Московские клубы продолжают переживать череду неприятностей. Вслед за «Симачевым» и «НИИ» 4 июня закрывается клуб «Плутон», который за пару лет превратился в одну из главных концертных площадок города. «Есть ощущение, что нужно быть осторожным, всегда быть начеку, потому что все может пойти не так», — говорил в конце 2018 года в интервью The Village сооснователь «Плутона» Андрей Алгоритмик. Осторожность не помогла: 15 мая Алгоритмик написал, что «есть внешние факторы и инстанции разных уровней, от которых зависит наша деятельность. Увы, но мы уже не готовы продолжать борьбу за „Плутон“».

Как рассказал The Village Алгоритмик, закрытие клуба связано с затяжным конфликтом с собственником помещения — непосредственно заводом «Плутон». «Для них мы были центром раздора и бухой молодежи», — рассказал сооснователь клуба. Из-за этого клуб не мог получить здание в долгосрочную аренду и из-за этого же не мог получить лицензию на крепкий алкоголь. По его словам, конфликт с заводом также привлек к клубу внимание полиции и префектуры Басманного района. В какой-то момент сопротивляться этому давлению стало бесполезно.

The Village поговорил с Алгоритмиком и сооснователями клуба Степаном Казарьяном и Алексеем Панковым о том, состоятся ли уже анонсированные до 4 июня концерты, о планах на будущее и причинах закрытия «Плутона».

Текст: Паша Яблонский, Лев Левченко


Андрей Алгоритмик

сооснователь клубов «Плутон» и Powerhouse

«Заводу не нравилось все это с самого начала — для них мы были центром раздора и бухой молодежи»

Проблемы начались около двух месяцев назад. До этого у нас были договоренности с Artplay (кластер, пересдающий помещения на территории Сыромятников разным организациям. — Прим. ред.) о том, что они поспособствуют нашему диалогу с заводом. Заводу не нравилось все это с самого начала — для них мы были центром раздора и бухой молодежи. Но так как мы заключили договор с Artplay, они выступали буфером между нами и заводом.

Невозможно продолжать работу в условиях, когда нам не дают долгосрочной аренды, лицензию на алкоголь, запрещают проводить ночные ивенты и по звонку отменяют четыре мероприятия, аргументируя это «звонком из органов».

Степан Казарьян

промоутер, сооснователь «Плутона», организатор фестиваля «Боль»

«Тяжело и обидно осознавать, что в нашем городе невозможно заниматься клубной деятельностью»

Все ивенты, которые были запланированы до 2 июня, состоятся. Мы заранее связались с промоутерами насчет мероприятий, которые были забукированы на более поздние даты. Впрочем, речь не идет об огромном количестве концертов, тем более что в определенный момент мы просто перестали принимать заявки.

Финальные толчки, которые приближали закрытие, шли один за другим. В какой-то момент мы поняли, что нам никогда не дадут долгосрочную аренду, что не позволит нам оформить лицензию на алкоголь. Примерно тогда же нам дали понять, что проводить ночные ивенты в «Плутоне» не получится. Вслед за этим нам начали выписывать штрафы — за все, что только можно. Так что продолжать заниматься «Плутоном» стало не только невозможно, но и небезопасно.

Отсутствие возможности делать ночные ивенты — это половина проблемы. Еще месяц назад мы надеялись, что сможем переформатироваться (The Village готовил материал о трансформации «Плутона», но так и не успел его выпустить в связи с закрытием клуба. — Прим. ред.),  хотя это изначально было очень тяжело. Тебя со всех сторон прессингуют, начиная от арендатора и заканчивая властными структурами, которые готовы тебя штрафовать и ограничивать, абсолютно не принимая во внимание, что в какой-то момент это приведет к закрытию самого бизнеса.

Я не могу однозначно сказать, собираемся ли мы открывать что-то вместо «Плутона», чтобы потом не выглядеть глупо, если мы вдруг что-то запустим. Пока что в приоритете разобраться с собственными долгами и залечить раны. Тяжело и обидно осознавать, что в нашем городе — я бы хотел акцентировать внимание на том, что это именно московская проблема, — по сути, невозможно заниматься клубной деятельностью, базирующейся не на мейнстримных рельсах. Я надеюсь, что мы сможем от этого отойти, перегруппироваться и найти какие-то силы, но, к сожалению, потребуются еще и деньги, которых у нас после этого эксперимента уже точно не осталось.

Алексей Панков

в «Плутоне» отвечает за маркетинг и коммерческие мероприятия

«Иногда правильнее уйти вовремя, чем откладывать кончину без достоинства»

Держать площадку такого масштаба в центре Москвы на территории действующего завода — далеко не самая легкая вводная. Не все торговые центры с подобным справляются, а тут к тому же еще и клуб — «серый» с точки зрения прав и обязанностей тип заведения в юридическом плане.

Проблемы были с разных сторон, нельзя выделить что-то конкретное. Но, определенно, нарастающие бюрократические и административные препятствия и невозможность продажи крепкого алкоголя в трудную минуту были одними из главных причин, что сподвигли нас к подобному решению. Мы добровольно решили миновать возможные будущие проблемы. Впрочем, я бы не бросался словами о систематических притеснениях и не искал бы в закрытии «Плутона» паттерн исчезновения клубов на карте Москвы.

Нас довольно часто штрафовали, но это не зависело от типа мероприятия. Проблемы носили либо сугубо внутренний, либо внешний характер. Риторика, что ночные мероприятия сподвигли к изменению «Плутона» на дневной формат из-за давления, во многом некорректна.

Отсрочить можно любой вопрос в любой области, от политики до большого бизнеса. Вопрос в цене отсрочки. В определенный момент, чтобы действительно бороться, нужны были силы и ресурсы. Мы, вероятно, смогли бы встать горой за это дело и продолжать преодолевать и административные, и финансовые трудности. Но иногда правильнее уйти вовремя, чем откладывать кончину без достоинства. Наша команда по-прежнему в позитивном настроении и продолжает работу, в том числе в сотрудничестве с новыми клубами. Я не поддерживаю паники насчет клубного дефицита в Москве.

И конечно же, мы планируем устроить вечеринку-закрытие и скоро ее анонсируем.



ФОТОГРАфии: Константин Митрохов