26 января, среда
Москва
Войти

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ» «Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»

В субботу, 19 мая, в подъезде модернистского «дома на ножках» на проспекте Мира, 184, (The Village подробно рассказывал о нем) откроется галерея «Чрезвычайная коммуникация». Это проект художницы, поэтессы, создательницы акции «#тихийпикет» Дарьи Серенко и ее друзей — кураторов Александры Киселевой и Ольги Машинец: вместе они проводили мероприятия в московских библиотеках. «Мы давно мечтали открыть свое выставочное пространство», — говорила в декабре 2017-го Серенко, поселившаяся в доме за полгода до того. Простое желание где-то выставлять свои работы в итоге переросло в масштабный эксперимент по изучению самого дома, его жителей и природы взаимоотношений между ними. Прежде чем открыть галерею, Серенко и ее соседи провели в подъезде несколько праздников, лекций по архитектуре и фотографии и даже джазовые концерты. Это позволило не только подготовить жильцов к появлению в их доме галереи современного искусства, но и познакомить их друг с другом. Оказалось, что даже в огромном (480 квартир) доме, построенном по заветам Ле Корбюзье, можно создать дружескую, добрососедскую обстановку — нужно только этого захотеть.

Все получилось. 100 тысяч рублей на открытие галереи собрали на «Планете.ру», работы для первой экспозиции — по знакомым и соседям. В результате в подъезде появилась библиотека, рабочее место и постоянная медиаэкспозиция. Пока что — о самом доме и модернизме, но в планах — выставка о творчестве домашних животных и театрализованное представление. The Village побывал в галерее накануне открытия и поговорил с Серенко и Киселевой о том, что такое «Чрезвычайная коммуникация», почему современное искусство должно быть для всех и зачем подъездам и дворам нужны кураторы.

Дарья Серенко

жительница дома, художница, куратор

Александра Киселева

художница, куратор


О галерее

Вся история началась с того, что нам захотелось сделать собственное выставочное пространство, чтобы показывать то, что делаем мы и что интересно нам. Мы уже начали выбирать пространство, но потом решили попробовать сделать его в «доме на ножках». Позвонили в совет дома, оказалось, что ему в этом году исполняется 50 лет. Мы не очень любим прикручивание открытий проектов к круглым датам и юбилеям, в этом есть что-то чиновническое. Но людям это нравится. К тому же юбилей дома повлиял на контент выставки.

Мы еще ни разу не слышали о галерее в подъезде. Почву для создания галереи и выставки мы подготавливали через налаживание связей с местными жителями: проводили совместные праздники, устраивали лекции. В доме живут больше тысячи человек, про галерею, конечно, знают не все. Наш основной канал связи — чаты, но в них сидит примерно одна пятая часть жильцов дома.

Негатив возникал, но он снимался, когда мы объясняли, что мы делаем и как в этом можно поучаствовать. Атмосфера недоверия нам понятна. Просто представьте: незнакомый человек говорит, что собирается использовать ваш подъезд для своих целей. Сразу возникают мысли, что этот человек хочет наживы, что он это делает не потому, что ему интересно, а потому, что у него есть меркантильный интерес. Мы боролись с этим, объясняя, как работает краудфандинг, проводя совместные мероприятия на Масленицу, Новый год и 9 Мая. У нас появились друзья среди соседей, мы вместе пьем вино, ходим по магазинам, гуляем с собаками. Подготовка выставки проходила параллельно с процессом налаживания товарищеских отношений с жильцами дома, все заняло где-то полгода. В итоге все те жители, с которыми мы смогли пообщаться, были только «за».

При создании галереи мы ориентировались на саму архитектуру, на принципы Ле Корбюзье, которые заложены в этом доме. Это дом, в котором есть общественные пространства: в том месте, где ножки, в больших холлах подъездов. Другое дело, что по факту они оказываются никому не нужны. Так произошло в Доме Наркомфина, который за первые несколько десятилетий превратился совсем в другой дом: пространство под вторым этажом заложили кирпичами, перестала работать столовая и прачечная. Может быть, потому что этим пространствам не хватает куратора. Тут еще важна смена идеологии. Сначала ориентация была на левую повестку, потом ее поглотил капитализм, и общежитие было переосмыслено. Пространство и власть сейчас воспринимаются по-другому.

Мы изначально хотели делать галерею на деньги от краудфандинга. Но в итоге помощники все равно нашлись: МТС подарили техники на 100 тысяч, типография бесплатно сделала печать. А деньги от краудфандинга ушли ровно на то, что нам нужно: создание экспозиции, закупку освещения, материалов, мебели.

О том, что такое «Чрезвычайная коммуникация»

«Чрезвычайная коммуникация» — это наш чат, в котором мы общались, когда работали в библиотеках. Тогда все всегда было срочно, в последний момент, на коленке. Наша молодая команда среди библиотечной жизни чувствовала себя достаточно чрезвычайно. Это было бесконечное ЧП. Потом, когда вся библиотечная история благополучно развалилась, чат продолжил выполнять свою функцию: там мы обсуждаем все бедствия, которые нам господь на голову посылает и просто ноем друг другу.

В контексте галереи чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции, потому что подъезд — это очевидно небезопасное пространство. Из-за этого взаимодействие с искусством в нем похоже на то, как мы взаимодействовали с библиотеками.

Так как галерея называется «Чрезвычайная коммуникация», мы хотим, чтобы коммуникация была магистральной темой.

О первой выставке

Мы хотим актуализировать для людей этот дом. Он — уникальный, жители это понимают и сами хотят такой актуализации, чтобы дом воспринимался не просто как «панелька». Поэтому первую выставочную волну мы решили сделать про осознание места, осознание общего жилого пространства.

Концепцию выставки и галереи мы продумывали внутри нашей кураторской группы, согласовывая ее с советом дома и просто жильцами. В процессе работы над выставкой мы познакомились с девушкой, у которой есть проект «Дом замечательных людей» (Instagram, Telegram): она полгода собирала материалы о жильцах дома. Этот проект тоже будет представлен на выставке.

В галерее будет золотая рамка метр на метр, в которую любой житель дома сможет вставить свою работу. В доме живет много творческих людей, и всегда идет обмен вещами, книжками, почему бы не обмениваться еще и искусством? Отличная возможность посмотреть на то, что ты делаешь, под другим углом.

Мы пока не знаем, сколько продлится выставка. Хочется, чтобы она мутировала, там появлялись новые работы. После этой выставки у нас будет экспозиция об искусстве домашних животных. Попытаемся посмотреть на действия, которые совершают домашние животные, как на арт.

Об элитарности

Обычно художники делают нечто радикальное в местах, куда не попадают обычные люди. Галереи — это в основном закрытые места; на что эта экспериментальность-то вся рассчитана? Как и в библиотеках, наша функция здесь в том, чтобы разрушать элитарность. Разрушать отношение к современному искусству или современной литературе как к чему-то такому, для чего нужна специальная подготовка. Все это может происходить по-другому. В библиотеках мы проводили лекции, фестивали и другие открытые мероприятия, где рассказывали людям, которые последний раз читали, может быть, Пушкина, про современную литературу. Это хорошо воспринималось. Потому что не было иерархии и вот этой истории, что пришли колонизаторы, захватили пространство и начали свысока говорить о том, какие все вокруг недалекие.

В 90-е люди начали устанавливать в подъезде баррикады — решетки при входе в тамбур и все такое. Жильцы рассказывали, что тогда было много историй, как кто-то у кого-то украл велосипед или что-то еще. Даша, например, жила в доме в Гольянове, где в магазине держали в рабстве мигрантов. Ходила мимо него каждый день. Бедность, бардак, ситуация небезопасности — все это очень сильно нервирует людей. Они не то что не хотят общаться с соседями, даже садятся с ними в разные лифты, если их в подъезде два. Нам хотелось это изменить, хотя бы в одном доме — и у нас, кажется, получилось.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ»
Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ» The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ»

Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ»
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро
Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро The Village поговорил с участницей акции «#тихийпикет» о её деятельности, плакатах и планах на будущее
Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро

Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро
The Village поговорил с участницей акции «#тихийпикет» о её деятельности, плакатах и планах на будущее

Как смотреть «Генеральную репетицию»
Как смотреть «Генеральную репетицию» Из чего сделана самая амбициозная выставка года
Как смотреть «Генеральную репетицию»

Как смотреть «Генеральную репетицию»
Из чего сделана самая амбициозная выставка года

Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев»
Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев» 8 самых неочевидных площадок акции, которые стоит посетить
Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев»

Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев»
8 самых неочевидных площадок акции, которые стоит посетить

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Первая полоса

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Квартира на «Авиамоторной»: Пять слоев обоев и тайная комната

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января? Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин
Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?

Чем заняться в Москве в последнюю неделю января?
Арт-терапия, уик-энд Дэвида Линча и дегустация австрийских вин

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел

Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Культ эгоизма, «пельмешки с мазиком» и раздельный санузел
Какие у россиян традиционные ценности на самом деле

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов
Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию

Как правильно варить бульон из курицы, мяса или веганскую версию
Подробная инструкция и несколько универсальных рецептов

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке
Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке
Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

Как будет выглядеть крупнейший в России музейный кластер, который построят в Коммунарке

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости
«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили

«Винага» на Большой Грузинской: Место на случай, если обычные рестораны наскучили
И хочется не только выпить вина и поесть, но и прийти к кому-то в гости

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях И помогут ли в этом комментарии под постами
Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях

Как знакомиться с нужными людьми в соцсетях
И помогут ли в этом комментарии под постами

На что живут доулы
На что живут доулы «Приходится быть на связи с роженицей 24/7»
На что живут доулы

На что живут доулы
«Приходится быть на связи с роженицей 24/7»

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни
Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса

Для путешественников, медработников и детей: Как выбрать страховку от коронавируса
Сравниваем цены и условия, ищем подводные камни

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

«Я влюбился и стал жертвой финансовой пирамиды»

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно
Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

Toilet Paper теперь делает косметику. Вот что вам нужно

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить Свежие кофейные открытия
19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить

19 новых кофеен в Москве, которые вы могли пропустить
Свежие кофейные открытия

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт
Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван

Стеклянный потолок, стигма и одиночество: Стоит ли смотреть «Событие» Одри Диван
Нелегкую экранизацию книги Анни Эрно про аборт

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Подпишитесь на рассылку