря — 14 января

Где

Галерея Рop / off / art

Сколько

бесплатно

«Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве»

«Дар»

Выставка в ММОМА с лаконичным названием «Дар» — проект художниц Натальи Грезиной и Анастасии Сухаревой-Морозовой, объединивших свои работы для размышления над темой даров, подарков, подношений в истории и современной культуре. Что такое дар? Самое сокровенное и любимое, желание безвозмездного жеста, соединения с близким или неблизким человеком, желание задобрить божество — для каждого это слово наполнено своим смыслом. Подарок уникален, ведь им может стать любой символический предмет, а для этого обмена всегда нужны двое.

Все эти аспекты на выставке постепенно раскрываются с разных сторон: в первом зале дар — как древняя традиция подношения даров в виде мечей, кинжалов, украшений; во втором дар — как процесс работы над собственным произведением, и наконец, дар — как простой подарок — инсталляция в последнем зале создана из подарков знакомых и незнакомцев художниц. 

По словам куратора Оксаны Чвякиной, которая, как и художницы, является выпускницей школы ММОМА «Свободные мастерские», эта тема особенно актуальна в предпраздничный период и показывает, как несмотря на прогресс и развитие технологий человек по-прежнему видит вокруг себя много мистики и отсылок к историческому прошлому, к мифологии. По словам одной из художниц, Натальи Грезиной: «Впервые тема вотивных даров меня заинтересовала после посещения католической церкви св. Антония в Сорренто в 2014 году. Стены, увешанные с потолка до пола маленькими изображениями органов человеческого тела, сделанные из серебра, выглядели и жутко, и захватывающе одновременно. Все эти глаза, руки, кишечники и сердца были благодарностью святому за исцеление.

«По мере погружения в тему я узнала, что в каждой культуре и религии есть свои вотивные дары с насыщенной историей, ритуалами и разнообразием видов. Для меня, в современном понимании, подарки ассоциируются с праздником, но это что-то материальное и зачастую практичное. Ритуалы и подарки изменились, но природа человека и его попытка выстроить диалог с чем-то сверхъестественным до сих пор актуальна» — добавляет художница.


Когда

10 декабря — 12 января

Где

ММОМА, Гоголевский б-р, 10

Сколько

350 / 150 рублей

«This is not a book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке»

В Образовательном центре ММОМА показывают коллекцию Дмитрия Волкова — мецената, собирателя искусства и, что удивительно, иногда соавтора произведений, которые он покупает. У коллекции есть два основных направления: книги и современное русское искусство. И если с книгами все более-менее понятно — редкие философские издания, зачастую первые или прижизненные, — то с современным искусством сложнее: здесь есть художники абсолютно разных периодов, работы всех жанров. В связи с этим у выставки есть две основные цели: первая — попытаться показать подсознание коллекционера со своим эклектичным набором пристрастий, а вторая — по-новому раскрыть книгу как выставочный объект.

Книга (особенно редкая) может восприниматься нами с нескольких сторон: это и художественный объект, и набор идей, и ассоциации, знакомые только нам. По словам Волкова, в таком ракурсе выставка пытается представить не только книги, но и остальные вещи из коллекции: картины, скульптуры и медиа­арт. Для полного погружения можно послушать аудиоэкскурсию с историями коллекционера о своих любимых работах, голосами кураторов и художников.


Когда

28 ноября — 26 января 

Где

Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский пер., 17

Сколько

бесплатно

«108»

Еще один способ проникнуть в мир коллекционирования — попасть в дом коллекционера. Красивая галерея fābula открылась недавно во флигеле московской усадьбы Баулиных в районе «Таганской». Сюда стоит прийти хотя бы ради атмосферы и необычного пространства: здание XVIII века снаружи и белые галерейные стены внутри, мезонин, разноуровневые пространства и, главное, большое количество необычных интерьерных предметов, созданных художниками.

Создатели галереи, не скрывая любви к беспредметному искусству и абстракции, выбирают художников, исходя из чистого восприятия их работ: все они должны идеально взаимодействовать с пространством, в котором находятся. Этой зимой, первой для галереи, здесь показывают выставку «108». Сделанные вручную керамические вазы (любую из которых можно купить), символы бесконечности, видео зачарованного леса и пластичных танцев: неторопливая, вдумчивая экспозиция для спокойного созерцания.


Когда

13 декабря — 16 января

Где

Fābula gallery

Сколько

бесплатно

«Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве»

Одними из самых важных сюжетов христианского искусства всегда являлись темы смерти и загробного мира — именно ради жизни после верующий человек старается жить праведно в настоящей жизни. Однако в изображениях эти сюжеты не так популярны как, скажем, Распятие или Воскресение, и редко удостаиваются отдельных выставок: тема смерти довольно пугающая, и с ней смириться сложно практически всем.

Музей имени Андрея Рублева старается заполнить этот пробел и показать, как разные христианские культуры изображали или пытались изобразить смерть и то, что случится после. Получилось подробное пособие по тому, что делать, когда твоя душа отделилась от тела, попала к ангелам (или бесам), и все это с персонажами в духе страдающего Средневековья.


Когда

22 ноября — 26 января 

Где

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Сколько

299 рублей


Фотографии: обложка — Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019, 1 — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 2 — Галерея на Шаболовке, 3 — Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева