Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ» «Чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции»

Как устроена галерея «Чрезвычайная коммуникация» в подъезде «дома на ножках» на «ВДНХ»

В субботу, 19 мая, в подъезде модернистского «дома на ножках» на проспекте Мира, 184, (The Village подробно рассказывал о нем) откроется галерея «Чрезвычайная коммуникация». Это проект художницы, поэтессы, создательницы акции «#тихийпикет» Дарьи Серенко и ее друзей — кураторов Александры Киселевой и Ольги Машинец: вместе они проводили мероприятия в московских библиотеках. «Мы давно мечтали открыть свое выставочное пространство», — говорила в декабре 2017-го Серенко, поселившаяся в доме за полгода до того. Простое желание где-то выставлять свои работы в итоге переросло в масштабный эксперимент по изучению самого дома, его жителей и природы взаимоотношений между ними. Прежде чем открыть галерею, Серенко и ее соседи провели в подъезде несколько праздников, лекций по архитектуре и фотографии и даже джазовые концерты. Это позволило не только подготовить жильцов к появлению в их доме галереи современного искусства, но и познакомить их друг с другом. Оказалось, что даже в огромном (480 квартир) доме, построенном по заветам Ле Корбюзье, можно создать дружескую, добрососедскую обстановку — нужно только этого захотеть.

Все получилось. 100 тысяч рублей на открытие галереи собрали на «Планете.ру», работы для первой экспозиции — по знакомым и соседям. В результате в подъезде появилась библиотека, рабочее место и постоянная медиаэкспозиция. Пока что — о самом доме и модернизме, но в планах — выставка о творчестве домашних животных и театрализованное представление. The Village побывал в галерее накануне открытия и поговорил с Серенко и Киселевой о том, что такое «Чрезвычайная коммуникация», почему современное искусство должно быть для всех и зачем подъездам и дворам нужны кураторы.

Дарья Серенко

жительница дома, художница, куратор

Александра Киселева

художница, куратор


О галерее

Вся история началась с того, что нам захотелось сделать собственное выставочное пространство, чтобы показывать то, что делаем мы и что интересно нам. Мы уже начали выбирать пространство, но потом решили попробовать сделать его в «доме на ножках». Позвонили в совет дома, оказалось, что ему в этом году исполняется 50 лет. Мы не очень любим прикручивание открытий проектов к круглым датам и юбилеям, в этом есть что-то чиновническое. Но людям это нравится. К тому же юбилей дома повлиял на контент выставки.

Мы еще ни разу не слышали о галерее в подъезде. Почву для создания галереи и выставки мы подготавливали через налаживание связей с местными жителями: проводили совместные праздники, устраивали лекции. В доме живут больше тысячи человек, про галерею, конечно, знают не все. Наш основной канал связи — чаты, но в них сидит примерно одна пятая часть жильцов дома.

Негатив возникал, но он снимался, когда мы объясняли, что мы делаем и как в этом можно поучаствовать. Атмосфера недоверия нам понятна. Просто представьте: незнакомый человек говорит, что собирается использовать ваш подъезд для своих целей. Сразу возникают мысли, что этот человек хочет наживы, что он это делает не потому, что ему интересно, а потому, что у него есть меркантильный интерес. Мы боролись с этим, объясняя, как работает краудфандинг, проводя совместные мероприятия на Масленицу, Новый год и 9 Мая. У нас появились друзья среди соседей, мы вместе пьем вино, ходим по магазинам, гуляем с собаками. Подготовка выставки проходила параллельно с процессом налаживания товарищеских отношений с жильцами дома, все заняло где-то полгода. В итоге все те жители, с которыми мы смогли пообщаться, были только «за».

При создании галереи мы ориентировались на саму архитектуру, на принципы Ле Корбюзье, которые заложены в этом доме. Это дом, в котором есть общественные пространства: в том месте, где ножки, в больших холлах подъездов. Другое дело, что по факту они оказываются никому не нужны. Так произошло в Доме Наркомфина, который за первые несколько десятилетий превратился совсем в другой дом: пространство под вторым этажом заложили кирпичами, перестала работать столовая и прачечная. Может быть, потому что этим пространствам не хватает куратора. Тут еще важна смена идеологии. Сначала ориентация была на левую повестку, потом ее поглотил капитализм, и общежитие было переосмыслено. Пространство и власть сейчас воспринимаются по-другому.

Мы изначально хотели делать галерею на деньги от краудфандинга. Но в итоге помощники все равно нашлись: МТС подарили техники на 100 тысяч, типография бесплатно сделала печать. А деньги от краудфандинга ушли ровно на то, что нам нужно: создание экспозиции, закупку освещения, материалов, мебели.

О том, что такое «Чрезвычайная коммуникация»

«Чрезвычайная коммуникация» — это наш чат, в котором мы общались, когда работали в библиотеках. Тогда все всегда было срочно, в последний момент, на коленке. Наша молодая команда среди библиотечной жизни чувствовала себя достаточно чрезвычайно. Это было бесконечное ЧП. Потом, когда вся библиотечная история благополучно развалилась, чат продолжил выполнять свою функцию: там мы обсуждаем все бедствия, которые нам господь на голову посылает и просто ноем друг другу.

В контексте галереи чрезвычайность заключается в том, что здесь искусство находится в незащищенной позиции, потому что подъезд — это очевидно небезопасное пространство. Из-за этого взаимодействие с искусством в нем похоже на то, как мы взаимодействовали с библиотеками.

Так как галерея называется «Чрезвычайная коммуникация», мы хотим, чтобы коммуникация была магистральной темой.

О первой выставке

Мы хотим актуализировать для людей этот дом. Он — уникальный, жители это понимают и сами хотят такой актуализации, чтобы дом воспринимался не просто как «панелька». Поэтому первую выставочную волну мы решили сделать про осознание места, осознание общего жилого пространства.

Концепцию выставки и галереи мы продумывали внутри нашей кураторской группы, согласовывая ее с советом дома и просто жильцами. В процессе работы над выставкой мы познакомились с девушкой, у которой есть проект «Дом замечательных людей» (Instagram, Telegram): она полгода собирала материалы о жильцах дома. Этот проект тоже будет представлен на выставке.

В галерее будет золотая рамка метр на метр, в которую любой житель дома сможет вставить свою работу. В доме живет много творческих людей, и всегда идет обмен вещами, книжками, почему бы не обмениваться еще и искусством? Отличная возможность посмотреть на то, что ты делаешь, под другим углом.

Мы пока не знаем, сколько продлится выставка. Хочется, чтобы она мутировала, там появлялись новые работы. После этой выставки у нас будет экспозиция об искусстве домашних животных. Попытаемся посмотреть на действия, которые совершают домашние животные, как на арт.

Об элитарности

Обычно художники делают нечто радикальное в местах, куда не попадают обычные люди. Галереи — это в основном закрытые места; на что эта экспериментальность-то вся рассчитана? Как и в библиотеках, наша функция здесь в том, чтобы разрушать элитарность. Разрушать отношение к современному искусству или современной литературе как к чему-то такому, для чего нужна специальная подготовка. Все это может происходить по-другому. В библиотеках мы проводили лекции, фестивали и другие открытые мероприятия, где рассказывали людям, которые последний раз читали, может быть, Пушкина, про современную литературу. Это хорошо воспринималось. Потому что не было иерархии и вот этой истории, что пришли колонизаторы, захватили пространство и начали свысока говорить о том, какие все вокруг недалекие.

В 90-е люди начали устанавливать в подъезде баррикады — решетки при входе в тамбур и все такое. Жильцы рассказывали, что тогда было много историй, как кто-то у кого-то украл велосипед или что-то еще. Даша, например, жила в доме в Гольянове, где в магазине держали в рабстве мигрантов. Ходила мимо него каждый день. Бедность, бардак, ситуация небезопасности — все это очень сильно нервирует людей. Они не то что не хотят общаться с соседями, даже садятся с ними в разные лифты, если их в подъезде два. Нам хотелось это изменить, хотя бы в одном доме — и у нас, кажется, получилось.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ»
Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ» The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ»

Я живу в «доме на ножках» на «ВДНХ»
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро
Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро The Village поговорил с участницей акции «#тихийпикет» о её деятельности, плакатах и планах на будущее
Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро

Акционистка Дарья Серенко — о «#тихомпикете» и реакции пассажиров метро
The Village поговорил с участницей акции «#тихийпикет» о её деятельности, плакатах и планах на будущее

Как смотреть «Генеральную репетицию»
Как смотреть «Генеральную репетицию» Из чего сделана самая амбициозная выставка года
Как смотреть «Генеральную репетицию»

Как смотреть «Генеральную репетицию»
Из чего сделана самая амбициозная выставка года

Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев»
Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев» 8 самых неочевидных площадок акции, которые стоит посетить
Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев»

Царский сад, квартира Южина и «дом на ножках»: Куда идти в «Ночь музеев»
8 самых неочевидных площадок акции, которые стоит посетить

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Социолог, психолог, журналист и священник — о резне в российских школах

Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Первая полоса

Социолог, психолог, журналист и священник — о резне в российских школах
Социолог, психолог, журналист и священник — о резне в российских школах Кто виноват и что делать
Социолог, психолог, журналист и священник — о резне в российских школах

Социолог, психолог, журналист и священник — о резне в российских школах
Кто виноват и что делать

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Приходим в себя после майских: Как провести неделю Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве
Приходим в себя после майских: Как провести неделю

Приходим в себя после майских: Как провести неделю
Лучшие концерты, выставки и кинопоказы в Москве

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами Новые трассы только усилят пробки
Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами

Шоссе в никуда: Еще один лес в Москве уничтожат дублерами
Новые трассы только усилят пробки

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ
Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где покупать одежду дешевле и продавать ненужную: 9 российских ресейл-платформ

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве
Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Где есть сэндвичи с пастрами в Москве

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб Мы узнали, почему так дорого
Сколько на самом деле стоит вылечить зуб

Сколько на самом деле стоит вылечить зуб
Мы узнали, почему так дорого

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут А зарплата — нет
Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут

Как экономить и откладывать деньги, когда цены постоянно растут
А зарплата — нет

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom
10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году

10 альбомов, которые вы могли пропустить в 2021 году
Ирландец For Those I Love, «ИХНАБТБ» и норвежский постпанк Pom Pom

Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни
Как сделать квартиру удобной для жизни

Как сделать квартиру удобной для жизни

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Куда можно поехать в отпуск
Куда можно поехать в отпуск От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень
Куда можно поехать в отпуск

Куда можно поехать в отпуск
От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень

Где гулять в Москве
Где гулять в Москве 9 маршрутов и музыка для них
Где гулять в Москве

Где гулять в Москве
9 маршрутов и музыка для них

Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома

Как приготовить пасхальный кулич дома

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Подпишитесь на рассылку