Летний выставочный сезон в Москве начался с открытия Международной биеннале молодого искусства. Традиционно биеннале — выставки, проходящие раз в два года, — создавались как места для показа современного искусства и обмена международным опытом между кураторами и художниками. Возраст участников московской биеннале не должен превышать 35 лет, ее цель — дать возможность молодым художникам и кураторам попасть в профессиональную художественную среду.

Тема основного проекта биеннале в этом году — «Абракадабра» — универсальное слово, известное во всех языках как магическое заклинание, описание полной бессмыслицы или название хита Стива Миллера из 80-х. Теперь оно должно объединить искусство более 60 художников со всего мира (из них девять — российские). По мнению куратора Лукреции Калабро Висконти, сейчас темой для объединения разных стран может стать только такая понятная всем бессмыслица, в которую превратилась наша жизнь. Почему — расскажет выставка.

Помимо основного проекта, у биеннале есть большая параллельная, стратегическая и образовательная программы. Хотя абракадабра — это тема лишь основного проекта, все они поднимают общие вопросы о том, как нам жить вместе в мире, где все перевернулось с ног на голову, чего ждать от будущего, настоящего и самих себя. The Village выбрал семь самых интересных выставок основной и параллельной программ, а также стратегических проектов, которые можно увидеть в Москве до конца лета.

Текст

Мария Евдокимова

Основной проект — «Абракадабра»

Где: квартал «Рассвет» на Красной Пресне

Столярный пер., 3, корп. 1

Когда: 8 июня — 31 июля

Основной проект, сделанный под руководством молодого итальянского куратора Лукреции Калабро Висконти, расположился в будто бы специально созданном для него пространстве — бывшем заводе квартала «Рассвет». Ранее закрытый для посетителей завод сохранил не только индустриальную атмосферу с приглушенным светом и хорошей акустикой, но и необычную зонированность: здесь есть как большие открытые залы, так и небольшие помещения, в каждом из которых только по одной видеоработе — их много, и мы советуем посмотреть каждую, тем более что в этих маленьких комнатах ничто не помешает погружению.

Темой основного проекта было выбрано слово «Абракадабра» — древнее заклинание, которое здесь стало символом явления необъяснимого и непереводимого, но понятного всем. Так как других тематических рамок задано не было, в экспозицию вошли очень разные работы: в одном пространстве художники из России, Европы, США и Азии по-своему рассуждают на тему «абракадабры» современности, в которой давно стерлась грань между работой и развлечением, частным и публичным, жизнью онлайн и офлайн. Абракадабра — это одновременно и мир, в котором мы живем, и заклинание, которое преображает реальность — то, что пытается делать искусство.

На что обратить внимание

Некоторые из работ можно (и нужно) трогать: мраморные скульптуры Елены Артёменко названы тактильными, а по саду-ковру немецко-американского художника Давида Бернштейна можно походить, сняв обувь, и получить новый осязательный опыт от прикосновения к разным предметам.

«Спасибо, пожалуйста, извини»

Где: ГЦСИ, ул. Зоологическая, 13, стр. 2

Когда: 9 июня — 22 июля

Если на основном проекте биеннале экспонаты можно трогать, то в пространстве выставки куратора Жени Чайки можно жить: гостиная, кухня, коридор, спальня и даже душ — все как в жизни. Сложно понять, что здесь не так, ведь в гостиной можно сесть за стол, в спальне лечь на кровать, сесть за компьютер и посмотреть видео, кругами ходить по квартире, пока на кухне мама моет посуду, а в ванной комнате кто-то принимает душ. Все меняется, когда начинаешь замечать, что посуда не убавляется, фарфоровый сервиз в гостиной стоит не для чая, а в душе, несмотря на шум, нет воды. Через такие простые образы рутинной домашней жизни художники пытаются сказать о проблеме более серьезной и глобальной, чем зацикленность и неосознанность наших ежедневных действий. Постепенно автоматизм начинает вырабатываться и в общении: многие эмоции (а чаще их отсутствие) по привычке можно заменить стикером/картинкой, которые уже ничего не значат. В этом эффекте подмены, который происходит постоянно, по-настоящему можно договориться только словами, которые мы с детства использовали как волшебные: «спасибо», «пожалуйста», «извини».

На что обратить внимание

На удачную форму подачи текста — на стенах его нет вообще. Вместо этого по всему пространству расставлены принтеры с номерами, каждый из которых соответствует номеру работы, — на них можно самостоятельно распечатать информацию о понравившейся работе и художнике. Так зритель может сам выбрать, о чем ему хочется узнать больше, при этом не чувствуя давления текста со стены, который (раз он здесь есть) нужно обязательно прочитать. В конечном счете это еще один наглядный пример осознанного действия вместо привычного чтения всего подряд.

«אדם קדמון» /«Адам Кадмон»

Где: WHO I AM GALLERY, Столярный пер., 3/13

Когда: 1 июня — 1 августа

В малоизвестной галерее через дорогу от основного проекта биеннале проходит выставка основателя галереи Джейкоба Якубова — он же Адам Кадмон. Из всех проектов биеннале этот наиболее четко следует своей главной идее, в основе которой лежит «Миф о первоначальном человеке» (художник поменял имя на «Адам Кадмон» — в переводе с иврита «первый человек»). Согласно мифу, каждая сущность — это целое, распавшееся на многие мелкие предметы. Вся выставка — тотальная инсталляция из предметов, которые могли бы составлять личность первого человека. Несмотря на библейскую основу, выставка получилась глубокой и ироничной одновременно: зрителей встречает еврейская кипа размером со стену, а у местной Стены плача можно задать вопрос и получить на него ответ на бумажке, как из китайского печенья с предсказаниями.

На что обратить внимание

Инсталляция иммерсивная, практически все работы требуют участия зрителя. Каждый может примерить на себя роль Адама Кадмона: посидеть под кипой и поразмышлять, потрогать руками первоначальные элементы — землю, траву, нут, оставить вопрос в Стене плача и так далее.

Перформанс Young Girl Reading Group (Дорота Гаведа и Эгле Кулбокайте), участниц проекта «Ведутся революционные работы» в MMOMA на Гоголевском бульваре

«Идеальный возраст»

Где: Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский пер., 17

Когда: 6 июня — 2 сентября

Недавно открывшийся Образовательный центр ММОМА, помимо новой библиотеки и учебной зоны, вмещает в себя три этажа для выставок, некоторые из которых участвуют в параллельной программе биеннале.

В обычной жизни тема возраста касается каждого, а в рамках молодежной биеннале — единственной выставки с возрастным ограничением для участников — становится особенно актуальной и болезненной для самих художников. В обществе, зацикленном на темах вечной молодости, красоты и продуктивности, усиливается страх взросления и старения — последнее приравнивается к болезни, о которой предпочитают не думать. Как молодые художники, так и те, кто достиг 35-летнего возраста и находится на середине пути, стараются осмыслить этот общий социальный невроз через образы трех возрастов — детства, зрелости и старости — в попытке ответить на вопрос: какой он, идеальный возраст?

На что обратить внимание

Проект «Идеальный возраст» проходит сразу на двух площадках. Вторая его часть (более фантазийная и поэтическая) находится в Музее AZ, над зданием которого парит вечно юная мифическая птица Sirin — невидимая виртуальная скульптура Максима Свищева, которую можно увидеть, как покемона, только скачав одноименное приложение.

«Britanka COOP», «Классное собрание», «Аффект наблюдателя»

Где: ЦСИ «Винзавод» (Большое винохранилище, Цех белого).

4-й Сыромятнический пер., 1/8 , стр. 6 и 8

Когда: 8 июня — 8 июля

На «Винзаводе» проходит сразу несколько специальных проектов в рамках биеннале. Это три выставки работ студентов из московских учебных заведений, обучающих по программам современного визуального искусства: Британской высшей школы дизайна, Школы фотографии имени Родченко и (с недавних пор) Высшей школы экономики. На все выставки можно сходить разом и сравнить подходы к современному художественному образованию: «Британка» подготовила трехчастную выставку о ритуале, времени и теории относительности Эйнштейна; Школа Родченко во главе с художником Сергеем Братковым показывает результаты работы девяти своих мастерских, а дебютная для «Вышки» выставка стала размышлением об отношениях наблюдателя (зрителя) и наблюдаемого (объекта искусства).

На что обратить внимание

Если работы студентов «Британки» захочется увидеть еще, то до 19 июля стоит сходить в галерею «Электрозавод», где пройдет их совместная выставка с художником Александром Плюсом, посвященная популярной на биеннале теме человека, потерявшегося в лабиринте технологий. Это особенно актуально в галерее, где не работают телефонная связь и интернет.


Фотографии: Московская международная биеннале молодого искусства